Приоритетные направления воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида в контексте СФГОС
статья на тему

Кулиева Дильбар Фаридовна

В связи с развитием в российском обществе толерантного отношения к детям с проблемами в психофизическом развитии, на первый план выходит проблема подготовки таких детей к самостоятельной жизни. Необходимым является признание прав ребенка с интеллектуальными нарушениями, его потребностей и интересов, а также оказание необходимой помощи в выборе будущей профессиональной деятельности.

В данной статье рассматриваются основные направления воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида в рамках СФГОС:  нравственное, эстетическое, физическое, трудовое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приоритетные направления воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе  VIII вида в контексте СФГОС

Кулиева Дильбар Фаридовна,

учитель-дефектолог, олигофренопедагог

ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ»  Республики Татарстан

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и

                       дольше всего люди. Из них на первом месте - родители

                            и  педагоги».

А. С. Макаренко

В связи с развитием в российском обществе толерантного отношения к детям с проблемами в психофизическом развитии, на первый план выходит проблема подготовки таких детей к самостоятельной жизни. Необходимым является признание прав ребенка с интеллектуальными нарушениями, его потребностей и интересов, а также оказание необходимой помощи в выборе будущей профессиональной деятельности.

СФГОС выделяет основные направления воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида:  нравственное, эстетическое, физическое, трудовое.

Нравственное воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)

По признанию многих ученых процесс формирования нравственного сознания – процесс длительный и сложный, требующий усвоения элементарных этических представлений, основой которых, в первую очередь, являются убеждения человека.

Одна из главных задач нравственного воспитания – формирование нравственных чувств. Проблема формирования нравственных чувств у детей с интеллектуальными нарушениями лежит в плоскости эгоцентрической направленности личности, а также слабой интеллектуальной и волевой регуляции, что приводит к «опозданию» формирования высших чувств.

У учащихся 1-3 классов коррекционной школы VIII вида необходимо формировать чувство уважения к старшим, ответственность за дисциплину и успеваемость, соблюдение режима дня, а также чувство справедливости.

У учащихся 4-6 классов коррекционной школы VIII вида необходимо формировать чувство коллективизма, дружбы, уважение к представителям другого пола и т.д.

Старшие подростки должны быть ответственны за свои дела и дела коллектива, выступать против недостатков, в защиту младших школьников.

Следует отметить, что школьник, имеющий интеллектуальные нарушения не всегда может проанализировать свое поведение, сравнивая себя с другими людьми, не может дать адекватную оценку своим моральным побуждениям. Нередко сами взрослые своим неправильным отношением к такому ребенку, считая его слабым и больным, приводят его к полному иждивенчеству. И, конечно, недопустимо воспринимать ребенка с интеллектуальными нарушениями как рабочую силу в семье. Это может привести к формированию отрицательного отношения к труду, негативному восприятию окружающей действительности. В таких случаях основная задача олигофренопедагога выяснить, с чьей стороны был допущен такой «промах» в воспитании и наметить пути воздействия на ребенка. Немаловажным в преодолении трудностей нравственного воспитания является вовлечение детей в коллективный общественно-полезный труд.

Формирование характера детей с отклонениями в развитии неразрывно связано с их насыщенной жизнью в стенах учебного заведения, вовлечением  во всевозможные кружки по интересам, с общением в школьном коллективе во время подготовки к различными культурным и спортивным мероприятиям. Таким образом, школьники могут получить богатые впечатления от насыщенной общественной жизни, у них нивелируются различные отклонения в характере.

Нравственное сознание непосредственно может формироваться во время рассказов, диспутов, бесед, проводимых в рамках классных часов «Дорогою добра», «Я, ты и все вместе» и т.д., в ходе которых классный руководитель разъясняет нравственные категории и понятия, нормы общественного поведения на конкретных примерах из жизни.

Особо хочется выделить разнообразные виды труда, общественной и спортивной деятельности, которые могут прививать эстетическое восприятие окружающего мира, нравственные привычки и поведение, а также здоровый образ жизни: изготовление различных поделок из бумаги и дерева, участие в конкурсах рисунков и стихотворений, спортивных мероприятиях, выступления в составе школьных творческих коллективов, .

Таким образом, можно отметить, что нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корригировать его недостатки.

Эстетическое воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)

Эстетическое воспитание  это процесс систематического и целенаправленного формирования умений адекватно воспринимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое.

В ходе  эстетического  воспитания у детей с интеллектуальными нарушениями необходимо вызывать эстетические чувства и переживания, проводить постоянную коррекцию поведения и готовить их к самостоятельной жизни, формировать чувство прекрасного, развивать сенсорную культуру и эстетический вкус, способствовать развитию творческих способностей и доступных навыков во время занятий пением, рисованием, рукоделием и хореографией.

Вопросы эстетического  воспитания в коррекционной школе VIII сталкиваются со многими трудностями, в основном связанных с умственным развитием детей. Поэтому педагогам необходимо организовывать работу по эстетическому воспитанию с использованием разнообразных форм и методов, которые имеют коррекционно-направленный характер. Каждый урок и внеклассное мероприятие должны нести элементы эстетического воспитания. Так, на уроках математики в младших классах ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ»  Республики Татарстан школьники во время отработки умений сложения и вычитания зарисовывают в тетрадях счетный материал, на уроках русского языка при изучении словарных слов ребята в тетрадях изображают свое понимание этих слов, на уроках биологии школьники под руководством учителя изготавливают биологические модели с помощью пластилинографии, на уроках домоводства педагоги используют карвинг – вырезание фигур из овощей и фруктов, на уроках швейного дела ребята зарисовывают на ткань рисунок будущего вышиваемого изделия.

Немаловажную роль в эстетическом воспитании играет кружковая деятельность, где школьникам прививается чувство прекрасного при изготовлении картин методом квиллинга, бумаго- и тестопластики. Ежегодно в рамках недели трудового обучения, на итоговом родительском собрании,  проходят выставки  творческих работ учащихся «Этому мы научились в школе», «Дело мастера боится».

Одним из направлений эстетического воспитания является музыка, которая позволяет воспитывать у учащихся с нарушениями интеллекта в развитии на основе сенсорных процессов положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширять музыкальные впечатления. Так, на уроках музыки школьники учатся различать музыкальные инструменты по звучанию, изучают музыкальные произведения. Учитель с помощью релаксирующей музыки положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей. В  ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ»  Республики Татарстан много лет работает вокальная студия «Домисолька», в которой дети приобщаются к волшебному миру музыки, выступают с концертными номерами  как в школе, так и за ее пределами.

Таким образом, эстетическое воспитание в школе VIII вида является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку детей  с нарушениями интеллекта к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни  и быть полезными членами общества. 

Физическое воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)

Укрепление здоровья, формирование правильной осанки, развитие ловкости, координации движений, укрепление сердечно-сосудистой системы происходит на уроках физического воспитания. В силу определенных особенностей детей с нарушениями интеллекта их физическое воспитание имеет свою специфику. Так, если в обычной школе учитель может дать одно задание для всех учеников, например на развитие координации движений в ходе игровых действий, то в коррекционной школе учитель должен предусмотреть особенности физического и психо-эмоционального состояния каждого ребенка и постоянно проводить корригирующие действия во время урока, что осложняет весь процесс физического воспитания. Учитель во время занятий должен прививать детям положительное отношение к физической культуре, мотивировать их на здоровый образ жизни, развивать их моторику, воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ»  Республики Татарстан имеет оборудованный спортивный зал, тренажерный зал и спортивную площадку со всем необходимым инвентарем, где проходят не только уроки физической культуры, но и занятия спортивного кружка «Альтаир», а также соревнования по настольному теннису, мини-футболу и армрестлингу среди учащихся коррекционных школ Республики Татарстан.

Юные спортсмены спортивного кружка «Альтаир» регулярно участвуют в республиканских и городских соревнованиях по мини-футболу и занимают призовые места.

Таким образом, можно отметить огромную роль физического воспитания в исправлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему.  

Трудовое воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) 

Основной задачей школы VIII вида – это практическая подготовка учащихся к труду, а именно формирование у учащихся трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи решаются на уроках трудового обучения, домоводства и в процессе профессионально-трудового обучения.

У детей с интеллектуальными нарушениями легко удается вызвать желание трудиться, но выработать привычку повседневного участия в труде – дело довольно трудное. Из-за слабости мускулатуры, недостаточного развития мелких мышц, несовершенства координации движений, быстрой  утомляемости  школьников сложно сформировать у них привычку повседневного труда.

В ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ»  Республики Татарстан трудовое воспитание носит общественно-полезный характер. Так, учащиеся во время занятий по трудовому обучению осваивают профессию, выполняя несложные работы по ремонту и восстановлению школьной мебели, здания школы, облагораживанию территории и т.д.

Учителю необходимо формировать на уроках трудового обучения те нравственные качества, которые помогут школьнику в его будущей  трудовой деятельности: взаимопонимание, уважение к старшим, трудолюбие, умение ценить время, коллективизм и взаимопомощь. На уроках трудового обучения школьники учатся составлять и читать чертежи, работать со слесарным и столярным инструментом, проводить необходимые замеры, работать по лекалам, знакомятся с устройством швейной  машинки и учатся на ней работать, осваивают и развивают навыки самообслуживания  на уроках домоводства и т.д.

Творческие работы учащихся не раз завоевывали призовые места на различных профессиональных конкурсах, проводимых как в Зеленодольском муниципальном районе, так и в Республике Татарстан.

Таким образом, трудовое воспитание является неотъемлемой частью всего воспитательного  процесса, формируя у учащихся положительное отношение к трудовой деятельности и развивая их профессиональные качества.

Литература

  1. Аксёнова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии.//Дефектология, 1997, №1. – 38с.
  2. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие). – Красноярск, 2006. – 156с.
  3. Буфетов Н.М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. – Алма-Ата: Миктеп, 1988. – 265с.
  4. Вильманская А.Д. Формирование нравственного компонента здоровья у учащихся классов коррекционно-развивающего обучения средствами образования.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №6. – с.10-11.
  5. Выготский Л.С. Предисловие к книге Е.К.Грачёвой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка»//Основы дефектологии. – СПб., 2003. – 30с.
  6. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе/ Под ред. Т.А.Власовой и В.Г.Петровой. – М.:Просвещение, 1981. – 288с.
  7. Кащенко В.П. Воспитание и обучение трудных детей (фрагменты).//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. - №4. – с.51-57.
  8. Коррекционная педагогика в начальном образовании.// Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М.: «Академия», 2003. – с.320.
  9. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2010. – 312 с.
  10. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
  11. Рожков А.В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. – М.: «Питер», 2000. – с.243.
  12. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192с.
  13. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение/ авт.-сост. Р.П.Карлина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 311 с.


Приложение 1

План воспитательной работы на сентябрь 2017-2018 учебного года

№ п/п

Направления деятельности

Мероприятия

Классы

Сроки

Ответственные

Сентябрь

Месяц по созданию оптимальной среды в школе «На пороге страны знаний»

Декада по безопасности и правил дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

1.

Познавательная деятельность.  Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей.

«В страну знаний»- праздник первого звонка

1-9

1.09.2017 г.

Педагог – организатор

«Всякому молодцу ремесло к лицу» - организация учащихся в кружковую деятельность

1-9

1.09.-10.09.2017г.

Руководители школьных кружков,

классные руководители

Сбор и сдача информации по трудоустройству выпускников

9

1.09.-5.09.2017г.

Классные руководители

  9-х классов

2.

Деятельность в области формирования правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам  каждой личности, формирование экологической культуры.

Операция «Быт» - посещение семьей учащихся

1-9

1.09.-15.09.2017г.

Кл. руководители, социальный педагог

Общешкольная линейка «Детству - безопасные дороги»- приглашение инспектора ОПДН

1-9

15.09.2017г.

Педагог – организатор

Классный час «Наш класс. Законы жизни класса.

1-9

2 неделя месяца

Классные руководители

 1-9 классов

3.

Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания. Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности приобщение их к культурным ценностям, нравственным традициям народа.

Выставка рисунков «Щедрая палитра осени»

1-7

В течение месяца

Руководитель кружка ИЗО

«Здесь книжки разные живут»- библиотечные часы (знакомство с правилами и умениями обращаться с книгой)

1-9

В течение месяца

Заведующий

 библиотекой

Цикл классных часов, приуроченных к  темам месяца

1-9

Классные руководители, воспитатели ГПД

4.

Военно-патриотическое воспитание. Формирование политической культуры

Общешкольная линейка «Современный мир и терроризм»

5-9

 10.09.2017г.

Педагог-организатор,

классные руководители

5.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей.

Осенний легкоатлетический кросс «Золотая осень- 2017»

1-9

4 неделя

Учитель физкультуры,

классные руководители, воспитатели ГПД

Проведение инструктажа

по ТБ

1-9

1 неделя

Классные  руководители

Цикл бесед о поведении в ЧС, ПДД, ТБ дома и в школе

1-9

1 неделя

Классные руководители

Организация учащихся 2-х разовым горячим питанием

1-9

01.09.2017г.

Ответственный за школьное питание

Организация спец.мед.группы и ЛФК для учащихся школы

1-9

В течение месяца

Школьная медсестра, учитель физкультуры

Проведение ежедневной утренней зарядки и физкультминутки на уроках

1-9

02.09.2017г.

Учитель физкультуры, учителя предметники, воспитатели ГПД

Организация профилактического осмотра учащихся, консультирование учащихся и их родителей у  детского врача психиатра

1-9

По графику

Школьная медсестра,

классные  руководители

6.

Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.

«Цвети, наш школьный двор» - уборка пришкольного участка и закрепленного участка по городу

1-9

систематически

Классные  руководители, учителя трудового обучения

Сбор семян декоративных растений.

1-6

В течение месяца

Учителя трудового обучения

Организация работы по изготовлению заказов на базе школы

7-9

В течение месяца

Учителя трудового обучения

7.

Работа с родителями. Формирование культуры семейных  отношений.

Выбор родительского комитета

1-9

3 неделя

Администрация школы

Родительское собрание по теме «Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка в систему школьного образования»

1-9

1 неделя

Администрация школы,

классные  руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....

Социальная адаптация воспитанников как цель воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида г. Пролетарска

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на­селения, и в первую очередь воспитанники шко...

Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

Эта работа предназначена для воспитателей школ-интернатов VIII вида по социально-бытовой ориентировке во внеурочное время....

«Здоровье сберегающие технологии, как приоритетное направление воспитательной работы лицея и общежития»

«Пора, наконец признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульны...

Программа по воспитательной работе для специальных (коррекционных) школ-интернатов

Программы по воспитательной работе для воспитателей специальных (коррекционных) школ-интернатов...

Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образ...