«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (1 класс)
рабочая программа по теме
«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_logo_1klass.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/
ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/77160100
«Согласовано» Старший методист _________________Коклягина И. А._ ______________________2017г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 281 ______Вологина Е.С.__________ ______________________2017 г. |
Рабочая программа
Название:
«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью».
Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта.
Возраст: 1 класс
Учебный год: 2017-2018
Педагог: Сурмак Евгения Михайловна, учитель-логопед.
Москва, 2017
Пояснительная записка.
Программа логопедической работы с учащимися 1 класса с системным нарушением речи разработана на основе рекомендаций сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 7-е издание», Москва «Просвещение» 2010; книги Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте».
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с системным нарушением речи
Нарушения речи у большинства обучающихся с нарушением интеллекта носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
-нарушение звукопроизношения;
-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
-нарушение сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
-нарушение чтения;
-нарушение письма.
Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Объем программы: 60ч.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Форма занятий: групповая (4-6 человек).
Цель программы — комплексная коррекция нарушений речи.
Задачи программы:
- Сформировать начальные сведения о звуках и буква.
- Учить различать гласные и согласные звуки и их буквы.
- Учить различать гласные и согласные звуки и буквы 1 ряда от гласных звуков и букв 2 ряда.
- Учить различать звонкие и глухие звуки и их буквы.
- Учить различать твердые и мягкие звуки и их буквы.
- Учить выполнять упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
- Формировать концентрацию внимания, наблюдательность к языковым явлениям.
- Расширение словарного запаса по основным лексическим темам.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Форма контроля |
Подготовительный этап (6 часов) | ||
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук. | Динамическое наблюдение | |
Обводка трафаретов. Штриховка фигур. | ||
Распознавание неречевых звуков. Игры со звучащими музыкальными игрушками: -узнавание игрушки по звучанию; -воспроизведение звука на музыкальном инструменте. Узнавание предмета по характерному для него шуму, звуку. | Динамическое наблюдение | |
Узнавание голосов животных. Дидактическая игра «Кто как кричит?» Подражание голосам животных. | ||
Артикуляционный аппарат (органы речи). Знакомство с артикуляционным аппаратом. Дыхательные упражнения. Артикуляционные упражнения. | Динамическое наблюдение | |
Распознавание речевых звуков. 1.Узнавание голосов друзей 2.Выполнение инструкций учителя - логопеда. | ||
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.(5 часов) | ||
Звук а. Буква а. Анализ звукового состава слова. | Динамическое наблюдение | |
Звук у. Буква у. Выделение первого и последнего звука в коротких трехбуквенных и четырехбуквенных словах. | ||
Звук м. Буква м. Определение количества звуков в словах (Маша, мама, Оля, утка, Аня, шар, кот, мир). | Динамическое наблюдение | |
Звук о. Буква о. Звуки а, у, о, м. Буквы а, у, о, м. Чтение слогов и слов. | ||
Звук с. Буква с. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Согласные звуки и буквы. (33 часа) | ||
Звук х. Буква х. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Звук ш. Буква ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков с - ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков с - ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов | Динамическое наблюдение | |
Звук л. Буква л. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Гласный звук ы. Буква ы. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Звук н. Буква н. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук р. Буква р. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков л – р. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук к. Буква к. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Звук п. Буква п. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук т. Буква т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков п - т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков к – т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Звук и. Буква и. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков и – ы. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Звук з. Буква з. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков з – с. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Звук в. Буква в. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук ж. Буква ж. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Правописание жи | ||
Правописание ши | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков ш – ж. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук б. Буква б. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков п – б. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук г. Буква г. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков г – к. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук д. Буква д. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков т – д. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук й. Буква й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков и-й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков и-й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Буква ь. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Буква ь. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Гласные звуки и буквы второго ряда.(4 часа) | ||
Звук е. Буква е. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Звук ё. Буква ё. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Звук я. Буква я. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук ю. Буква ю. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование гласных первого и второго ряда.(3 часа) | ||
Дифференцирование гласных а – я. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование гласных о – ё. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование гласных е – ю. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Твёрдые и мягкие согласные.(7 часов) | ||
Звук ц. Буква ц. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Звук ч Буква ч. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук щ. Буква щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков ц – ч. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков ч – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков ч – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков ш – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | Динамическое наблюдение | |
Дифференцирование звуков ш – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. |
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок сможет научиться
- Рассказывать о звуках и буквах.
- Различать гласные и согласные звуки и их буквы.
- Различать гласные и согласные звуки и буквы 1 ряда от гласных звуков и букв 2 ряда.
- Различать звонкие и глухие звуки и их буквы.
- Различать твердые и мягкие звуки и их буквы.
- Выполнять упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
- Концентрировать свое внимание в процессе обучения и быть более наблюдательными к языковым явлениям.
- Использовать в самостоятельной речи словарь по основным лексическим темам.
Календарно-тематический план
1 класс
№ п/п | Тема | Дата |
Подготовительный этап (6 часов) | ||
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук. | 4 неделя | |
Обводка трафаретов. Штриховка фигур. | ||
Распознавание неречевых звуков. Игры со звучащими музыкальными игрушками: -узнавание игрушки по звучанию; -воспроизведение звука на музыкальном инструменте. Узнавание предмета по характерному для него шуму, звуку. | 5 неделя | |
Узнавание голосов животных. Дидактическая игра «Кто как кричит?» Подражание голосам животных. | ||
Артикуляционный аппарат (органы речи). Знакомство с артикуляционным аппаратом. Дыхательные упражнения. Артикуляционные упражнения. | 6 неделя | |
Распознавание речевых звуков. 1.Узнавание голосов друзей 2.Выполнение инструкций учителя - логопеда. | ||
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.(5 часов) | ||
Звук а. Буква а. Анализ звукового состава слова. | 7 неделя | |
Звук у. Буква у. Выделение первого и последнего звука в коротких трехбуквенных и четырехбуквенных словах. | ||
Звук м. Буква м. Определение количества звуков в словах (Маша, мама, Оля, утка, Аня, шар, кот, мир). | 8 неделя | |
Звук о. Буква о. Звуки а, у, о, м. Буквы а, у, о, м. Чтение слогов и слов. | ||
Звук с. Буква с. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 9 неделя | |
Согласные звуки и буквы. (33 часа) | ||
Звук х. Буква х. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 9 неделя | |
Звук ш. Буква ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 10 неделя | |
Дифференцирование звуков с - ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков с - ш. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов | 11 неделя | |
Звук л. Буква л. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Гласный звук ы. Буква ы. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 12 неделя | |
Звук н. Буква н. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук р. Буква р. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 13 неделя | |
Дифференцирование звуков л – р. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук к. Буква к. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 14 неделя | |
Звук п. Буква п. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук т. Буква т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 15 неделя | |
Дифференцирование звуков п - т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков к – т. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 16 неделя | |
Звук и. Буква и. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков и – ы. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 17 неделя | |
Звук з. Буква з. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков з – с. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 18 неделя | |
Звук в. Буква в. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук ж. Буква ж. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 19 неделя | |
Правописание жи | ||
Правописание ши | 20 неделя | |
Дифференцирование звуков ш – ж. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук б. Буква б. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 21 неделя | |
Дифференцирование звуков п – б. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук г. Буква г. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 22 неделя | |
Дифференцирование звуков г – к. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук д. Буква д. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 23 неделя | |
Дифференцирование звуков т – д. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук й. Буква й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 24 неделя | |
Дифференцирование звуков и-й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков и-й. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 25 неделя | |
Буква ь. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Буква ь. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 26 неделя | |
Гласные звуки и буквы второго ряда.(4 часа) | ||
Звук е. Буква е. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 26 неделя | |
Звук ё. Буква ё. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 27 неделя | |
Звук я. Буква я. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук ю. Буква ю. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 28 неделя | |
Дифференцирование гласных первого и второго ряда.(3 часа) | ||
Дифференцирование гласных а – я. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 28 неделя | |
Дифференцирование гласных о – ё. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 29 неделя | |
Дифференцирование гласных е – ю. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Твёрдые и мягкие согласные.(7 часов) | ||
Звук ц. Буква ц. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 30 неделя | |
Звук ч Буква ч. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Звук щ. Буква щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 31 неделя | |
Дифференцирование звуков ц – ч. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков ч – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 32 неделя | |
Дифференцирование звуков ч – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | ||
Дифференцирование звуков ш – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. | 33 неделя | |
Дифференцирование звуков ш – щ. Анализ звукового состава слова. Чтение слогов и слов. |
Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
- Ефименко Л. Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
- Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
- Лопухина И. С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
- Лалаева Р. И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М: « Владос», 2001 г
- Мазанова Е. В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
- Мазанова Е. В. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2006.
- Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М: «Аркти», 2007 г
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками умственно отсталого ребенка.
Доклад на МО учителей предметников в коррекционной школе....
«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (2 класс)
laquo;Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью»....
Методы коррекции школьной дезадаптации у детей с умственной отсталостью
Школьная дезадаптация, и умственная отсталость являются широко распространенными, угрожающими для общества явлениями, так как служат источником серьезных проблем, к основным из которых следует отнести...
Развитие речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет. По мне...