Формирование лексико-грамматического строя речи детей коррекционной группы
учебно-методический материал на тему

Новикова Лилия Назметдиновна

Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_leksiko.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматического строя речи детей

коррекционной группы.

          Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Естественно, что эта проблема находится в центре многих современных исследований. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, А.Р. Лурия, и др.) Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. Нарушения речи в той или иной степени могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации детей.

          В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией. По признанию многих специалистов (Н. С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми  является развитие лексико-грамматической стороны речи. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексики и грамматической стороны речи.

         Следует отметить, что в логопедии разработана и широко применяется методическая система коррекционной работы с детьми с нарушением речи. Однако, специфические приемы, направленные на формирование лексики представлены недостаточно. Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми.

        Для преодоления речевых нарушений требуются своевременное выявление имеющихся недостатков и длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой системы.

        Одна из основных задач учителя-логопеда – правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого ребенка. В начале учебного года в речевой группе проводится комплексное обследование состояния речи и интеллектуального развития детей. Все результаты заносятся в речевую карту. Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы в целом.

        Анализируя данные выполнения заданий по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступными из предложенных заданий оказалось образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; более сложным - согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Самыми сложными оказались задания на уровень сформированности обобщающих понятий, на подбор антонимов, особенно к существительным и глаголам, на образование приставочных глаголов.  

Нарушения формирования лексики у детей, проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема экспрессивного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря (Н. С. Жукова, Т.Б. Филичева и др.).

При организации логопедического воздействия необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. Формирование словаря идет по следующим направлениям:

  • расширение объема словаря и представлений об окружающей действительности
  • уточнение значения слов
  • формирование семантической структуры слова
  • организация семантических полей, лексической системы родного языка
  • активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный.

Cистема работы над словами была составлена с учетом тесной связи процессов развития лексики и словообразования, и включает задания на уточнение структуры значения слова, овладение морфемами, системой грамматических знаний, закрепление связи между словами, развитие диалогической и монологической речи. На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика. В процессе усвоения предметного словаря на основе предметно-графических схем дети продолжают знакомиться с различными способами словообразования. Одновременно дети учатся понимать обобщенное значение слова. Необходимым условием уточнения и расширения предметного словаря является практическое усвоение распространенных случаев многозначности слов. Каждое занятие имеет свою тему, которая содержит соответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приемов сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, поскольку она быстро обогащается за счет производных слов. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова.

Основные задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий.

  • формировать представление о слове, как об основной языковой единице
  • обогащать и развивать словарный запас детей, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования
  • осуществлять актуализацию словаря
  • обучать детей точному употреблению слов
  • развивать лексическую системность с учетом имеющегося словарного запаса (осуществлять группировку слов по тематическому единству)
  • расширять и закреплять связи между словами
  • развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации
  •  отбирать и использовать лексические средства с учетом жанра и стиля высказывания.

Виды работы по коррекции лексико-грамматических нарушений.

Успешность усвоения программы в первую очередь зависит от методов обучения. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чем они говорят. Дети знакомятся с лексико-грамматическими закономерностями языка преимущественно в устной форме, поэтому система дидактических упражнений помогает закрепить полученные речевые знания, умения и навыки. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них. Значит, для активизации словаря можно использовать следующие виды работы:

  • активизация словаря по определенной теме (беседа по теме)
  • отгадывание предметов по описанию
  • сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству
  • подбор синонимов и антонимов к определенным словам
  • подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот
  • подбор частных понятий к общему понятию и наоборот
  • толкование многозначных слов
  • объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок
  •  подбор слов в устный текст.

Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:

  • составление предложений с заданным словом
  • восстановление правильного порядка слов в предложении
  • ответы на вопросы с их постепенным усложнением
  • образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного – прилагательное, от глагола – существительное и др.)
  • объяснение образования сложных слов
  • подбор и употребление разных частей речи к словам
  • подбор предлогов
  • составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу, по определенной тематике, с предлогом и без предлога с помощью вопроса
  • использование одного слова в разных падежных формах
  • отработка синтаксических структур.

Учитывая принципы современной концепции дошкольного образования (использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и стремлений), возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми.

 

Список литературы:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Грамматика в играх и картинках. СПб, «Паритет», 2005. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб, Союз, 2001.
  2. Тимонен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. Москва, 1981.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. Москва, 1990.
  5. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
  6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Москва, 1968.
  7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  8. Игры в логопедической работе с детьми. Книга для логопеда. Под ред. Селиверстова В.И. Москва, 1987.
  9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Москва, 1983.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недо-развитием речи в условиях специального детского сада. Москва, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи....

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

Формирование грамотного звукопроизношения и лексико - грамматических конструкций в речи детей дошкольного и школьного возраста.

Данные статьи,  презентация,  конспекты зянятий -  предложены автором для пополнения практического опыта учителей - логопедов. Родителям данный материал поможет в ежедневном общении с р...

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Представлены инновационные подходы к организации деятельности воспитателя по коррекции словаря детей по заданию учителя-логопеда...

Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у обучающихся-инофонов

На сегодняшний день большое внимание в образовании уделяется обучению детей-инофонов, привитию им нашей культуры, обучению русскому языку. В данной статье описываются основные моменты в работе учителя...

Логопедические игры по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшей и подготовительной группы: «Закрепление знаний о предлогах»

Предложенные игры помогут учителям-логопедам сделать процесс обучения более интересным и разнообразным по характеру используемых методов и приёмов, а учащихся более активными и самостоятельными....