Конспект урока.Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 6 класс
план-конспект урока (6 класс) на тему

Урок в коррекционной школе

Цель: учить правописанию имен прилагательных мужского и среднего рода

Задачи:

-Образовательная:    формирование навыков правописания окончаний имён прилагательных в  дательном  падеже;

-Развивающая: развитие умения выявлять связь прилагательных с существительными и  определять падеж прилагательных по падежу имён существительных;  систематизация  и обобщение знаний об именах прилагательных; коррекция  памяти и внимания.

-Воспитательная: воспитание интереса к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d.p._prilagatelnyh.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дательный  падеж имён прилагательных

мужского и среднего рода

6 класс

Цель: учить правописанию имен прилагательных мужского и среднего рода

Задачи:

-Образовательная:         формирование навыков правописания окончаний имён прилагательных в  дательном  падеже;

-Развивающая: развитие умения выявлять связь прилагательных с существительными и  определять падеж прилагательных по падежу имён существительных;  систематизация  и обобщение знаний об именах прилагательных; коррекция  памяти и внимания.

-Воспитательная: воспитание интереса к родному языку.

Оборудование: таблица « Падежные окончания имён прилагательных»;  предметы(яблоко, виноград, тыква, перец); карточки  для «Орфографической минутки», карточки с прилагательными,  игра «Лесенка», магниты « лягушонок» , «лягушка».

Ход урока.

1. Организационный момент.        

-Сядьте правильно.

 Обратите внимание на осанку. Настроение хорошее.

 Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Повторение пройденного материала.

-Ребята, какую часть речи вы изучаете? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное? Дайте полное определение этой части речи. Для  чего в речи используют имена прилагательные?

-Верно, без них речь была бы невыразительной, бедной, а сейчас с  их помощью  мы узнаем  о цвете, форме, запахе, качестве вот этих предметов ( яблоко, виноград, тыква, перцы)

Задание 1. У меня в руках яблоко.  Какое оно? (спелое, красное, крупное, ароматное).

 Далее  ученики подбирают прилагательные  к каждому предмету, поставив вопрос от существительного, а также определяют род  и число  имён  прилагательных, объясняя, что во множественном числе род не определяется.        

Задание 2. Ученики называют предметы, которые видят в классе, определяют часть речи (  класс, шкафы, доска, окна, ученики). Составьте предложение из этих существительных (  В классе, где есть шкафы, доска и окна, учатся ученики.)

-Как вы считаете, интересное получилось предложение?  А теперь подберём к каждому существительному имя прилагательное. Смотрите, как изменилось предложение:

«В нашем светлом классе с большими чистыми окнами, где есть книжные шкафы и классная доска, учатся замечательные, весёлые и умные ученики».

-Ответ стал развёрнутым, полным, а речь точной и образной. Что нам помогло?

 Имя прилагательное.

3.Проверка домашнего задания с.157 №258. Проверка (выборочно) – в словосочетаниях имён прилагательных с существительными  определить падеж.

-Что необходимо сделать прежде, чем писать окончание

- От какого слова зависит род, число, падеж прилагательных?

- Назовите окончания прилагательных  м. и ср. рода в Р. п.

4. Орфографическая минутка. Карточки с предложением « мы ж . веем  вкрасивом Городе мытищи».Для слабых учеников индивидуальное задание. Задача учащихся вставить пропущенные орфограммы. Проверка на доске.

Дополнительные вопросы:

- Какое предложение по цели высказывания?

-  Найдите в тексте имя прилагательное. С каким существительным оно согласуется?

5. Объяснение нового материала.

Мы продолжаем изучать часть речи « Имя прилагательное».  Знаете, как оно рассказывает о себе:

С одними существительными не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха,  ни звука.

Но если нас к ним приложить, им веселее станет жить!

- Да, прилагательные как - бы прилагаются к существительным ( отсюда название), им приходится приспосабливаться, изменяться вместе с ними по родам, числам, падежам.

Сегодня мы продолжаем наблюдать за изменениями имён прилагательных  в дательном падеже.

а). Работа с учебником у доски и в тетрадях с. 158 №259. Задача: выписать словосочетания, поставить вопрос от существительного к прилагательному, выделить окончания, определить падеж прилагательных.

Вывод:  прилагательные м. р. и ср. р. в Д. п. отвечают на вопрос: КАКОМУ? И имеют окончания  -ОМУ, - ЕМУ. Запись схемы в тетради.

б). Анализ словарного слова КАЛЕНДАРЬ ( система счёта дней в году).

Поставьте ударение, выделите безударные гласные, подберите однокоренные слова, подберите прилагательные ( красивый, настенный, маленький и т. д.)   Предлагаю загадку:

Под Новый год пришёл он в дом весёлым бодрым толстяком. Но каждый день терял он вес, и, наконец, совсем исчез. Отрывной календарь.

Задание: поставьте словосочетание  красивый настенный календарь в дательном падеже, запишите, выделите окончание.  Дополните вывод  на  с.158.

Физкультминутка.

Мы в лесу. Как здесь надо себя вести?

Не ломать! Не кричать! Не жечь!

Эту красоту надо беречь!

Руки подняли и покачали, словно деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, - ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем: руки, как крылья, сложили назад. Наклонились и присели. Заниматься тихо сели.

6. Закрепление  нового материала.

- Ваша задача: рассуждать логически и выбрать наиболее точное прилагательное  из  двух представленных:  тонкий, скользкий ; сильный, смелый.  Поставить его в Д. п. и записать предложения:

Опасно кататься по …льду.        …. человеку не страшны трудности.

Вывод.

6. Игра «Лесенка».

- Ребята, человеку надо постоянно упражнять свой ум, чтобы он развивался. В древности детям загадывали загадки и ребёнка считали взрослым, если он умел их разгадывать. В загадках будет много прилагательных. Ваша цель: узнать существительное – предмет  по его признаку.

На доске кроссворд – лесенка.

-Помогите лягушонку спуститься к маме – лягушке. Как только вы отгадываете слово, он спрыгивает на следующую ступеньку.

- Круглый, гладкий и пузатый. Больно бьют его ребята. Мяч.

-Он пушистый, серебристый, белый – белый, чистый – чистый.  Снег.

-Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Кошка.

- Длинный, зелёный, вкусен и солёный. Огурец.

Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам. Верблюд.

7. Итог урока.

- Вы хорошо отгадывали загадки,  уже можно сказать, что вы стали взрослее.  И  если будете дружить с именами прилагательными, то ваша речь будет правильной, интересной и выразительной.

 Запомнили  от какого слова зависит падеж прилагательного?  Какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже?

 Подберите прилагательные, выражающие ваше впечатление от урока( нужный, интересный, нескучный).

  Молодцы! Вы лучше всех!  Оценки.

8. Домашнее задание с.160 №264(3, 4, 5), объяснение.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».

Класс: 8аТема: Склонение имён существительных в единственном числе.Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.Задачи:Обучающие: систематизировать у...

Конспект урока "Разряды имён существительных по значению".

Предмет: Русский язык.Класс: 5Базовый учебник: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под ред. А.Д. Шмелева...

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...

Конспект урока письма и развития речи в 5 классе "Третье склонение имён существительных"

Конспект урока письма и развития речи по теме "Третье склонение имён существительных" + презентация предназначен для учащихся 5 класса с нарушением интеллекта....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа" с презентацией к данному уроку....