Адаптация учебного материала для обучающихся с задержкой психического развития.
статья на тему

Дембирел Урана Дарыжыковна

Деятельность учителя-дефектолога (олигофренопедагога)  ПМПК включает:

- -изучение документации и анализ предоставленной информации о разных сферах жизни и предыдущих этапах развития ребенка;

- проведение обследования;

- наблюдение за деятельностью ребенка в ходе работы с ним других специалистов, беседу с родителями (законными представителями);

-обсуждение и составление заключения и рекомендаций по определению специальных образовательных условий, консультирование родителей.

По результатам обследования ПМПК определяет специальные образовательные условия, необходимые ребенку.  Определение вариантов Адаптированной основной образовательной программы начального основного образования (АООП НОО)  становится ведущей профессиональной задачей учителя-дефектолога.   Определение вариантов АООП НОО осуществляется на основе комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида. Также учитель-дефектолог в своих рекомендациях прописывает направления коррекционной работы учителя- дефектолога образовательной организации:

-коррекция и развитие познавательной деятельности;

-формирование навыков учебного поведения;

-помощь в освоении адаптированной образовательной программы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация учебного материала для обучающихся с задержкой психического развития.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения в развитии. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Категория учащихся с задержкой психического развития-  наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья и неоднородная по составу группа школьников. Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Исследователи (М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, Л. Тарнопол, П.К. Бендер, Р. Корбоз и др.) в качестве существенных причин возникновения ЗПР считают патологию беременности (травмы беременной и плода, тяжелые интоксикации, токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и др.); врожденные болезни плода (например, сифилис), недоношенность, асфиксию и родовые травмы, ранние (в первые 1-2 года жизни) постнатальные заболевания (инфекционные заболевания, в первую очередь желудочно-кишечные, мозговые травмы и некоторые другие). Также выделяют неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.  Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

 Н. Я. Семаго и М. М. Семаго среди детей с задержкой психического развития выделяют две различные подгруппы. К истинно задержанному развитию авторы относят детей с гармоническим и дисгармоническим инфантилизмом. [3 c.6] Другими специалистами такие варианты ЗПР могут быть охарактеризованы как ЗПР конституционального или соматогенного генеза. Прогноз развивающей и коррекционной работы у этих детей относительно благоприятный, особенно в отношении детей с гармоническим инфантилизмом [3c.10].

        Другая подгруппа - это дети с  парциальным недоразвитием преимущественно  высших психических функций. Особенностью этих детей является то, что в их случае нельзя говорить только о задержке развития, но и трудности овладения программным материалом [2 с.211] Эти дети не догоняют в развитии своих сверстников, их характеризует качественно новая структура особенностей базовых составляющих психической деятельности. Такой вариант нарушения может быть охарактеризован как ЗПР церебрально-органического генеза. Прогноз в отношении таких детей сложен и учитывает много факторов: время начала коррекционной работы, наблюдением специалистов (невролога, психиатра), социальное окружение ребенка.

Педагогическим сопровождением детей с ЗПР занимаются педагоги, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя—дефектологи, врачи, родители. Деятельностью специалистов руководит психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации (ПМП(к).  ПМП(к) -это постоянно действующий, объединенный общими целями, коллектив специалистов, реализующий психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды. [4 c. 31 ]На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), консилиумом школы  на ребенка составляется адаптированная образовательная программа, программа коррекционно-развивающей работы в которой специалисты намечают пути коррекционно-воспитательной работы.

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с задержкой психического развития в динамике образовательного процесса. Основное количество часов коррекционно-развивающих занятий дефектолога отводится на работу с учащимися начальных классов.  Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  -сенсорное и сенсомоторное развитие;

 - формирование пространственно-временных отношений;

- развитие познавательной сферы;

 - формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

 - готовность к восприятию учебного материала;

- формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности детей с ЗПР, предоставления учащимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями.

Определяя структуру нарушения или выставляя функциональный диагноз, учитель-дефектолог должен знать, что можно развивать, какой потенциал накапливать у ребенка с ЗПР, другими словами, определить зону актуального и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

Учащиеся с ЗПР обучаются  по АООП НОО в отдельных  (коррекционных) классах. Есть также вариант, где обучающиеся с ЗПР сложные и трудные для усвоения темы по адаптированным основным общеобразовательным программам изучают в условиях «гибкого» (класс коррекционно-педагогической поддержки учащихся с ЗПР) класса с учителем-дефектологом.   В условиях «гибкого» класса предусматривается обучение по предметам: русский язык, литературное чтение, математика. Количество часов по учебным дисциплинам, изучаемым в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки, уменьшается с каждым годом обучения. Обучение учащихся в условиях «гибкого» класса направлено не только на усвоение ими образовательных программ и получение специальной коррекционной помощи, но и на формирование у детей веры в свои собственные силы, в собственные возможности. [7 с.68,69] 

Часто дети обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием коррекционных классов.  

Показателем освоения  учащихся с ЗПР АООП НОО является достижение ребенком планируемых результатов.  К трудностям достижения планируемых результатов АООП НОО учащихся с ЗПР является трудности овладения навыками чтения, письма, счета, трудности, обусловленные  низкой мотивацией к учебе, слабой  произвольной регуляцией, недостаточность мыслительных операций, трудности поиска информации.

Трудности освоения АООП НОО по учебному предмету «Русский язык» обучающихся с ЗПР.

В рамках учебного предмета «Русский язык», дети с ЗПР сталкиваются со следующими трудностями:

-пропуски, замены букв при письме;

- неаккуратное, небрежное письмо в тетради;

- трудности при списывании с учебника и с доски;

- слитное или раздельное написание слов, не дописывание до конца предложения;

- снижение темпа письма;

- возрастание ошибок к концу урока;

- не может выучить и запомнить правило, не умеют применить правило при письме;  

- с трудности составления рассказов из 2-3 предложений.

Способы преодоления трудностей в освоении предметных результатов АООП НОО обучающихся с ЗПР.

Основные способы преодоления трудностей:

1. Изменение последовательности формируемых навыков, изучаемых тем.

2. Адаптация методики обучения. Важным аспектом адаптации является использование дополнительной визуальной поддержки в виде наглядных схем, алгоритмов, пиктограмм, карточек. Также к адаптации методики обучения относится исключение из объяснения новой темы сложных абстрактных понятий.

3. Адаптация способа преподнесения учебного материала.  Это и индивидуальные задания, и  деление заданий на дозы, когда формируемый учебный навык разбивается на более мелкие шаги. Каждый шаг отрабатывается по отдельности, выстраивается алгоритм, позволяющий учащемуся выполнить необходимое задание. Также можно увеличить время на выполнение задания, работа во временных группах,  использование наглядных пособий при ответе. Организация короткого перерыва (10-15 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.

4. Адаптация учебного материала. Выделяют следующие способы адаптации- упрощение инструкции к заданию, сокращение объема заданий при сохранении уровня сложности, упрощение содержания задания, дополнительную визуализацию.

Адаптация заданий применяется только по мере необходимости. В зависимости от особенностей обучающихся адаптация может быть как минимальной, так и максимальной. Степень адаптации заданий должна постепенно ослабляться. Адаптация задания распространяется преимущественно на уровень сложности задания и/ или их объем.[5 с.29]. При использовании адаптированных заданий фронтальная инструкция остается для всех общей («прочитайте», «спишите», «решите пример»).

Приемы адаптации заданий на  уроке русского языка.

Задание на уроке русского языка в 1 классе:

 Инструкция:  Спишите слова. Поставьте под гласными буквами красный кружок. Раздели слова на слоги. Поставь в словах ударение.

Рыба,  муха, стол, кошка собака, бумага, крыша

Если ученик затрудняется списывать слова и это отнимает у него много времени, то ему предлагают карточку с написанными словами. Это адаптированное задание первого уровня.

Инструкция: Поставь под гласными буквами красный кружок. Раздели слова на слоги. Поставь в словах ударение.

Рыба, муха, стол, кошка собака, бумага, крыша.

Адаптированное задание второго уровня. Ученику предлагается карточка с написанными словами, количество слов можно уменьшить.

Рыба, муха, стол, кошка, собака.

Для детей, испытывающих значительные трудности, речевую инструкцию можно дополнить визуальным символом (карточка с  гласной буквой,  под которой нарисован красный кружок, карточка с изображением гласной буквы и значком ударения над ней).

Задание на уроке русского языка во 2 классе:

Инструкция: Спишите слова так, чтобы они обозначали один предмет. После этого подчеркните букву Ь. 

Голуби-…, тюлени…, цепи-…, лебеди-…, медведи-..

Аналогичное адаптированное задание: ученику предлагается карточка с аналогичными словами и местом, где необходимо написать слова в единственном числе. Если у ученика слишком медленный темп письма не тратит времени на списывание слов, а может сразу приступить к выполнению содержательной части.

Адаптированное задание первого уровня:

Инструкция: Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркни букву Ь. 

Образец: окуни-окунь

Голуби-_____________, тюлени___________________,

цепи-_______________, лебеди-___________________.

Медведи- ____________

Ученик, испытывающий трудности в самостоятельном подборе слов может выполнить на карточке альтернативное задание (значительно упрощенное по структуре и содержанию). Подбираются слова, более понятные ребенку. При необходимости сокращается объем слов.

Инструкция: Соедини слова стрелками по образцу. Подчеркни Ь

                     Лоси                  медведь

Тюлени              цепь

Медведи             тюлень

Цепи                  лось

Таким образом, в зависимости от возможностей ученика задания упрощаются. Основной вид деятельности учащихся при использовании учителем обычных и адаптированных заданий не отличается. Если все ученики класса пишут, то ученик, выполняющий адаптированное задание, тоже занимается письменной работой. Если на уроке класс работает в устной форме, то нужно создать такие условия, чтобы ученик с ОВЗ тоже мог ответить на вопросы учителя доступными ему способами. Таким образом, основной вид деятельности ученика с ОВЗ не отличается от деятельности других учащихся класса.

Литература:

1. Статья «Модель деятельности учителя-дефектолога (олигофренопедагога) при использовании новых критериев и показателей оценки состояния ребенка для формирования заключений ПМПК и рекомендаций по организации специальных образовательных условий». Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог.

2. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под общ.ред М.М. Семаго, Н.Я. Семаго._ М.:АРКТИ, 2014

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Материалы курса «Психологические особенности проблемных детей»: Лекции 1-4, Лекции 5-8: учеб.-метод. пособие). М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

4. Создание и апробация модели психологопедагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012

5. Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

6. Сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и речевыми нарушениями  в условиях инклюзии  Методические рекомендации сост. Е.В. Резникова, Н.В. Новоселова, В.В. Меренкова. – Челябинск: Изд-во Юж-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016

7. Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие/ Под общей ред А.В.Хаустова М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.  

8. Ефименкова Л.Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. -М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) учебного предмета «Английский язык» для 2 класса 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.  Данная рабочая программа адап...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и образовательных потребностей ребенка на уровень основного общего образования.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизиологического развития и образовательных потребностей ребенка по учебному предмету &laq...

Рабочая учебная программа коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР). 5-9 классы

При составлении программы использованы коррекционно-развивающие материалы, диагностический инструментарий, рекомендуемый Министерством образования и науки РФ для осуществления профессиональной деятель...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по родной литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...

Рабочая программа по воспитанию на 2023-2025 учебные годы (для обучающихся с задержкой психического развития)

рабочей программы по воспитанию на 2023-2025 учебные годы (для обучающихся с задержкой психического развития) в составе методического совета ОО...