Конспект занятия с презентацией по коррекции оптически схожих букв П-Т.
план-конспект по теме

Решетова Светлана Николаевна

Дифференциация оптически схожих букв П-Т.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дифференциация оптически схожих букв n и m » Подготовила: Решетова Светлана Николаевна, учитель-логопед МБОУ «СШ № 8»

Слайд 3

Характеристика звука [ n ] : согласный произносится губами глухой

Слайд 4

Характеристика звука [ m ] : согласный язык упирается в верхние зубы глухой

Слайд 5

Буквы n m

Слайд 6

Запомни!!!

Слайд 7

«Волшебный ластик» //у //а /// а // у/// е/// ///ы // я //о/// ///а/// //ё ///я и//

Слайд 8

n m

Слайд 9

«Собери слово» ТОН, ПИ - КА, ЛАТ – ПАД , ЗА – ЛО , ТА, ПА – НОК , ТЕ, ЛЁ - БУ , ТА, РЕТ –

Слайд 10

Физминутка « Мы топаем ногами» Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем.

Слайд 11

«Дешифровщик» 3А2КИ - ША2КА – 2АЛЬ3О – БО3ИНКИ – 2УХОВИК - 3УФЛИ – СА2ОГИ - 2ЛА3ЬЕ – 2ЛА3ОК – 2ИЖАМА

Слайд 12

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы n и m : КА . ТОК С . ЕЛЫЙ САЛФЕ . КА СА . ОГ КРУ . ОЙ КО . ЕЙКА . ЕР . ЕЛИВЫЙ . Ё . ЛЕНЬКИЙ ЛАС . ОЧКА . О . ЕМНЕЛ КРЕ . КИЙ НОВОС . И

Слайд 13

Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы n и m : ЧАС . Ь .ОЛЯ . ЛЯЖНЫЙ КОС . ЮМ . ОЧКА О . ОРЫ КИ . АЙСКИЙ ЗОН . ИК . АЧКА ВА . Ы . РАВЫЙ БО . ИНОК МЕС . О КУ . АНИЯ У . ИНАЯ ОХОТА

Слайд 14

Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы n и m : ЖИ . ЕЛИ . ЛАНЕТЫ . УХОВЫЙ . ЛАТОК КА . ИТАН ФЛО .Т А . ЛОХОЙ . ОС . У . ОК КА . ЛИ . ОТА . РО . ЯЖНАЯ . ЕСНЯ . АЛА . КА . УРИС . ОВ . ЛЕ . ЁНОЕ КАШ . О

Слайд 15

Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу: Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт). Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной птицей. Старенький дедушка (спал, стал) на тахте.

Слайд 16

Вставьте пропущенные буквы n и m . Прочитайте стихотворение : На кра_иве как на _ ли_ке , Вски_я_или чай ули_ки . Заходи чайку на_и_ься , К_о кра_ивы не бои_ся .

Слайд 17

Итог занятия. Характеристика звука [ n ] : согласный произносится губами глухой твёрдый, мягкий Характеристика звука [ m ] : согласный язык упирается в верхние зубы глухой твёрдый, мягкий

Слайд 18

Итог занятия. Чем похожи и чем отличаются буквы n и m ?

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация оптически схожих букв п – т.

Цели: 

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • совершенствование способности к переключению внимания;
  • воспитание умения общаться в коллективе
  • научить различать строчные буквы п и т,
  • активизировать словарный запас учащихся,
  •  формировать умение составлять словосочетания и простые  распространенные  предложения.

Задачи: 

  • формировать зрительно-пространственное восприятие;  
  • развивать способность вести руку по необходимой траектории, память, внимание, мышление;
  • совершенствовать представление о смыслоразличительной роли букв п и т.

Оборудование: 

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п (Рисунок 5), т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.
  • карточки со  строчными буквами п и т,
  • картинки с изображениями Торопыжки,
  • «Волшебный сундучок» с буквами из бархатной бумаги
  • Презентация.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос:

 - Какой сегодня день недели?

 - Какой день недели был вчера?

 - Какой день недели будет завтра?

 - Какой день недели будет послезавтра?

- Какой день недели был позавчера?

2. Определение темы урока.

 Посмотрите на доску (экран и т. п.). Назовите первый звук в названии этих предметов (торт, попугай, паутина, тапки, платье, туфли и т.д.)

- Как вы думаете, какими будут буквы сегодняшнего занятия? (  П –Т).

3. Характеристика звуков и букв П-Т.

- Давайте вспомним, какие звуки они обозначают? (Согласные!)

- Произнесите звук П перед зеркалом. Посмотрите, почувствуйте, с помощью чего мы его произносим?( Мы произносим его губами).

- Правильно. Мы соединяем губы, выдыхаем воздух, губы разжимаются, и получается звук П.  А голос при этом работает?

(Кладут руку на горло, произносят звук П) (Нет, горлышко не дрожит, значит, голос не работает. Звук П – глухой).

- Итак, звук П: согласный, произносится губами, глухой.

- А теперь произнесите звук Т перед зеркалом. Посмотрите, почувствуйте, как , с помощью чего мы его произносим? (Язык упирается в верхние зубы).

- Правильно. Мы как будто толкаем широким кончиком языка верхние зубы.  А голос при этом работает?

(Кладут руку на горло, произносят звук Т) (Нет, горлышко не дрожит, значит, голос не работает. Звук Т – глухой).

- Итак, звук Т: согласный, произносится языком и верхними зубами, глухой.

        - Звуки П и Т произносятся одинаково? (Нет!)

-  А по звучанию они похожи? ( Нет! Не похожи!)

- Посмотрите теперь на буквы, которыми обозначаются звуки П и Т, они похожи? ( Да).

- Чем они похожи?  (Они состоят из одинаковых элементов).

- Чем они отличаются? ( Количеством элементов).

- Из скольки элементов состоит буква П? (Из двух элементов).

- Из скольки элементов состоит буква Т? (Из трёх элементов).

- Послушайте сказку об этих похожих буквах: “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.        
        Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве
т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”. Пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы
т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только пара ножек, т.е. две. Помни об этом и престань торопиться!”

Рисунок 5Рисунок 6

4. Дифференциация букв п – т на уровне буквы.

– А среди вас тоже есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т.

Давайте научимся их различать. (Давайте!)

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради. Отступите от последней работы две пустые строчки вниз, посередине в третьей сточке запишите сегодняшнее число. Сегодня 1 марта, помните, что цифры и буквы помещаются в рабочую строку, касаются её верхней и нижней линии. Элементы букв и соединения пишите правильно и в конце предложения всегда ставьте точку.

- Давайте ещё раз вспомним, сколько ножек у буквы  n? (Две). Сколько ножек у буквы  m? (Три).

        А теперь, послушайте названное число, напишите соответствующую букву n или m, называя количество элементов.

а)

2        3        3        2        3        2        3        2        3        3        2        2        3

5. Дифференциация букв п – т на уровне слога и слова.

б) «Волшебный ластик»

- Однажды в гости к буквам n – m пришел волшебный ластик, решил пошутить и стёр в них перекладины. Посмотрите, что получилось.

//у                        //а                        ///а                        //у///                е///

///ы                        //я                        //о///                ///а///                //ё

Восстановите буквы n –m и запишите слоги с ними в строчку, через запятую.

Коллективная проверка выполнения задания.

в) «Собери слово»

- Ребята, давайте вспомним, сколько звуков обозначает буква n? (Два. Твёрдый согласный n и мягкий согласный ).

- Сколько звуков обозначает буква m? (Два. Твёрдый согласный m и мягкий согласный ).

- Каким цветом обозначаются твёрдые согласные? (Синим). Каким цветом обозначаются мягкие согласные? (Зелёным).

- Буква n имеет меньше элементов, поэтому будем её подчёркивать одной чертой, буква m, имеет большее количество элементов - поэтому будем её подчёркивать двумя чертами синим или зелёным цветом, в зависимости от того какой звук услышим в слове.

- Из слогов, данных в беспорядке, нужно составить слово, объяснить значение слова, записать его и обозначить буквы занятия.

ТОН, ПИ -                        КА, ЛАТ -                        ПАД, ЗА –

ЛО, ТА, ПА -                        НОК, ТЕ, ЛЁ -                        БУ, ТА, РЕТ –

6. Физминутка: «Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

7. Дифференциация букв п – т на уровне слова и словосочетания.

г) «Дешифровщик»

- Ребята, вы знаете, что такое шифр? (Ответы детей). Сейчас мы с вами станем дешифровщиками, т.е. теми, кто разгадывает шифры. Перед вами зашифрованные слова, их нужно расшифровать, объяснить значение слова, записать его и обозначить буквы занятия.

3А2КИ -                                ША2КА -                                2АЛЬ3О –

БО3ИНКИ -                        2УХОВИК -                        3УФЛИ –

СА2ОГИ -                        2ЛА3ЬЕ -                                2ЛА3ОК –

д) Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные буквы п или т. Объясните значение каждого слова. Обозначьте буквы занятия.

КА . ТОК                                С . ЕЛЫЙ                                САЛФЕ . КА

СА . ОГ                                КРУ . ОЙ                                КО . ЕЙКА

. ЕР . ЕЛИВЫЙ                        . Ё . ЛЕНЬКИЙ                        ЛАС . ОЧКА

. О . ЕМНЕЛ                        КРЕ . КИЙ                                НОВОС . И

е) Спишите словосочетания. Вместо точек вставьте пропущенные буквы п или т. Объясните значение каждого словосочетания. Обозначьте буквы занятия.

ЧАС . Ь  .ОЛЯ                                        . ЛЯЖНЫЙ КОС . ЮМ

. ОЧКА О . ОРЫ                                КИ . АЙСКИЙ ЗОН . ИК

. АЧКА ВА . Ы                                        . РАВЫЙ БО . ИНОК

МЕС . О КУ . АНИЯ                                У . ИНАЯ ОХОТА

ЖИ . ЕЛИ  . ЛАНЕТЫ                        . УХОВЫЙ  . ЛАТОК

КА . ИТАН ФЛО .Т А                        . ЛОХОЙ  . ОС . У . ОК

КА . ЛИ  . ОТА                                        . РО . ЯЖНАЯ  . ЕСНЯ

. АЛА . КА  . УРИС . ОВ                        . ЛЕ . ЁНОЕ КАШ . О

7. Дифференциация букв п – т на уровне предложения.

ж) Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу. Объясните значение слова – тахта. Обозначьте буквы занятия.

Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт). Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной птицей. Старенький дедушка (спал, стал) на тахте.

7. Дифференциация букв п – т на уровне текста.

е) Вставьте пропущенные буквы в слова и прочитайте текст предложения.

        На кра_иве как на _ли_ке,

        Вски_я_или чай ули_ки.

        Заходи чайку на_и_ься,

        К_о кра_ивы не бои_ся.

IV. Итог занятия.

– Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т.)

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв о – а.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема: Различение оптически сходных букв о – а. ...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной коррекционной школы.Тема: Различение оптически сходных букв В – Д  изолированно, в слогах, словах, предложени...

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 3 классе

Цель:Развитие оптико - пространственных представлений, буквенного гнозиса....

Приложение к презентациям по дифференциации схожих букв т- ш .Конспекты логопедических занятий

Методическая разработка  занятий  по теме: дифференциация  букв т- ш. Предлагается Вашему вниманию два логопедических  занятия: первое  занятие  по дифференциации н...