РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
консультация на тему

Бахтина Софья Эдуардовна
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С ИСТЕРИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ 1. Стараться игнорировать истерические реакции ребенка. 2. Предупредить класс не обращать внимания на ребёнка в момент истерики. 3. Хвалить позитивные поступки ученика для закрепления нового стиля поведения. 4. Не стремиться угодить. 5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно). 6. Чаще давать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки. 7. Занять ребенка таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолима жажда признания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_pedagoga_-_psihologa.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В процессе обучения учителю следует:

- использовать четкие указания;

- поэтапно разъяснять задания;

- учить последовательно выполнять задания;

- повторять инструкции к выполнению задания;

- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);

    

В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

- чередовать занятий и физкультурные паузы;

- предоставлять дополнительное время для завершения задания;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.

- обеспечивать школьника копией конспекта.

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.

- акцентировать внимание на хороших оценках;

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

- проводить оценку переделанных работ;

- использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

-  разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

-  осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, ОБУЧАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ 
ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ


 -  Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в учебном процессе.

-  Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

-  В случае затруднений при выполнении классного задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

-  Задания следует разъяснять персонально или писать на доске,- ни в коем случае не сопровождая ироничным пояснением.

-  Детям с синдромом гиперактивности нельзя делать резкие замечания, говорить «сядь ровно», «не крутись», «не бегай».

- Уроки необходимо строить по четко спланированному распорядку. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Большое задание предлагается выполнить последовательно в виде частей, и педагог должен периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы.

-  Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20- минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса.

-  Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить физкультпаузы. 
-  Поощряйте ребенка, например, если ребенок  хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут.
- Обеспечьте для ученика возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать, работу. 
- Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка, дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале. 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ

С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С ИСТЕРИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ

1. Стараться игнорировать истерические реакции ребенка.

2.     Предупредить класс не обращать внимания на ребёнка в момент истерики.

3.     Хвалить позитивные поступки ученика для закрепления нового стиля поведения.

4.     Не стремиться угодить.

5.     Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).

6.     Чаще давать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

7.     Занять ребенка таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолима жажда признания.

8.     Высокий уровень притязаний. Нужно определить круг доступных притязаний для ребенка.

9.     Ученик требует достаточно много льгот для себя.

10. Такие дети могут манипулировать, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой. 

11. He критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание.

12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

13.  Усилить систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью). Такое наказание он запомнит (все в меру!)

14.  Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья как один человек - требования всех членов едины.

16. Ужесточить режим. Пресекать бесцельное времяпрепровождение.

17. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.

18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.

19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

20. Повышать самооценку ребенка, уверенность в себе, через «ситуацию успеха".

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ

Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту

разницу до детей. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.

Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.

Вызывающее поведение ребенка. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.

Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.

Застенчивые дети. Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

Истерические проявления. Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения — просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами — выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.

Надоедливые дети. Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ребенку понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им. Научите их уважать чужие чувства и желания.

Непослушные дети. Научите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМ ПОДРОСТКОМ».

 

Общаясь с подростком, помните:

-     Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.

-     При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

-     В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

-     Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя.

-    Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

-     В процессе общения старайтесь вести разговор на равных.

-  Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

-      Не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

-     Явно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

-  Предоставьте подростку самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг, не подменяйте воспитание опекой.

-       Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

-     Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

-     Своевременно делайте замечание, оценивайте поступок сразу.

-      Главное – оценивать поступок, а не личность.

-  Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибкам; верьте в него, несмотря на оплошности; дайте понять (но не обязательно говорить), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки – не одно и тоже.

-     Будьте строгим, но добрым.

-     Не превращайте класс в театр одного актера.

-     Стремитесь к раскрепощению мысли и слова у своих учащихся.

-     Исключайте из практики работы педагогический диктат.

-   Дайте каждому учащемуся право на личное отношение к различным явлениям в искусстве, науке, культуре и в целом к окружающей действительности.

-   Уважайте каждое мнение ученика, даже если оно вам кажется ошибочным.

-   Умейте слушать и слышать ученика.

-    Не бойтесь признать свои ошибки.

-    Критикуйте детей не с удовольствием, а с болью.

-   Ставьте себя почаще на место счастливых и особенно несчастных ребят.

-    Любите всех детей, а больше всех – самых для вас неприятных.

-    Учитель, запрет – чаще всего признак слабости, а не силы.

-   Добрый учитель – это не только то, кто умеет делать добрые дела, а, прежде всего, тот, кто не способен делать детям зло.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ «ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ»

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми 

  1. Посадить ученика на первые парты или в середине класса.
  2. Посадить ученика с учеником рефлексивного типа или одного и подальше от других импульсивных учеников.
  3. Работать с ребенком лучше в начале урока.
  4. Делить работу на более короткие и более частые периоды.
  5. Использовать физкультминутки.
  6. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  7. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  8. Использовать гибкую систему поощрения и наказания.
  9. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  10. Давать постоянные или временные поручения.
  11. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми 

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребёнка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Учить брать ответственность на себя.
  7. Используйте удивление для реакции на агрессию.
  8. Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка.
  9. Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка.

Рекомендации по работе с тревожными детьми

  1. Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость.
  2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3. Используйте физкультминутки.
  4. Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам.
  5. Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что его хвалят.
  6. Обращайтесь к ребёнку по имени.
  7. Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
  8. Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования.
  9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  10. Старайтесь, чтобы наказания не унижали ребёнка.
  11. Не допускайте, чтобы ребёнка обижали другие дети.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА СПЛОЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

- Создать  «ящик пожеланий».

- Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.

- Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

- Традиция походов и экскурсий на природу.

2. Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми.

- Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

- Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

- Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

 3. Работа в группах.

      На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

 4. Распределение между учащимися поручений.

-   дежурные по классу, по школе, по этажу;

-   дежурные по столовой и гардеробу;

-   хозяйственная служба класса;

-   служба озеленения;

-   сценарная группа.

Общие рекомендации:

1.  Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления ребят друг другу.

2.  Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.

3.  Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других.

4.  Чаще разговаривать с замкнутыми, “неинтересными” ребятами, ведь поведение ребят во многом подражательно и дети начинают проявлять интерес к этому “неинтересному”.

5. Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:

Как помочь ребенку, ставшему изгоем?

1. Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек - на все 100%. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ему нравится, что у того что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.

2. Если среди одноклассников найдется защитник жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно, если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) - большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

3. Если помочь ребенку-изгою выработать новые стереотипы  поведения. Ребенку следует объяснить, что его молчание на издевательства одноклассников только  усиливает их желание оскорблять его еще больше. Нужно научить ребенка правильно реагировать на ситуацию, «давать сдачи обидчикам» как в словесной форме, так и физически.  Если ребенка избивают (желательно устроить ребенка в спортивную секцию, где его научат приемам самообороны). Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации травли нельзя молчать, плакать, убегать, а следует спокойно указать обидчикам на имеющиеся у них недостатки. Так же можно воспользоваться замечательным советом  Владимира Набокова: «Лучшая реакция на вражескую критику – улыбнуться и забыть». Этот совет больше подойдет сильным личностям, которые могут быть выше любой агрессии и хамства. Те, кто умеют держать удар и вовремя  давать отпор нападающим не могут быть предметом травли.

4. Учитель должен в обязательном порядке присекать травлю кого-бы то ни было в детском коллективе. Именно при попустительстве или прямом участии в траве учителя, дети-изгои подвергаются травле. Учитель должен объяснить детям, что в каждом человеке есть и достоинтства, и недостатки. Те, кто способен в другом разглядеть положительные черты, тот умен и мудр, а те, кто способен видеть в окружающих только их  недостатки  - поверхностны и глупы. Так же следует объяснить детям, что люди всегда становятся такими, какими их хотят видят окружающие. Учителю следует отдельно проработать ситуацию и разобраться с  зачинщиками и преследователями жертвы, при необходимости вызвать их родителей в школу, и совместными усилиями объяснить детям, что такое надменное и оскорбительное поведение в коллективе недопустимо.    

Условно к детям-изгоям можно отнести  детей, которые мало общаются в коллективе, у них мало друзей, они  не любят участвовать в общественной жизни класса (школы), часто не принимают участия в коллективных играх, но это не значит, что их не принимают сверстники, нет, это их собственный выбор. Такие дети редко бывают предметом травли одноклассников, которых они легко могут поставить на место, но у них могут  возникать серьезные конфликты с учителями

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ

1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

2. Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

3. Обязательно оказывайте содействие в преодолении препятствий.

4. Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные начинания молодёжи.

5. Не применяйте физические наказания ни при каких условиях.

6. Любите своих детей вне зависимости от возраста, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

7. От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

8. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

"Что посеешь, то и пожнёшь!" – гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле – и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

СОВЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, СТОЛКНУВШИХСЯ С ПОДРОСТКОМ,

ДЕМОНСТРИРУЮЩИМ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Если подросток, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

- Не отталкивайте его, если он решил поделиться с вами своими проблемами, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к специалистам.

- Доверяйте своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у этого подростке. Подмечайте предупреждающие знаки.

- Дайте знать, что готовы ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы держать все в секрете, если какая-то информация может оказать влияние на его безопасность.

- Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.

- Говорите искренне. Постарайтесь установить, насколько серьезна угроза. Помните, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда завершаются попыткой покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.

- Попытайтесь узнать, разработан ли у него план действий. Конкретный план – знак действительной опасности.

- Убедите подростка в том, что действительно есть человек, к которому можно обратиться за помощью.

- Не предлагайте простых решений типа «Вам сейчас необходимо хорошо выспаться, утром Вы почувствуете себя лучше».

- Покажите подростку, что вы намереваетесь поговорить о чувствах и не осуждаете его за эти чувства.

- Помогите ребёнку осмыслить, как управлять кризисной ситуацией и осознать, что сильный стресс препятствует целиком осознать ситуацию. Ненавязчиво предложите найти некое решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы

Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления  педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...

Рекомендации педагога-психолога для родителей подростков.

Рекомендации для родителей: "Как правильно вести себя с подростком"...

Буклет для родителей пятиклассника (рекомендации педагога-психолога)

Выполнение домашнего заданияКак относиться к отметкам ребенкаРодителей должно насторожить......

Рекомендации педагога-психолога по взаимодействию учителей технологии (труда) с учащимися подросткового возраста

Рекомендации учителям технологии по взаимоотношению с учащимися подроскового возраста, с учетом их психофизиологических особенностей, а также с учетом повышенной техники безопасности на данных уроках....

Рекомендации педагога-психолога ученикам 9, 11-х классов перед выпускными экзаменами

Памятка ученикам 9, 11-х классов перед выпускными экзаменами...

Рекомендации педагога—психолога для учителей работающих с детьми ОВЗ

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. ...

Рекомендации педагога-психолога родителям обучающихся

Подборка рекомендаций педагога-психолога родителям обучающихся...