Дыхательная гимнастика в работе с детьми с нарушениями речи
статья на тему

Долганова Виктория Геннадьевна
К вопросу дыхательной гимнастики педагоги в своей работе обращаются неоднократно. В данной стать этот вид деятельности рассматривается с точки зрения логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_ns_port.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д. с № 63

Дыхательная гимнастика в работе

с детьми с нарушениями речи

Подготовила: учитель-логопед

                                                  Долганова В.Г.

Таганрог 2018

Дыхательная гимнастика в работе с детьми с нарушениями речи

К вопросу дыхательной гимнастики педагоги в своей работе обращаются неоднократно. Хотелось бы посмотреть на данный вид деятельности с точки зрения логопедической работы.

Рождаясь, человек делает непроизвольно  первый вдох, необходимый, чтобы жить. Как только ребенок начинает говорить, у него параллельно развивается речевое дыхание. При физиологическом дыхании вдох происходит за счет сокращения дыхательный мышц, выдох пассивный. При речевом дыхании речь образуется в фазе выдоха воздушная струя одновременно выполняет голосообразующую и артикуляционную функцию.

Если говорить о типах дыхания, то традиционно выделяют три типа: ключичное, реберное, диафрагмальное. У детей с нарушениями речи часто наблюдается проблемы с речевым дыханием. В основном преобладает верхне-ключичный тип дыхания, при этом работает лишь верхняя часть легких. Что негативно сказывается на образовании устойчивой воздушной струи, необходимой для четкого произношения звуков.

Формирование диафрагмального дыхания требует длительного времени и больших усилий. Начинать лучше всего в положении лежа. Для самоконтроля можно использовать контроль рукой и различными легкими предметами.

Фронтально дыхательную гимнастику можно проводить как часть комплексной речедвигательной гимнастики, в виде динамических пауз во время фронтальных занятий, перед дневным сном.

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:

  • формирование навыков правильного речевого дыхания;
  • укрепление мышц лица и грудной клетки;
  • улучшение функции внешнего (носового) дыхания;
  • развитие фонационного (озвученного) выдоха;
  • выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
  • тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;
  • нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;

Выполняя дыхательную гимнастику необходимо соблюдать ряд правил:

  • Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  • Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Формировать направленную воздушную струю можно используя различные предметы: коктейльные трубочки, пузырьки, ватные и шерстяные шарики, различные вертушки, мыльные пузыри. Главное необходимо следить за тем, чтобы ребенок не напрягал губы и не надувал щеки, чтобы артикуляционная мускулатура оставалась расслабленной.  

Таким образом, мы можем говорить о том, что данный вид деятельности не занимает много времени в течение дня, но является незаменимым элементом в комплексной работе по преодолению нарушений речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика, в работе с детьми с нарушениями речи

В статье систематезирован материал по использованию фонетической ритмики в условиях детского сада....

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...

«Использование технологии «коврограф» для реализации ФГОС в работе с детьми с нарушениями речи»

Коврограф –  инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимущ...

Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Авторы статьи описывает опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары в использовании элементов ТРИЗ-технологий как средства развития речи. Статья предназначена для педагогов...