«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (1 класс)
рабочая программа по теме

Сурмак Евгения Михайловна

«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logo_1klass.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/77160100

«Согласовано»

Старший методист

_________________Коклягина И. А._

______________________2017г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 281

______Вологина Е.С.__________

______________________2017 г.

Рабочая программа

Название:

«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью».

Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта.

Возраст: 1 класс

Учебный год: 2017-2018

Педагог: Сурмак Евгения Михайловна, учитель-логопед.

Москва, 2017


Пояснительная записка.

Программа логопедической работы с учащимися 1 класса с системным нарушением речи разработана на основе рекомендаций сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 7-е издание», Москва «Просвещение» 2010; книги Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте».

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с системным нарушением речи

Нарушения речи у большинства обучающихся с нарушением интеллекта носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

-нарушение звукопроизношения;

-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

-нарушение сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

-нарушение чтения;

-нарушение письма.

Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Объем программы: 60ч.

Продолжительность занятий: 30 минут.

Форма занятий: групповая (4-6 человек).

Цель программы — комплексная коррекция нарушений речи.

Задачи программы:

  1. Сформировать начальные сведения о звуках и буква.
  2. Учить различать гласные и согласные звуки и их буквы.
  3. Учить различать гласные и согласные звуки и буквы 1 ряда от гласных звуков и букв 2 ряда.
  4. Учить различать звонкие и глухие звуки и их буквы.
  5. Учить различать твердые и мягкие звуки и их буквы.
  6. Учить выполнять упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
  7. Формировать концентрацию внимания, наблюдательность к языковым явлениям.
  8. Расширение словарного запаса по основным лексическим темам.

Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Форма контроля

Подготовительный этап (6 часов)

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

Динамическое наблюдение

Обводка трафаретов.

Штриховка фигур.

Распознавание неречевых звуков.

Игры со звучащими музыкальными игрушками:

-узнавание игрушки по звучанию;

-воспроизведение звука на музыкальном инструменте.

Узнавание предмета по характерному для него шуму, звуку.

Динамическое наблюдение

Узнавание голосов животных.

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Подражание голосам животных.

Артикуляционный аппарат (органы речи).

Знакомство с артикуляционным аппаратом. Дыхательные упражнения. Артикуляционные упражнения.

Динамическое наблюдение

Распознавание речевых звуков.

1.Узнавание голосов друзей

2.Выполнение инструкций учителя - логопеда.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.(5 часов)

Звук а. Буква а.

Анализ звукового состава слова.

Динамическое наблюдение

Звук у. Буква у. Выделение первого и последнего звука в коротких трехбуквенных и четырехбуквенных словах.

Звук м. Буква м. Определение количества звуков в словах (Маша, мама, Оля, утка, Аня, шар, кот, мир).

Динамическое наблюдение

Звук о. Буква о.

Звуки а, у, о, м.

Буквы а, у, о, м.

Чтение слогов и слов.

Звук с. Буква с. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Согласные звуки и буквы. (33 часа)

Звук х. Буква х. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Звук ш. Буква ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков с - ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков с - ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов

Динамическое наблюдение

Звук л. Буква л. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Гласный звук ы. Буква ы. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Звук н. Буква н. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук р. Буква р. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков л – р. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук к. Буква к. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Звук п. Буква п. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук т. Буква т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков п - т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков к – т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Звук и. Буква и. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков и – ы. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Звук з. Буква з. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков з – с. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Звук в. Буква в. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук ж. Буква ж. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Правописание жи

Правописание ши

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков ш – ж. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук б. Буква б. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков п – б. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук г. Буква г. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков г – к. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук д. Буква д. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков т – д. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук й. Буква й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков и-й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков и-й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Буква ь. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Буква ь. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Гласные звуки и буквы второго ряда.(4 часа)

Звук е. Буква е. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Звук ё. Буква ё. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Звук я. Буква я. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук ю. Буква ю. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование гласных первого и второго ряда.(3 часа)

Дифференцирование гласных а – я. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование гласных о – ё. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование гласных е – ю. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Твёрдые и мягкие согласные.(7 часов)

Звук ц. Буква ц. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Звук ч Буква ч. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук щ. Буква щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков ц – ч. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков ч – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков ч – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков ш – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков ш – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок сможет научиться

  1. Рассказывать о звуках и буквах.
  2. Различать гласные и согласные звуки и их буквы.
  3. Различать гласные и согласные звуки и буквы 1 ряда от гласных звуков и букв 2 ряда.
  4. Различать звонкие и глухие звуки и их буквы.
  5. Различать твердые и мягкие звуки и их буквы.
  6. Выполнять упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
  7. Концентрировать свое внимание в процессе обучения и быть более наблюдательными к языковым явлениям.
  8. Использовать в самостоятельной речи словарь по основным лексическим темам.


Календарно-тематический план

1 класс

п/п

Тема

Дата

Подготовительный этап (6 часов)

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

4 неделя

Обводка трафаретов.

Штриховка фигур.

Распознавание неречевых звуков.

Игры со звучащими музыкальными игрушками:

-узнавание игрушки по звучанию;

-воспроизведение звука на музыкальном инструменте.

Узнавание предмета по характерному для него шуму, звуку.

5 неделя

Узнавание голосов животных.

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Подражание голосам животных.

Артикуляционный аппарат (органы речи).

Знакомство с артикуляционным аппаратом. Дыхательные упражнения. Артикуляционные упражнения.

6 неделя

Распознавание речевых звуков.

1.Узнавание голосов друзей

2.Выполнение инструкций учителя - логопеда.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.(5 часов)

Звук а. Буква а.

Анализ звукового состава слова.

7 неделя

Звук у. Буква у. Выделение первого и последнего звука в коротких трехбуквенных и четырехбуквенных словах.

Звук м. Буква м. Определение количества звуков в словах (Маша, мама, Оля, утка, Аня, шар, кот, мир).

8 неделя

Звук о. Буква о.

Звуки а, у, о, м.

Буквы а, у, о, м.

Чтение слогов и слов.

Звук с. Буква с. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

9 неделя

Согласные звуки и буквы. (33 часа)

Звук х. Буква х. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

9 неделя

Звук ш. Буква ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

10 неделя

Дифференцирование звуков с - ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков с - ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов

11 неделя

Звук л. Буква л. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Гласный звук ы. Буква ы. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

12 неделя

Звук н. Буква н. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук р. Буква р. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

13 неделя

Дифференцирование звуков л – р. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук к. Буква к. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

14 неделя

Звук п. Буква п. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук т. Буква т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

15 неделя

Дифференцирование звуков п - т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков к – т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

16 неделя

Звук и. Буква и. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков и – ы. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

17 неделя

Звук з. Буква з. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков з – с. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

18 неделя

Звук в. Буква в. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук ж. Буква ж. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

19 неделя

Правописание жи

Правописание ши

20 неделя

Дифференцирование звуков ш – ж. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук б. Буква б. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

21 неделя

Дифференцирование звуков п – б. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук г. Буква г. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

22 неделя

Дифференцирование звуков г – к. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук д. Буква д. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

23 неделя

Дифференцирование звуков т – д. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук й. Буква й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

24 неделя

Дифференцирование звуков и-й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков и-й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

25 неделя

Буква ь. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Буква ь. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

26 неделя

Гласные звуки и буквы второго ряда.(4 часа)

Звук е. Буква е. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

26 неделя

Звук ё. Буква ё. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

27 неделя

Звук я. Буква я. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук ю. Буква ю. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

28 неделя

Дифференцирование гласных первого и второго ряда.(3 часа)

Дифференцирование гласных а – я. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

28 неделя

Дифференцирование гласных о – ё. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

29 неделя

Дифференцирование гласных е – ю. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Твёрдые и мягкие согласные.(7 часов)

Звук ц. Буква ц. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

30 неделя

Звук ч Буква ч. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Звук щ. Буква щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

31 неделя

Дифференцирование звуков ц – ч. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков ч – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

32 неделя

Дифференцирование звуков ч – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Дифференцирование звуков ш – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

33 неделя

Дифференцирование звуков ш – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов.

Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы

  1.  Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
  2. Ефименко Л. Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
  3. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
  4. Лопухина И. С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  5. Лалаева Р. И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М: « Владос», 2001 г
  1. Мазанова Е. В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
  2. Мазанова Е. В. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  3. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2006.
  4. Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М: «Аркти», 2007 г
  5. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
  6. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (2 класс)

laquo;Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью»....

Методы коррекции школьной дезадаптации у детей с умственной отсталостью

Школьная дезадаптация, и умственная отсталость являются широко распространенными, угрожающими для общества явлениями, так как служат источником серьезных проблем, к основным из которых следует отнести...

Развитие речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет. По мне...