Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему

Петрова Ирина Аркадьевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется тем, что в неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с задержкой и комплексными нарушениями развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии               в коррекционно-развивающей работе            с дошкольниками с ограниченными         возможностями здоровья

Авторы:    учитель-дефектолог И.А. Петрова

ГБДОУ №79

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

декабрь 2017год

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется тем, что в неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Отклонения от нормы у детей раннего и дошкольного возраста сказывается на их дальнейшем психическом и интеллектуальном формировании, что имеет не только медицинское и педагогическое, но и социальное значение. Поэтому в последнее время особое внимание уделяется коррекционно-развивающим технологиям. В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьясберегающими технологиями в нашем образовательным учреждении, является одной из значимых и приоритетных. Они представляют собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе воспитания ребёнка и ребёнка, ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Формы, методы и приёмы работы с детьми самые разнообразные. Мы предлагаем использовать коррекционно-развивающие и здоровьясберегающие образовательные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • логоритмика направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «Речь – движение» (инструктор пот физической культуре, воспитатели);
  • динамические паузы проводятся во время проведения непосредственной образовательной деятельности (НОД). Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики (инструктор по физической гимнастике, воспитатели);
  • пальчиковая гимнастика в различных формах физкультурно-оздоровительной работы проводится ежедневно. Пальчиковые игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение (воспитатели, инструктор по физической культуре);
  • дыхательная гимнастика также используется в процессе НОД. Ритмичные и шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшает обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса (воспитатели, инструктор по физической культуре);
  • корригирующая гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребёнка (воспитатели, инструктор по физической культуре);
  • гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога (воспитатели, инструктор по физической культуре);
  • бодрящая гимнастика – после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях, ходьба по дощечкам и др. (воспитатели, инструктор по физической культуре);
  • ритмопластика используется во время утренней гимнастики. В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом, музыкой (инструктор по физической культуре) и др.

Технология обучения здоровому образу жизни:

  • образовательная деятельность проводится 2-3 раза в неделю в спортивном зале или на спортивной площадке. Это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения (воспитатели, инструктор по физической культуре);
  • самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук рекомендуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает внимание (воспитатели, инструктор по физической культуре);
  • оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями   проводятся один раз в квартал, что поддерживает и обогащает здоровье (воспитатели, инструктор по физической культуре, родители);
  • проектная деятельность – проводится по мере планирования. Процесс направлен на обеспечение физического, психическ5ого, социального благополучия ребёнка. Например, проект «Всё на свете я смогу, я здоровье берегу» (воспитатели, инструктор по физической культуре, родители);
  • игротреннинги и игротерапия – в свободное время. Игра может быть организована незаметно для ребёнка посредством включения в игровую деятельность (воспитатели, инструктор по физической культуре);
  • технология валеологической направленности – это серия игровых занятий «Азбука здоровья» (1 раз в неделю по 30 мин). Используется самостоятельно и в качестве вспомогательного средства (воспитатели, инструктор по физической культуре).

Коррекционные технологии:

  • «артикуляционная гимнастика» – осуществляется в процессе НОД. Гимнастика способствует выработке качественных полноценных движений органов артикуляции, тренировке мышц речевого аппарата (воспитатели);
  • технологии музыкального воздействия проводятся в различных формах совместной деятельности. Это вспомогательное средство используется как часть других технологий. Снимается напряжение, повышается эмоциональный настрой (воспитатели, инструктор по физической культуре);
  • кинезиологическая гимнастика рекомендуется во время проведения логопедических занятий и в процессе образовательной деятельности. Она активирует межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения (воспитатели, инструктор по физической культуре);
  • психогимнастика (мимика и пантомимика) – в процессе образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Желание ребёнка изображать на лице различные эмоции способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики (инструктор по физической культуре, воспитатели);
  • фонетическая ритмика используется в процессе образовательной деятельности. Проходит соединение речедвигательного и слухового анализаторов, формирование естественной речи с выраженной интонационной ритмической стороной (инструктор по физической культуре);
  • арттерапия рекомендуется сеансами по 10-12 занятий, длительность занятий 30 минут. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий (воспитатели).

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой

Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

Организация работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью) 4 года обучения через работу с опорными схемами на примере лексической темы «Труд людей осенью. Урожай»

В статье освещается вопрос организации взаимосвязи в работе по лексической теме между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями детей....

Рабочая программа по индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Рабочая программа разработана для индивидуальной работы дефектологов с детьми с ОВЗ по различным разделам...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...

Применение ИКТ в образовательном процессе в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

Применение ИКТ в образовательном процессе в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.Развитие современного общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологи...