Грамматический строй речи
учебно-методический материал на тему

Представлены игры и упражения для формирования грамматического строя речи у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formiruem_grammaticheskiy_stroy_rechi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на развитие грамматической стороны речи

Сезонные изменения в природе осенью

Игра «Один – много». 1. Дуб – это один, а если их много, то это ... (дубы). Клен – это один, а если их много, то это ... (клены). Аналогично: рябина (рябины), береза (березы), каштан (каштаны), липа (липы), тополь (тополя), осина (осины). 2. Осенний день (осенние дни), желтый лист (желтые листья), большое дерево (большие деревья), темная туча (темные тучи), холодный дождь (холодные дожди), сильный ветер (сильные ветры), теплая куртка (теплые куртки), птичья стая (птичьи стаи).

Овощи: морковь, репа, лук

 «Закончи предложение». Помидор по цвету какой? (Красный) Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать словами «красный помидор». (Хором) На грядке вырос большой ... (красный помидор). А вокруг него растут другие ... (красные помидоры). Я сделаю салат из этого ... (красного помидора) и угощу маму. Мама обрадуется ... (красному помидору) и будет восхищаться ... (красным помидором). Мы с вами говорили о ... (красном помидоре).

Фрукты: лимон, апельсин

Обувь для улицы и дома

 «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете словами «резиновые сапоги». На улице шел дождь. Насте очень хотелось гулять, но мама ее не пускала, потому что у Насти прохудились ... Настя попросила маму купить ей новые ... И вот мама с Настей отправились за ... По дороге в магазин Настя мечтала о новых, красивых ... Когда они пришли в магазин, то удивились, как много в нем ... Среди разных ... Настя увидела те самые ..., о которых мечтала. Возвращаясь домой уже в новых ..., Настя смело наступала в лужи своими ... Теперь можно гулять под дождем. Настя была очень рада....

Дом, квартира

Игра «Какой дом?». 1. Дом из двух этажей (какой?) – ... (двухэтажный). Из трех этажей – ... (трехэтажный), из пяти этажей – ... (пятиэтажный), из девяти этажей – ... , из двенадцати этажей – ... (двенадцатиэтажный). 2. Дом из дерева (какой?) – ... (деревянный). Из кирпича – ... (кирпичный), из глины – ..., из камня – ..., из стекла – ..., изо льда – ..., из снега – ..., из бумаги – ... , из картона – ... и т.д.

Насекомые: жук, бабочка

Упражнение «Кто быстрее». Назови каждое насекомое как будто их много, например: комар – комары, паук – пауки.

Дикие и домашние животные (кролик, заяц)

Игра с мячом «Назови малыша». У кошки – котенок, у коровы – теленок, у собаки – щенок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика. А теперь продолжай: «У кошки много котят» и т.д.

Одежда для ули- цы и для дома «Какая одежда?».

Одежда из кожи (какая?) – ... (кожаная), из шерсти – ... (шерстяная), из ситца – ... (ситцевая), из шелка, из байки, из льна, из бархата, из хлопка, из атласа, из драпа, из плащевой ткани, из джинсовой ткани и т.д. Шуба из кролика какая? (Кроличья). Из лисы, из каракуля, из норки, из белки и т.д

Птицы: воробей, ворона «Описание птицы».

 схематичные рисунки, по которым учащиеся составляют предложения о «своей» вороне. Ученик, получивший картинку с изображением клюва, составляет предложение: «Это клюв вороны – вороний клюв». «Это стая воробьев – воробьиная стая».

Семья. Обязанности детей в семье «Угадай, чьи это вещи».

Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Затем логопед называет один из предметов, а дети называют, кому принадлежит этот предмет.

Сезонные изменения в природе зимой

Составление рассказа с опорой на слова и план. Слова на доске: пасмурное, ясное, холодный, серые, темные, снег, метель, дождь, сугробы, лужи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Развиваем речь и мыслительные процессы с использованием игр и упражнений на совершенствование грамматического строя речи

Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается, поэтому развитие речи тесно связано с развитием мыслительных процессов....