Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.
план-конспект урока на тему

 

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

 во 2 классе специальной коррекционной школы.

Тема: Различение оптически сходных букв В – Д  изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx1000.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

 во 2 классе специальной коррекционной школы.

Тема: Различение оптически сходных букв В – Д  изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Цель: Совершенствовать умение детей различать оптически сходные буквы В - Д на письме.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить написание прописных букв В  и Д, выявить сходства и отличия.
  2. Тренировать учащихся в различении букв В  и Д в изолированном написании, в слогах,  словах и  предложениях.
  3. Совершенствовать навык чтения и письма.
  4. Совершенствовать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  1. Активизировать внимание детей, настроить их на работу.
  2. Развивать слуховое внимание и восприятие.
  3. Развивать зрительное восприятие, пространственные представления.
  4. Развивать умение координировать речь с движением.

Воспитательные:

  1. Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.
  2. Формировать толерантное  отношение к окружающим людям.

  1. Оргмомент.

Логопед: Покажите правой рукой левое ухо; левой рукой - правую ногу; правой рукой левый глаз; правой рукой левую руку соседа.

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.

  1. Сообщение темы.

На столе разложены элементы букв – овалы,  петли, крючки  разных цветов. Перед каждым учащимся лежит лист белой бумаги.

Логопед: Ребята, если вы будете выполнять все мои указания, то сможете правильно назвать тему занятия.

- возьмите синий овал, положите его в правый верхний угол.

- возьмите синюю петлю положите её справа от овала, чтобы она была направлена вниз.

- какая буква у вас получилась? (буква Д прописная, строчная).

- возьмите желтый овал, положите его в левый нижний угол.

- возьмите желтую петлю, положите её слева от овала, чтобы она была направлена вверх.

- какая буква у вас получилась? (буква В – прописная, строчная).

- Кто сможет сказать тему нашего занятия? (Тема занятия: Различаем буквы В и Д).

  1. Уточнение сходства и отличия между буквами.

Логопед: Назовите и покажите элемент, которым буквы В и Д похожи. (овал). А петля у них похожа? (Да).

- А чем же тогда буквы отличаются? (у буквы Д петля расположена справа и направлена вниз, а у буквы В – петля слева и направлена вверх).

Логопед: Ребята, отгадайте отгадку.

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

- Какая из букв  похожа на дятла?  (Прописная буква Д накладывается на дятла). Приклеим дятла – букву Д в тетрадь.

- А на что похожа буква В? (Прописная буква В накладывается на вишенку).

Приклеим вишенку - букву В в тетрадь.

  1. Закрепление связи между звуком и буквой.

Логопед: Ребята, какой звук мы обозначаем буквой В? (Звук [В]).

Дадим характеристику этому звуку. Для этого посмотрим, в каком же домике живет звук [В] (Опора на пособие Буквоград).

- Этот звук согласный, звонкий, бывает твердым  и мягким.

Логопед: Какой звук мы обозначаем буквой Д? (Звук [Д]).

- Согласный, звонкий, бывает твердым и мягким.

(Опора на пособие «Буквоград»).

  1. Совершенствование процессов фонематического анализа.

Учащимся  предлагается сюжетная картинка - коллаж, на которой изображены предметы, в названии которых встречаются буквы В и Д. Учащиеся по очереди подходят к доске, называют какой-либо предмет,  определяют, какой звук есть в этом слове, его место (начало, середина, конец), прикрепляют к этому  предмету соответствующую магнитную букву.

    Определение места звука в слове выполняется при помощи пособия «Кораблик, бегущий по волнам».

  1. Различение изолированных букв.
  1. Написание букв на магнитных досках.
  2. Работа на карточках.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

На доске – дерево. Его ветви – ладошки с аппликаторами. Учащиеся подходят к дереву, прижимают ладони к ладошкам – аппликаторам, достаточно сильно нажимая на них. После такого массажа приступают к письменной работе на карточках.

Карточка 1.  На карточке написан алфавит. Учащимся предлагается обвести в кружок букву Д синим карандашом, а букву В – желтым.

Карточка 2. Учащимся предлагается прописать строчные буквы В и Д по точкам.

  1. Совершенствование процессов анализа и синтеза. 

Игра «Лото». Учащимся предлагаются карты лото со словами, содержащими звуки В и Д. Учащиеся называют слова и определяют, какой из заданных звуков есть в слове, затем закрывают картинку соответствующей буквой.

Логопед: Ребята, а теперь запишите буквы в тетрадь в той последовательности, в которой вы выложили  их на карте лото.

  1.  Совершенствование прослеживающей функции глаза.

Над доской картинка бабушки, которая вяжет. На расстоянии от бабушки – клубочки. Логопед ведет палочкой, к которой прикреплена картинка котенка, от бабушки к клубкам, учащиеся следят за движением котенка.

Логопед:

Котик ниток клубок укатил в уголок,

Укатил в уголок котик ниток клубок.

- Ребята, давайте проследим глазами, не поворачивая головы,  за движением котика.

 

  1. Различение букв В и Д в слогах.

            Слоговые таблицы.

          Логопед: Ребята, прочитайте слоги по таблице и составьте из них по два слова. Каждое слово запишите как математический пример.

Во + ро + на = Ворона

До + ро + га = Дорога

РО

ВО

НА

РО

ГА

ДО

Ко + ро + ва =Корова

Ра + ду + га = Радуга

КО

ВА

РО

ДУ

ГА

РА

 Ло + ша + ди = Лошади

Во + ро + та = Ворота

ЛО

ДИ

ША

РО

ТА

ВО

Во + ро + бей = Воробей

Ка + ран + даш = Карандаш

БЕЙ

ВО

РО

ДАШ

КА

РАН

Логопед: Ребята, сколько слогов получилось в каждом из ваших слов. (Три).

Обведите в получившихся словах букву Д – синим цветом, а букву В – желтым.

  1. Физкультминутка.

Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая!

Правой, левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче сделай.

А потом, а потом,

Даже щёчки мы побьём

Вверх ладошки!

Хлоп. хлоп!

По коленкам –шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Справа - можем,

слева – можем!

И крест накрест руки сложим!

И погладим мы себя.

Вот какая красота!

  1.  Различение букв В – Д в словах.

Логопед: Ребята, скоро наступит зима, а вместе с ней и наш любимый праздник – Новый год! Давайте потренируемся наряжать елочки. На елочку, находящуюся справа от вас будем вешать шарики, на которых написаны слова  с буквой В, а слева – шарики, на которых написаны слова с букой Д.

 

  1. Различение букв В и Д в предложении.

Логопед: Ребята, нам с вами пришло необычное письмо. Но пока я вам готовилась об этом сказать, в форточку влетел воробей и уронил на письмо вазу с водой. Письмо промокло,  и часть букв смылась. Если мы вернем буквы на место, то узнаем, где дедушка Грамотей спрятал для нас подарок.

«По…арок       …ержит    …   руках  …алентина    И…ановна».

  1. Подведение итогов занятия.

- Какие буквы вы научились сегодня различать? (В и Д).

- Какой элемент помогает нам различать эти буквы? (Петля).

- Как расположена петля у буквы Д? (Справа, вниз).

- А у буквы В? (слева, вверх).

13. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида.

Тема: Различение кинетически сходных букв Н – Ю изолированно, в слогах, словах, предложениях. Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы Ю – Н на письме....

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв о – а.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема: Различение оптически сходных букв о – а. ...

Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».

Представлен материал  для проведения учебного занятия с группой обучающихся  2 -го класса.  Материал состоит : - Конспект  логопедического урока  с группой обуча...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» - «д» входит в блок  занятий по теме «Дифференциация парных согласных».  Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару...

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Звуки С, Сь и буква С".

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Звуки   С, Сь   и   буква  С"....