«Использование технологии «коврограф» для реализации ФГОС в работе с детьми с нарушениями речи»
учебно-методический материал

Новикова Марина Борисовна

Коврограф –  инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимуществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коврограв "Ларчик"24.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии «коврограф» для реализации  ФГОС  в работе с детьми с  нарушениями речи»

Коврограф –  инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимуществ:

  • большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный и демонстрационный материал;
  • оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность занятий.

Автор  методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно.

Была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка. Следует отметить, что основу развивающих игр Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.

Цели занятий с игровыми материалами коврографа:

  1. Развитие  речи ребенка, обогащение и активизация словаря, отработка грамматический конструкций, развитие связной речи, обучение грамоте.
  2. Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
  3. Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  4. Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
  5. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звуко-буквенном анализе.
  6. Развитие мелкой и артикуляционной моторики, просодической стороны речи.

Принципы развивающей технологии коврографа.

Первый принцип – интересные сказки.  Обучение должно быть веселым и непринужденным. Каждую развивающую игру на коврографе сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить  буквы, слова или формы. В сюжете сказки дети помогают героям, выполняя различные задания и упражнения. Для педагогов, специалистов и родителей данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с ребенком, выполняя различные творческие задания.

Вторым принципом  является игра с пользой. Развивающие игры   достаточно многофункциональны. В игровой форме можно расширять словарный запас, выполнять грамматические задания, обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать ребенка.

Третий принцип заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует развитию речи и формированию раннего креативного мышления у детей.

Специфика  развивающей технологии.

Развивающие игры коврографа являются актуальными для детей от двух лет и старше. Широкий возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним малышам, так и дошкольникам. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры коврографа также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения, развить речь в целом, но и учат малыша общению и взаимопониманию.

Коррекционная работа по внедрению  технологии коврографа проводилась с учетом индивидуальных психических особенностей детей и была направлена не только на коррекцию звукопроизношения, моторики и просодики, но и на развитие речи и личности ребенка в целом.

         Сам коврограф представляет собой игровое поле из ковролина размером метр на метр. Именно на нем можно фиксировать развивающие материалы: разноцветные веревочки; разноцветные квадраты; забавные буквы; забавные цифры; кармашки; кружки, зажимы; касса трехрядная; буквы, цифры, знаки на прозрачной основе; радужные гномы. Чтобы ребенку было легче воспринимать информацию, игровое поле разлиновано на сто клеток. Сетка также облегчает детям построение различных геометрических фигур, познакомит с пространственными и количественными отношениями.

«Чудо-дерево» появляется первым. Оно будет жить (и даже расти) вместе с детьми. С помощью «чудесного дерева» педагог имеет возможность решать самые разнообразные задачи по всем направлениям развития речи. Дерево можно сделать по-разному. Основной принцип – использование ковролина.

Введение образа дерева можно провести в различной игровой форме, всё зависит от вашего творческого подхода. Во время занятия с помощью сказки К.И. Чуковского «Чудо - дерево» рассказывается сказка: «Однажды на волшебном острове выросло «чудо-дерево». А на «чудо-дереве» росли не листочки, не цветочки, а чулки да башмаки…». На дереве размещаются соответствующий лексической теме картинный материал. После работы картинки с дерева собираются в «коробочку-сундучок». «Чудо-дерево» предоставляет огромный простор для творческой деятельности, как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий.

«Сундучок» - это своеобразный накопитель наглядного материала. В последующем педагог используют картинки для решения разных речевых задач. Например, подбор картинок, названия которых начинаются на заданный звук; отбор картинок на определённые слова-обобщения; составление по набору картинок отдельных предложений и (или) небольших рассказиков; подбор картинок с изображением предметов, подходящих к слову деревянный (пластмассовый, стеклянный, металлический) и многое другое.

На чудесном дереве периодически появляются различные поддувалочки  (листочки, пушочки, бабочки, и др.). Это сюрпризный момент для детей. В процессе игр с ними развивают речевое дыхание.

Дети периодически получают от дерева задания-просьбы. Например, украсить его цветами; выложить на коврографе буквы, выложить сюжетные картинки в определенной последовательности и составить по ним рассказ и так далее.

«Кораблик знаний» представляет собой корабль, изготовленный из ковролина с разноцветными парусами: красный – для гласных звуков, синий – для твердых согласных и зеленый парус – для мягких согласных звуков. Сам кораблик может нести функциональную нагрузку, как в случаи с «чудо-деревом». На кораблике плывут разнообразные герои, которые в течение года путешествуют по «Морям приключений», где их ждут разнообразные встречи, задания, приключения, герои встречают и провожают гостей, высаживаются на острове, идут в гости к «чудо-дереву»,  расставляют мебель в домике, устраивают чаепитие и многое другое.

Дидактический домик широко используется в индивидуальной и подгрупповой работе.  Он так же изготовляется из ковролина. Вокруг домика разворачиваются сюжеты, содержание которых направлено на отработку лексико-грамматических категорий, развитие речевого дыхания и мелкой моторики, развитие психических процессов.

«Звуковой руль»  подходит при проведении индивидуальной работы с детьми по отработке звукопроизношения. Данное пособие также выполнено из ковролина в виде корабельного руля, где в центре помещается звук (буква), а по краям руля карточки с картинками комплекса артикуляционных упражнений для данного звука.

Использование вариативных игры и упражнений при работе по инновационной технологии «Коврограф» позволяет более эффективно реализовывать особые образовательные потребности детей, имеющих тяжелые нарушения речи (дети с ОВЗ), и реализовывать ФГОС. Данная технология позволяет проводить коррекционную логопедическую работу, направленную на развитие устной и письменной речи (звукопроизношение, лексику, грамматику, связную речь, обучение граммоте) и развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а так же эффективно осуществлять сенсорное развитие дошкольников.

Пособие «коврограф»  соответствует требованиям ФГОС. Его можно использовать в разных образовательных областях. Пособие является многофункциональным, трансформируемым, содержательным и доступным.

Творческое мышление «Машина для Фифы»

Дети рассуждают о том, из какого материала можно сделать машину, какие части унее будут. На коврографе делают аппликацию этой машины с помощью «Разноцветных веревочек». Потом можно провести игру «Хорошо-плохо» (все по очереди перечисляют, что в машине хорошего и что в машине плохого).

Воображение «Фантастическое животное»

На коврографе прикрепляется карточка приложения «Цветные карточки». Дети по очереди приделывают к нему ушки, ножки, хвостик, лапки с помощью пособия «Разноцветные веревочки». Называют «животное», рассказывают про него.

Пространственные отношения «Лабиринты»

Для игры используются разные приложения. Карточка из любого приложения прикрепляется с правой стороны, а напротив карточки прикрепляется кружок. Путь от кружка до карточки выложен разноцветной веревочкой в виде лабиринта с четко обозначенными углами (по сетке коврографа). Детям предлагается глазами проследить путь и обозначить это расстояние в виде счета клеток и определения их направления.

Пространственная ориентировка «Пират»

Детям предлагается проложить путь с помощью контактной ленты от пирата к сундуку с сокровищами.

Пространственная ориентировка, обогащение словарного запаса «Бабочки и цветы»

На «коврографе» расположены карточки цветов.  Детям предлагается переместить бабочку на определённое количество клеток. Когда бабочка «долетела» до цветка ребёнок называет его название.

Обучение грамоте «Превращения»

Детям предлагается из веревочек сделать букву П. Затем можно попросить ее переделать в Г, О и т.д.

Обучение грамоте «Звуко-слоговой анализ»

Детям предлагается с помощью приложений провести звуковой анализ слога или слова.

Развитие грамматической стороны речи, автоматизация звука «Один-много».

На «коврографе» расположены карточки на звук, который автоматизируется. Дети должны соединить контактной лентой карточки где один предмет и где много, чётко проговорить слова.

Развитие фонематического слуха.

На «коврографе» расположены карточки с картинками сходными по звучанию. С помощью контактной ленты ребёнок соединяет картинки.

Развитие мышления. Бусы.

Дети выкладывают в определённой последовательности геометрические фигур по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данная статья  раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, зад...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данное пособие раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи,...