«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (2 класс)
рабочая программа на тему

Сурмак Евгения Михайловна

«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logo_2_klass.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/77160100

«Согласовано»

Старший методист

_____________Коклягина И. А.____

______________________2017г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 281

______Вологина Е.С.__________

______________________2017 г.

Рабочая программа

Название:

«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью».

Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта.

Возраст: 2 класс

Учебный год: 2017-2018

Педагог: Сурмак Евгения Михайловна, учитель-логопед.

Москва, 2017


Пояснительная записка.

Программа логопедической работы с учащимися 2 класса с системным нарушением речи разработана на основе рекомендаций сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 7-е издание», Москва «Просвещение» 2010; книги Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте».

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с системным нарушением речи

Нарушения речи у большинства обучающихся с нарушением интеллекта носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

-нарушение звукопроизношения;

-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

-нарушение сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

-нарушение чтения;

-нарушение письма.

Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Объем программы: 60ч.

Продолжительность занятий: 30 минут.

Форма занятий: групповая (4-6 человек).

Цель программы — комплексная коррекция нарушений речи  

Задачи программы:

  1. Расширить начальные сведения о звуках и буква.
  2. Учить разделять слова на слоги.
  3. Учить различать твердые и мягкие согласные звуки, имеющие артикуляционно – акустическое сходство.
  4. Учить различать свистящие и шипящие согласные.
  5. Сформировать начальные понятия о словах-предметах, словах-действиях.
  6. Учить согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
  7. Учить выполнять упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
  8. Формировать концентрацию внимания, наблюдательность к языковым явлениям.
  9. Расширение словарного запаса по основным лексическим темам.

Учебно-тематический план.

2 класс

п/п

Тема

Форма контроля

Подготовительный этап (6 часов)

Артикуляционные упражнения.

Развитие и уточнение пространственных представлений.

Динамическое наблюдение

Артикуляционные упражнения.

Развитие и уточнение временных представлений.

Артикуляционные упражнения.

Артикуляционный аппарат (органы речи). Развитие кинестетических ощущений (положение губ, языка, зубов, участие голосовых связок).

Динамическое наблюдение

Предложение и его схема.

Составление предложения по схеме.

Распространение предложений

Работа с деформированным предложением

Динамическое наблюдение

Слово.

Слог - часть слова

Звуки и буквы (16 часов)

Звуковой состав слова.

Гласные и согласные звуки.

Динамическое наблюдение

Выделение из слов гласных первого ряда.

Слогообразующая роль гласных.

Динамическое наблюдение

Образование гласных второго ряда.

Буквы А-Я. Выделение из слов гласных второго ряда.

Динамическое наблюдение

Буквы У-Ю. Выделение из слов гласных второго ряда.

Дифференцирование гласных первого и второго ряда О-Ё в слогах и словах.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование гласных И – Ы в предложениях и текстах.

Правописание сочетаний жи – ши.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование гласных а – я в слогах, словах, предложениях и текстах.

Правописание сочетаний ча – ща.

Динамическое наблюдение

Правописание сочетаний ча – ща.

Дифференцирование гласных У – Ю в слогах, словах, предложениях, текстах.

Динамическое наблюдение

Правописание сочетаний чу – щу.

Правописание сочетаний чу – щу.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование гласных О – Ё.

Дифференцирование гласных Э – Е.

Динамическое наблюдение

Слоговой состав слова. (6 часов)

Понятие «слог». Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение в 1-2-х сложных словах

Динамическое наблюдение

Понятие «слог». Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение в 1-2-х сложных словах

Динамическое наблюдение

3-х сложные слова с простым открытым слогом. Ударный слог. Безударная гласная.

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса

Динамическое наблюдение

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса

Согласные звуки. Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование твердых и мягких согласных звуков, имеющих артикуляционно – акустическое сходство. (8 часов)

Дифференцирование звуков р – л, р΄-л΄.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков р – л, р΄-л΄.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄

Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄.

Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков г– к, к΄–г΄.

Дифференцирование звуков д – т, д.΄– т.΄

Динамическое наблюдение

Дифференцирование свистящих и шипящих согласных. (15 часов)

Дифференцирование звуков с – з.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков ш – ж.

Динамическое наблюдение

Правописание жи – ши.

Правописание жи – ши.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков с – ш.

Дифференцирование звуков ш – щ.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков з – ж.

Дифференцирование звуков ч – щ.

Динамическое наблюдение

Правописание сочетаний  ча – ща, чу – щу.

Правописание сочетаний  ча – ща, чу – щу.

Динамическое наблюдение

Дифференцирование звуков ц – ч.

Обозначение мягкости согласных буквой ь.

Динамическое наблюдение

Разделительный ь. Звуковой анализ слов.

Слово (7 часов)

Слова, которые обозначают предметы. Различие по вопросам кто? что?

Динамическое наблюдение

Имена собственные. Большая буква в именах собственных (имена, фамилии людей, клички животных).

Предлоги. Правописание предлогов (в, из, на, у, с).

Динамическое наблюдение

Единственное и множественное число слов, обозначающих предметы. Группировка предметов по темам.

Слова, которые обозначают действия предметов. Название предметов действий по вопросам: что делает? что делают? что делал?

Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт, кто как передвигается).

Динамическое наблюдение

Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Предложение (4 часа)

Построение простого предложения. Составление предложений по вопросам, по картинкам.

Динамическое наблюдение

Заканчивание начатого предложения.

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку.

Выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

Динамическое наблюдение

Проверочная работа.

Повторение пройденного за год.

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок сможет научиться

  1. Рассказать о звуках и буквах.
  2. Разделять слова на слоги.
  3. Различать твердые и мягкие согласные звуки, имеющие артикуляционно – акустическое сходство.
  4. Различать свистящие и шипящие согласные.
  5. Рассказать о словах-предметах, словах-действиях.
  6. Согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
  7. Выполнять упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
  8. Концентрировать свое внимание в процессе обучения и быть более наблюдательными к языковым явлениям.
  9. Использовать в самостоятельной речи словарь по основным лексическим темам.


Календарно-тематический план.

2 класс

п/п

Тема

Дата факт

Подготовительный этап (6 часов)

Артикуляционные упражнения.

Развитие и уточнение пространственных представлений.

4 неделя

Артикуляционные упражнения.

Развитие и уточнение временных представлений.

Артикуляционные упражнения.

Артикуляционный аппарат (органы речи). Развитие кинестетических ощущений (положение губ, языка, зубов, участие голосовых связок).

5 неделя

Предложение и его схема.

Составление предложения по схеме.

Распространение предложений

Работа с деформированным предложением

6 неделя

Слово.

Слог - часть слова

Звуки и буквы (16 часов)

Звуковой состав слова.

Гласные и согласные звуки.

7 неделя

Выделение из слов гласных первого ряда.

Слогообразующая роль гласных.

8 неделя

Образование гласных второго ряда.

Буквы А-Я. Выделение из слов гласных второго ряда.

9 неделя

Буквы У-Ю. Выделение из слов гласных второго ряда.

Дифференцирование гласных первого и второго ряда О-Ё в слогах и словах.

10 неделя

Дифференцирование гласных И – Ы в предложениях и текстах.

Правописание сочетаний жи – ши.

11 неделя

Дифференцирование гласных а – я в слогах, словах, предложениях и текстах.

Правописание сочетаний ча – ща.

12 неделя

Правописание сочетаний ча – ща.

Дифференцирование гласных У – Ю в слогах, словах, предложениях, текстах.

13 неделя

Правописание сочетаний чу – щу.

Правописание сочетаний чу – щу.

14 неделя

Дифференцирование гласных О – Ё.

Дифференцирование гласных Э – Е.

15 неделя

Слоговой состав слова. (6 часов)

Понятие «слог». Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение в 1-2-х сложных словах

15 неделя

Понятие «слог». Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение в 1-2-х сложных словах

16 неделя

3-х сложные слова с простым открытым слогом. Ударный слог. Безударная гласная.

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса

17 неделя

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса

Согласные звуки. Дифференцирование гласных и согласных звуков.

18 неделя

Дифференцирование твердых и мягких согласных звуков, имеющих артикуляционно – акустическое сходство. (8 часов)

Дифференцирование звуков р – л, р΄-л΄.

18 неделя

Дифференцирование звуков р – л, р΄-л΄.

19 неделя

Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄

Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄

20 неделя

Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄.

Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄.

21 неделя

Дифференцирование звуков г– к, к΄–г΄.

Дифференцирование звуков д – т, д.΄– т.΄

22 неделя

Дифференцирование свистящих и шипящих согласных. (15 часов)

Дифференцирование звуков с – з.

22 неделя

Дифференцирование звуков ш – ж.

23 неделя

Правописание жи – ши.

Правописание жи – ши.

24 неделя

Дифференцирование звуков с – ш.

Дифференцирование звуков ш – щ.

25 неделя

Дифференцирование звуков з – ж.

Дифференцирование звуков ч – щ.

26 неделя

Правописание сочетаний  ча – ща, чу – щу.

Правописание сочетаний  ча – ща, чу – щу.

27 неделя

Дифференцирование звуков ц – ч.

Обозначение мягкости согласных буквой ь.

28 неделя

Разделительный ь. Звуковой анализ слов.

Слово (7 часов)

Слова, которые обозначают предметы. Различие по вопросам кто? что?

29 неделя

Имена собственные. Большая буква в именах собственных (имена, фамилии людей, клички животных).

Предлоги. Правописание предлогов (в, из, на, у, с).

30 неделя

Единственное и множественное число слов, обозначающих предметы. Группировка предметов по темам.

Слова, которые обозначают действия предметов. Название предметов действий по вопросам: что делает? что делают? что делал?

Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт, кто как передвигается).

31 неделя

Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Предложение (4 часа)

Построение простого предложения. Составление предложений по вопросам, по картинкам.

32 неделя

Заканчивание начатого предложения.

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку.

Выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

33 неделя

Проверочная работа.

Повторение пройденного за год.


Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы

 

  1. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
  2. Ефименко Л. Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
  3. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
  4. Лопухина И. С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  5. Лалаева Р. И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М: « Владос», 2001 г
  1. Мазанова Е. В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
  2. Мазанова Е. В. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  3. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2006.
  4. Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М: «Аркти», 2007 г
  5. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
  6. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (1 класс)

laquo;Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью»....

Методы коррекции школьной дезадаптации у детей с умственной отсталостью

Школьная дезадаптация, и умственная отсталость являются широко распространенными, угрожающими для общества явлениями, так как служат источником серьезных проблем, к основным из которых следует отнести...

Развитие речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет. По мне...