Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками умственно отсталого ребенка.
статья по психологии на тему

Воробьева Елена Рафаиловна

Доклад на МО учителей предметников в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_obshchenie_detey_s_uo.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Сявская коррекционная школа - интернат»

МО учителей предметников

ДОКЛАД

на тему:

«Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений

со сверстниками у детей с УО»

Педагог – психолог:

Воробьева Е.Р

2017г.

        Проблема межличностных отношений возникла на стыке ряда наук- философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики.

      Интересовала многих выдающихся педагогов и психологов, таких как

 Ж.Ж. Пиаже, Э.Эриксона, В.Штерна, И.С.Кона, Л.С. Выготского, Л.В. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других. Однако, несмотря на значительное количество исследователей и монографий, многие вопросы, связанные с природой и механизмом взаимоотношений, остаются открытыми.  

         Человек в любом возрасте, нуждается в общении. Заложенная в человеке потребность в других людях очень глубока. Это не только желание общаться – это необходимость ощущать, что тебя видят, замечают, признают.

      В психологическом смысле общение понимается как процесс установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского, общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения.

Каковы же особенности общения детей с умственной отсталостью в условиях воспитания школы – интерната.

 По мнению В.С. Мухиной, «ребенок, растущий в условиях интернатного типа , помимо прочих дефектов, не умеет общаться».  Это выражается в нервозности, поверхности и поспешности контактов. Ребенок одновременно и стремится к общению, и в то же время переходит на агрессию или отчуждение. Испытывая потребность в общении, в заботе и внимании, ребенок не умеет себя вести так, чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к занятию ребенком негативной позиции по отношению к другим людям.

Жизнь воспитанников интерната в условиях дефицита общения со взрослыми приводит к формированию у них специфической формы общения, при которой наблюдается ускоренное развитие речевых средств общения. Дело в том, что потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых удовлетворяется на уровне речевых средств. Если общение со взрослыми у детей, живущих в семье, гораздо богаче и разнообразнее, то возможность для общения со сверстниками у них ограничена. Напротив, у воспитанников интерната возможность общения со сверстниками намного превосходит объем общения со взрослыми.

Не всегда общение со сверстниками имеет позитивный опыт, так как сверстники являются носителями негативных форм общения и отрицательных качеств и свойств личности.

В качестве таких свойств личности рассматриваются:

  • повышенная активность,
  • возбудимость,
  • агрессивность

Примеры следующих видов агрессивных реакций:

Физическая агрессия (нападение);

Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости и т.п.);

Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);

Негативизм (опозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);

Обида (зависть и ненависть к окружающим по действительным и вымышленным причинам);

Подозрительность: от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди причиняют вред или планируют причинить его;

Вербальная агрессия (выражение негативных реакций как через форму – ссора, крик, визг – так и через содержание словесных ответов – угроза, проклятия, ругань).

Названные выше особенности личности порождают разрушительные действия (как в физическом смысле, так и разрушение межличностных отношений).

Со стороны окружающих это встречает или активное противодействие, или избегание контактов с ребенком. Такие способы взаимодействия не удовлетворяют потребность ребенка в общении, что вызывает вторичную самозащитную агрессивность, закрепление конфликтного способа решения проблем. Формируется недоверчивое отношение к окружающим, озлобленность, стремление к отгороженности в результате трудностей при осуществлении контакта с другими людьми. Избегание контактов также не способствует успешной социализации и усвоению опыта общения между людьми.

Такое негативное развитие коммуникативных качеств ребенка определяется его личностными особенностями вследствие наличия интеллектуального дефекта.

Можно разорвать этот порочный круг, во- первых, ориентируя ребенка на конструктивное содержание через позитивно – личностное отношение к собеседнику;

Во- вторых, формируя социально приемлемые образцы речевых коммуникативных действий;

В – третьих, через отказ взрослых от формального общения с ребенком, требующим особого внимания.

Также отношение умственно отсталых учащихся к окружающим людям зависит от их умения оценивать ситуации, возникающие в процессе общения и адекватно на них реагировать. Это требует обогащения опыта бесконфликтного решения таких ситуаций. Для достижения этой цели можно использовать упражнения, основанные на моделировании проблемных ситуаций, связанных с общением.

Структура личностных отклонений (внешняя ориентация агрессии, низкая самостоятельность), провоцируемых у детей с нарушением интеллекта воспитанием в интернате, вполне вписывается в качестве частного проявления в рамки теоретической концепции природы личности и общения В.Н. Мясищева.

В.Н.Мясищевым доказывается возможность социализации патологической личности на основе позитивной перестройки её внутреннего ядра – системы отношений к действительности. По его мнению «все разделы психологии связаны с отношениями человека», а поэтому глубокая коррекция «основывается на перестройке отношений».

Таким образом, основным способом и средством коррекции нарушенных связей личности, эмоционально – волевой и поведенческой сфер с целью приведения их к социально приемлемым границам и адаптации ребенка является изменение его отношения посредством организованного общения. Отсюда можно заключить, что ведущим принципом коррекционного воздействия в условиях педагогического общения должно быть формирование у субъектов положительного отношения к самой деятельности общения и другим людям и, прежде всего, к самим себе, своим возможностям как субъектам общения.

Литература:

  1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности // С-Петербург.2005. стр.31-59;
  2. Мясищев В.Н. Основные направления и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.,1960.Т.2.стр.110-125;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"

Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....

Психологический климат и межличностные отношения в команде

Психологический климат в командеСплоченность командыПсихологическая совместимость...

«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (1 класс)

laquo;Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью»....

«Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью». (2 класс)

laquo;Коррекция нарушений речи у детей с умственной отсталостью»....

педагогический проект«Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ОВЗ»

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстн...

"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...