Главные вкладки

    Конспект урока.Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 6 класс
    план-конспект урока (6 класс) на тему

    Урок в коррекционной школе

    Цель: учить правописанию имен прилагательных мужского и среднего рода

    Задачи:

    -Образовательная:    формирование навыков правописания окончаний имён прилагательных в  дательном  падеже;

    -Развивающая: развитие умения выявлять связь прилагательных с существительными и  определять падеж прилагательных по падежу имён существительных;  систематизация  и обобщение знаний об именах прилагательных; коррекция  памяти и внимания.

    -Воспитательная: воспитание интереса к родному языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon d.p._prilagatelnyh.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Дательный  падеж имён прилагательных

    мужского и среднего рода

    6 класс

    Цель: учить правописанию имен прилагательных мужского и среднего рода

    Задачи:

    -Образовательная:         формирование навыков правописания окончаний имён прилагательных в  дательном  падеже;

    -Развивающая: развитие умения выявлять связь прилагательных с существительными и  определять падеж прилагательных по падежу имён существительных;  систематизация  и обобщение знаний об именах прилагательных; коррекция  памяти и внимания.

    -Воспитательная: воспитание интереса к родному языку.

    Оборудование: таблица « Падежные окончания имён прилагательных»;  предметы(яблоко, виноград, тыква, перец); карточки  для «Орфографической минутки», карточки с прилагательными,  игра «Лесенка», магниты « лягушонок» , «лягушка».

    Ход урока.

    1. Организационный момент.        

    -Сядьте правильно.

     Обратите внимание на осанку. Настроение хорошее.

     Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

    2. Повторение пройденного материала.

    -Ребята, какую часть речи вы изучаете? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное? Дайте полное определение этой части речи. Для  чего в речи используют имена прилагательные?

    -Верно, без них речь была бы невыразительной, бедной, а сейчас с  их помощью  мы узнаем  о цвете, форме, запахе, качестве вот этих предметов ( яблоко, виноград, тыква, перцы)

    Задание 1. У меня в руках яблоко.  Какое оно? (спелое, красное, крупное, ароматное).

     Далее  ученики подбирают прилагательные  к каждому предмету, поставив вопрос от существительного, а также определяют род  и число  имён  прилагательных, объясняя, что во множественном числе род не определяется.        

    Задание 2. Ученики называют предметы, которые видят в классе, определяют часть речи (  класс, шкафы, доска, окна, ученики). Составьте предложение из этих существительных (  В классе, где есть шкафы, доска и окна, учатся ученики.)

    -Как вы считаете, интересное получилось предложение?  А теперь подберём к каждому существительному имя прилагательное. Смотрите, как изменилось предложение:

    «В нашем светлом классе с большими чистыми окнами, где есть книжные шкафы и классная доска, учатся замечательные, весёлые и умные ученики».

    -Ответ стал развёрнутым, полным, а речь точной и образной. Что нам помогло?

     Имя прилагательное.

    3.Проверка домашнего задания с.157 №258. Проверка (выборочно) – в словосочетаниях имён прилагательных с существительными  определить падеж.

    -Что необходимо сделать прежде, чем писать окончание

    - От какого слова зависит род, число, падеж прилагательных?

    - Назовите окончания прилагательных  м. и ср. рода в Р. п.

    4. Орфографическая минутка. Карточки с предложением « мы ж . веем  вкрасивом Городе мытищи».Для слабых учеников индивидуальное задание. Задача учащихся вставить пропущенные орфограммы. Проверка на доске.

    Дополнительные вопросы:

    - Какое предложение по цели высказывания?

    -  Найдите в тексте имя прилагательное. С каким существительным оно согласуется?

    5. Объяснение нового материала.

    Мы продолжаем изучать часть речи « Имя прилагательное».  Знаете, как оно рассказывает о себе:

    С одними существительными не жизнь, а просто скука.

    Ни цвета нет у них без нас, ни запаха,  ни звука.

    Но если нас к ним приложить, им веселее станет жить!

    - Да, прилагательные как - бы прилагаются к существительным ( отсюда название), им приходится приспосабливаться, изменяться вместе с ними по родам, числам, падежам.

    Сегодня мы продолжаем наблюдать за изменениями имён прилагательных  в дательном падеже.

    а). Работа с учебником у доски и в тетрадях с. 158 №259. Задача: выписать словосочетания, поставить вопрос от существительного к прилагательному, выделить окончания, определить падеж прилагательных.

    Вывод:  прилагательные м. р. и ср. р. в Д. п. отвечают на вопрос: КАКОМУ? И имеют окончания  -ОМУ, - ЕМУ. Запись схемы в тетради.

    б). Анализ словарного слова КАЛЕНДАРЬ ( система счёта дней в году).

    Поставьте ударение, выделите безударные гласные, подберите однокоренные слова, подберите прилагательные ( красивый, настенный, маленький и т. д.)   Предлагаю загадку:

    Под Новый год пришёл он в дом весёлым бодрым толстяком. Но каждый день терял он вес, и, наконец, совсем исчез. Отрывной календарь.

    Задание: поставьте словосочетание  красивый настенный календарь в дательном падеже, запишите, выделите окончание.  Дополните вывод  на  с.158.

    Физкультминутка.

    Мы в лесу. Как здесь надо себя вести?

    Не ломать! Не кричать! Не жечь!

    Эту красоту надо беречь!

    Руки подняли и покачали, словно деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, - ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем: руки, как крылья, сложили назад. Наклонились и присели. Заниматься тихо сели.

    6. Закрепление  нового материала.

    - Ваша задача: рассуждать логически и выбрать наиболее точное прилагательное  из  двух представленных:  тонкий, скользкий ; сильный, смелый.  Поставить его в Д. п. и записать предложения:

    Опасно кататься по …льду.        …. человеку не страшны трудности.

    Вывод.

    6. Игра «Лесенка».

    - Ребята, человеку надо постоянно упражнять свой ум, чтобы он развивался. В древности детям загадывали загадки и ребёнка считали взрослым, если он умел их разгадывать. В загадках будет много прилагательных. Ваша цель: узнать существительное – предмет  по его признаку.

    На доске кроссворд – лесенка.

    -Помогите лягушонку спуститься к маме – лягушке. Как только вы отгадываете слово, он спрыгивает на следующую ступеньку.

    - Круглый, гладкий и пузатый. Больно бьют его ребята. Мяч.

    -Он пушистый, серебристый, белый – белый, чистый – чистый.  Снег.

    -Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Кошка.

    - Длинный, зелёный, вкусен и солёный. Огурец.

    Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам. Верблюд.

    7. Итог урока.

    - Вы хорошо отгадывали загадки,  уже можно сказать, что вы стали взрослее.  И  если будете дружить с именами прилагательными, то ваша речь будет правильной, интересной и выразительной.

     Запомнили  от какого слова зависит падеж прилагательного?  Какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже?

     Подберите прилагательные, выражающие ваше впечатление от урока( нужный, интересный, нескучный).

      Молодцы! Вы лучше всех!  Оценки.

    8. Домашнее задание с.160 №264(3, 4, 5), объяснение.

    Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

    Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ В0 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш, РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА» У ДЕТЕЙ С СНР СРЕДНЕЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ».

    Цель:Автоматизация и дифференциация С-Ш в речи.Расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, связной речи.  Коррекционно-образовательные задачи:-...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».

    Класс: 8аТема: Склонение имён существительных в единственном числе.Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.Задачи:Обучающие: систематизировать у...

    Конспект урока по гимнастике для учащихся 8-го класса в средней школе.

    Задачи урока:  1. Закрепление техники опорного прыжка, кувырка  вперед, перестроение в движении, на месте.2. Развитие физических качеств (быстроты, силы, прыгучести, выносливости).3. Развити...

    Конспект урока "Разряды имён существительных по значению".

    Предмет: Русский язык.Класс: 5Базовый учебник: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под ред. А.Д. Шмелева...

    Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

    Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...