Конспект урока. Гарин- Михайловский. Тема и Жучка.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Павлова  Людмила Алексеевна

В помощь учителю в проведении урока по рассказу Н.Гарина- Михайловского "Тема и Жучка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_tema_i_zhuchka._garin-_mihaylovskiy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тема и Жучка. Гарин- Михайловский.

Цель: продолжить работу над произведением Гарина- Михайловского,  помочь постигать главную мысль литературного произведения.

           Развивать осознанное выразительное чтение, логическое мышление.

           Воспитывать любовь к животным, ответственное отношение за жизнь своих питомцев.

        Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на    художественное произведение.

Оборудование: компьютер ( презентация), учебник, доска, сердечки из бумаги для релаксации.

                                                           

                                                       План.

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над  рассказом Гарина- Михайловского «Тёма и Жучка», должны будем определить главную мысль произведения.

Доска:  Тема и Жучка. Гарин – Михайловский.

  1. Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:

Проведем разминку для речевого аппарата.

  1. Составление чистоговорок:

На-на-на-на ……………………………весна.

                     ( наконец пришла )

Су-су-су-су………………… …………. лесу.

                     ( тает снег в большом)

Ра-ра-ра-ра ……………………..….. детвора.

                     ( очень рада детвора)

  1. Скороговорка:

- Какую птицу называют плохой матерью? Почему?

Купила кукушка кукушонку капюшон,

Как кукушонок в капюшоне был смешон.

  1. Проверка домашнего задания.

       1 часть. Тема и Жучка. Гарин- Михайловский.

- Что  узнал Тема о Жучке?

- Как вы оцениваете поступок неизвестного, бросившего Жучку в колодец?

-Как  назвала его няня?  (  ИРОД)

- Я просила Ваню Шабакова узнать, заглянув в  интернет, что обозначает слово ирод.

Ирод- это царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что когда он узнал о рождении Христа, приказал убивать всех  младенцев. Поэтому Ирод прославился как мучитель и злодей, жестокий человек.

А теперь  иродом называют жестоких, бессердечных людей.

- С каким качеством характера столкнулся Тема?

На экране появляется слова------ ЖЕСТОКОСТЬ, ЗЛО

- Какое решение принял Тема?  ( спасти Жучку)

--Чем закончилась попытка спасти Жучку?  ( неудачей)

(На экране кадр из произведения ( Жучка барахтается в грязи)

Задание-Найти строчки из произведения к иллюстрации.

Стр. 165

 Жучка, очевидно поняла, что спустившийся снаряд имел целью ее спасения, она сделала попытку схватиться за него лапами. Этого прикосновения было достаточно, чтобы петля бесполезно соскочила, а Жучка, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

Она стала барахтаться и тщетно ( напрасно) отыскивая оставленный ею выступ.

  1. Работа по теме.
  1. Первичное  восприятие текста.

- Чем закончилась вторая попытка Темы?

Читает учитель, эпизод, когда   Тёма поднимается из колодца- слушаем в записи.

****Легко ли Тёме было спасти Жучку? Что ему мешало выполнить задуманное?( легко ли  было выполнить задуманное?)

**** С чем он сталкнулся?

На экране появляется слово------        ТРУДНОСТИ  

2) Подготовка к чтению. ( ДОСКА)

Чтение трудных слов + словарная работа

На  м:г:но-ве-ни-е  ? ( на миг, на короткое время)

Чу:в:с:т:во-ва:ть

В:з:би-ра:ть:ся ?    подниматься

С:м:рад ?

3)Работа над осознанным чтением.

 А) Чтение  цепочкой. По ходу объяснение непонятных слов и выражений, проговаривание хором трудных для прочтения слов.

- Что значит,- ухудшил положение дела? ( виноват в том, что не спас, что Жучка упала в  «вонючую жидкость», там холодно, теперь удержаться на выступе труднее, выступ стал скользкий).

                Винит себя?                     Качество характера

-Как понимаете это выражение?  ( Тема будет медлить со спасением– смерть для Жучки)

- Как понимаете выражение—« в душу закрадывается страх» ( чувство неуверенности в задуманном)

- Что помогло Теме справиться с неуверенностью в себе?   ( поддержка Жучки)

-  Как вы понимаете выражение  «Между ним и Жучкой происходит трогательная встреча

( встреча, полная ласки, нежности, любви)

-Почему автор употребил слово- карабкается ? ( трудно подниматься, чем спускаться)

-Как понимаете выражение- «судорожно ловит в себя всеми легкими воздух колодца»?

- Сердце его сжимается тоской?  Что это значит? ( он понимает, что может не хватить сил и он сам погибнет)

- Какое чувство охватывает мальчика? СЛАЙД

На экране появляется слово------        СТРАХ      

- - Чувство одиночества, бессилия, сознание гибели закрадываются в его душу….

Почему автор поставил  многоточие?  ( ужас, не знает, что делать)

-- Можно ли Тему назвать трусом? ( трус сдался бы, погиб сам и не спас бы Жучку)

( Тема – смелый, Смелый- не тот, кто не боится, а тот, кто может побороть свой страх)

-****** Задание для Гончаровой Ксении

Расположить пункты плана попорядку.

*****_

Задание для Ярика---

Расположить иллюстрации в соответствии с текстом.

Ф  И  З   К  У  Л  Ь  Т  М  И  Н  У  Т  К  А

  1. Проверка восприятия.

-Что заставило Тёму спуститься в колодец?  Прочитайте.

- Страшно ли Тёме было спускаться в колодец? Прочитайте, что вызывало страх у мальчика?

Что его пугает?  

- Что его подбадривало?

_ Как произошла встреча друзей?

-Какие чувства испытывал Тема?  ( чувство жалости, любви)

- Как вела себя Жучка?

- Что чувствовал Тема, когда поднимался наверх?

- Почему подниматься труднее, чем спускаться? ( нужен воздух, силы)

- Кто помог ему преодолеть страх?  ( САМ)  Прочитаем. Проследим, как растет его уверенность в себе)

Проверить Ярика и Егора

_ ТАК  кого мы называем смелым?

Смелый- не тот, кто не боится, а тот, кто может побороть свой страх)

4) Какие качества характера помогли Теме исполнить задуманное?

Твердость характера        ответственность

Смелость        решительность

любовь      

  1. Посмотрите на схему и попробуйте сформулировать главную мысль произведения.      СЛАЙД

- ЧТО помогло преодолеть

 

                      ЗЛО                                  ТРУДНОСТИ                      

                      ЖЕСТОКОСТЬ                  СТРАХ  

(дети делают вывод-   ЛЮБОВЬ к животным ) Появляется  надпись)

 

Любовь побеждает:

                      ЗЛО                                  ТРУДНОСТИ                      

                      ЖЕСТОКОСТЬ                  СТРАХ  

  1. Какая пословица наиболее точно отражает главную мысль нашего урока?

  СЛАЙД

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Друг познается в беде.

Ученье труд, а неученье - тьма.

Мы в ответе за тех, кого приручили.   – Как понимаете смысл?

V.Заключительное слово учителя:

Тема- добрый, смелый, благородный мальчик. Он на деле сумел доказать преданность и любовь к своему четвероногому другу. Он сумел доказать на деле, что настоящая дружба и любовь способны преодолеть зло, а горячее, любящее  сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу.

VI. Этап рефлексии.

Что ж,  поработали дружно,

 Теперь оценить себя нужно.

Что на нашем уроке показалось вам интересным, важным? Что заставило вас задуматься?

Если вам понравился  урока, если история Темы и Жучки затронула ваше сердечко, если она помогла понять всю ответственность человека за жизнь братьев наших меньших, то ПОДНИТИТЕ СЕРДЕЧКИ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ У ВАС НА ПАРТЕ

Звучит песня о дружбе «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

                                            Вот, что значит настоящий верный друг »

VII Оценки за работу на уроке.

VIII  Домашнее задание: стр. 166-169, вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Презентация Гарин-Михайловский Тема и Жучка

Презентация к уроку чтения и развития (5 класс) в условиях школы VIII вида...

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Презентация к уроку чтения. Н. Гарин - Михайловский. Тема и Жучка.

Презентация поможит сделать урок "живым" и содержательным....

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"...

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"...