Меры по развитию логопедической службы в МДОУ д/с «Соловушка» г. Зернограда
статья на тему

Тараба Лариса Александровна

логопедическая служба в саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mery_po_razvitiyu_logopedicheskoy_sluzhby.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Меры по развитию  логопедической службы

в МДОУ д/с «Соловушка» г. Зернограда

Подготовила: Учитель-логопед

 Л.А. Тараба

Меры по развитию  логопедической службы

в МДОУд/с  «Соловушка»г.Зернограда

Деятельность логопедической службы ДОУ рассматривается как необходимый компонент системы образования. Логопедическая служба призвана оптимизировать, «смягчить» педагогический процесс для воспитанников, имеющих нарушения в развитии речи, обеспечить развитие их личностного, интеллектуального потенциала для общества.

Важнейшим условием эффективности работы логопедической службы я считаю правильное понимание сущности профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций логопеда и педагогов в подходе к воспитанникам.

Основная цель службы - раннее выявление и преодоление отклонений в развитии детей дошкольного возраста, оказание логопедической помощи воспитанникам, имеющим трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, обусловленные нарушениями устной речи.

Основными задачами логопедической службы на 2016-2020 г.г  являются :

  • Своевременная профилактика речевых нарушений у воспитанников;
  • Психолого-педагогическое изучение и диагностика речевого развития детей; обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку, качественная разработка и реализация маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности;
  • Взаимодействие с ПМПК;  
  • Организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
  • Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Деятельность учителя-логопеда руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о  психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями районной психолого-медико-педагогической комиссии.

Деятельность учителя-логопеда опирается на знания: возрастной и специальной педагогики и психологии; анатомо-физиологических и клинических основ дефектологии; методов и приёмов предупреждения и коррекции речевых нарушений у воспитанников, нормативных и методических документов по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методической литературы по работе с дошкольниками, имеющими отклонения в речевом развитии; новейших достижений дефектологической науки.

Деятельность учителя-логопеда опирается на соблюдение: правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Устава и локальных правовых актов МДОУ (в том числе Правил внутреннего трудового распорядка, приказов и распоряжений заведующей).

Деятельность логопедической службы в ДОУ

осуществляется по нескольким направлениям:

 Аналитико-диагностическая работа - комплексное логопедическое обследование устной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий и циклограммы работы; подготовка необходимой документации для участия в работе психолого-медико-педагогического консилиума.

Профилактическая работа - целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника, а так же родителей воспитанников:

- выявление детей «группы риска» (как известно, стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей отрицательно сказывается на их речевом развитии);

- предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом;

- охрана нервно-психического здоровья детей;

- адаптация детей к ДОУ;

- создание благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и детском коллективах, в семье.

Осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях педагогов, индивидуальных консультаций по коррекции речи детей-логопатов, индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные об анамнестическом развитии детей,  диагностики уровня речевых достижений, бесед с педагогами и огранизует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На своих занятиях учитель-логопед применяет психокоррекционные приёмы, нейропсихологические методы для развития психичесих функций, использует приемы психотерапии с воспитанниками.

Коррекционно-развивающая работа - направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-3ребенка).. Результаты логопедической работы вносятся в речевые карты детей, принятых для занятий в логопункте, доводятся до сведения администрации ДОУ и родителей, представляются на ПМПк и на районной ПМПК, а затем, при выпуске детей передаются в школу.

Пропаганда логопедических знаний - повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы и мероприятиях коррекционно-развивающего процесса с детьми-логопатами. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.

Методическая работа логопеда на 2016-2020г.г  направлена на:

- повышение уровня логопедической компетентности и профессионализма;

- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;

- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-

логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективное планирование деятельности; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск оптимальных средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает занятия воспитателей, выступает на родительских собраниях.

Консультативная работа - консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых уроков, семинаров, выступлений на собраниях. Осуществляется в тесном контакте с родителями, для обеспечения необходимого уровня их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы, обусловленной речевыми нарушениями.

Организация логопедической работы в ДОУ:

На логопедические занятия зачисляются воспитанники, имеющие различные нарушения в развитии устной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала ДОУ (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). Приём воспитанников с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест в логопункте. По мере выпуска дошкольников с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. В случае необходимости уточнения диагноза воспитанники с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от структуры речевого дефекта. На каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, заполняется речевая карта. Выпуск детей из логопункта проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные и индивидуальные занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой дефекта.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

Принимается для занятий на логопедическом пункте не менее 18-25 детей.

Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с каждой группой детей проводится:

- ОНР - не менее 3 раз в неделю; - ФФН и ФН - 2-3 раза в неделю; заикание - 3 раза в неделю; - фонетический дефект - 1-2 раза в неделю; - индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи - не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность  занятий в  (подгруппой) – 15-20 мин.; индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 10-15 минут.

Учитель-логопед так же проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции речи; проводит консультации с родителями и учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.

Документация учителя-логопеда ДОУ:

- Журнал учёта посещаемости и занятий с учащимися;

- Списки детей, имеющих нарушения в развитии речи

- Речевая карта на каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия;

- Расписание, циклограмма логопедических занятий;

- Годовой план работы на учебный год;

- Перспективные планы работы с детьми;

- Календарные планы работы с детьми;

- Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;

- Паспорт логопедического кабинета с перечислением оборудования и наглядных пособий;

- Аналитический и цифровой отчёт о проделанной работе за год.

Схема организации логопедической службы в ДОУ на 2016-2020 г.г:

Подготовила: Учитель-логопед

Л.А Тараба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей "Боевой славы 34-й Гвардейской Краснознаменной ордена Кутузова Енакиевской стрелковой дивизии" г. Зернограда

Презентация выполнена в литературном формате и является визитной карточкой нашего школьного музея. В ней использованы стихотворения зерноградской поэтессы  Морозовой М.Т., воспитателя Коваленко Т...

выступление на педсовете на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»

Доклад (выступление на педсовете) на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда». В данном выступлении я поделилась с коллегами о своем ...

Деятельность МБОУ лицей г.Зернограда по правовому просвещению обучающихся

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относ...

Программа "Половое воспитание" МБОУ лицей г.Зернограда 2016-2017 учебный год

Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и с...

План мероприятий МБОУ лицей г. Зернограда по пропаганде семейных ценностей на 2016 -2017 год

Семья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!Подарки, покупки, приятные траты.  Рожденье д...