Логопедическое занятие "Дифференциация букв А-О"
план-конспект на тему

На примере работы с одной парой букв (а-о) предлагается поэтапная система логопедического воздействия для коррекции данного вида дисграфий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Дифференциация  букв  а-о.

Цели:

1.Коррекционные:

  • уточнить  образ  звуков [  а-о  ]  и букв а-о
  • тренировать обучающихся  в  дифференциации  букв  а-о  в слогах, словах, предложениях;
  • развивать  пространственную  ориентацию;
  • развивать  зрительное  внимание, память.

2. Образовательные:

  • развитие навыка  согласования  имен  существительных и прилагательных;
  • развитие  навыка  языкового  анализа  и  синтеза.

3. Воспитательные:

  • развивать  учебную  мотивацию;
  • воспитывать  интерес  у обучающихся  к  родному  языку.

Оборудование:

- индивидуальные  карточки  с таблицей  букв;

- зеркала;

- индивидуальные  карточки с зашифрованными  слогами;

- карточка со словами- признаками;

- картинка, где изображен кот, пьющий молоко;

- проверочная  карточка  с  графической схемой.

Ход  урока.

I. Организованный  момент.

1. Приветствие,  эмоциональный  настрой.

2. Пальчиковая гимнастика  с элементами  развития  межполушарного  взаимодействия:

- упражнение  « Колечки» с  перечислением  дней  недели в прямом  и обратном  порядке;

« Покажи  правильно». Ладони  обеих  рук  прижаты к столу, пальцы  расставлены. Задание : указательным пальцем  правой руки

показать  безымянный – левой; мизинцем левой средний  правый  и т.д.

3. Артикуляционная  гимнастика для   губ.

- рот  широко открыт  ( удерживать  позу  10-15 сек.),

- рот открыт , губы  округлены  ( удерживать позу  10-15 сек.)

- упражнение  повторить совместно с движением рук: рот широко открыт-  руки  образуют  круг; губы округлены  - пальцы рук  смыкаются в кольцо.

II. Введение  в тему.

  Задание: детям выдаются  индивидуальные карточки  с буквами. Логопед называет  направление  шагов,  дети соединяют буквы карандашом.

- Найдите букву,  которая стоит после И в  первой строке;

- Шаг вниз, шаг влево, вниз, вправо и т.д.

ф

и

о

у

д

о

о

о

с

р

а

а

е

и

у

д

а

а

а

п

ы

ф

а

а

к

ф

и

о

а

д

а

о

о

о

ф

-О каких  буквах будем  говорить? ( о буквах а,о)

III.  Основная  часть  занятия.

1. Закрепление  звукобуквенных  связей.

  • угадывание звуков  по немой  артикуляции;
  • соотнесение  звука с соответствующей буквой.

2. Работа  над  образом  букв.

  • анализ  зрительного образа  букв;
  • прописывание букв в воздухе , пальцем по столу, обведение контуров букв
  • сравнительный  анализ элементов букв;
  • «шифровка « букв:

- Буква а  состоит  из 2 элементов, ей  соответствует цифра 2, буква  о  состоит  из 1 элемента, ей соответствует цифра 1.

3.Дифференциация  букв в слогах.

- Расшифруйте  слоги на карточках, запишите их рядом, подчеркните букву а  двумя  чертами, о – одной чертой.

т2

н1ж

ш2-

л1

р2н-

б1ч

- Прочитайте слоги 2-3 раза, запомните  их , повторите их по памяти.

4. Дифференциация  букв  в  словах.

На доске  написаны  слова  с пропущенными  буквами.

-Вставьте  нужною  букву   а  или  о  в слова,  используя  индивидуальные   таблицы  букв , где  каждая  строчка  соответствует  одному  слову.

к*т

ф

и

о

у

д

м*л*к*

о

о

о

с

р

п*рт

а

а

е

и

у

к*р*нд*ш

д

а

а

а

п

к*ш*

ы

ф

а

а

к

н*жк*

ф

и

о

а

д

к*р*б*чк*

а

о

о

о

а

- Запишите  слова  в тетрадь  в столбик в следующем  порядке:

слова,  состоящие из 1-го слога;

 слова,  состоящие из 2-х слогов;

слова,  состоящие из 3-х слогов;

слова,  состоящие из 4-х слогов;

- Подчеркните  а- двумя чертами, о – одной чертой,

-Вспомните слоги из таблицы, которые  расшифровали и читали  в начале урока. Подчеркните  слоги, которые  вы расшифровали. Проверьте  по карточке   ( кот, парта, ножка, каша, молоко, карандаш, коробочка).

5. Физ. минутка.

Учащиеся  выполняют  движения со словами.

Аист.

- Аист,аист                                      - Снова правою ногою

длинноногий                                              - Снова  левою  ногою

Покажи  домой  дорогу                              - После правою  ногою

Аист  отвечает.                                               – После  левою ногою

-Топай  правою  ногой.                               – И тогда  придёшь  домой

- Топай  левою   ногой                                                  

6. Дифференциация  букв  в  словосочетаниях.

На   доску  вывешивается   карточка  со словами  признаками.

- Запишите  в тетрадях  справа  от слова- предмета  слово- признак  с карточки  так,  чтобы получилось  словосочетание.

кот                            школьная

парта                              тонкая

ножка                              старый

каша                             молочная

молоко                         полезное

карандаш                        красный

коробочка                        цветная

7. Дифференциация  букв  в предложениях.

На доске  сюжетная  картинка: Кот  лакает   молоко.

- Что изображено  на  картинке? Что делает кот?

- Подчеркните  3  словосочетания, которые  подходят  к картинке

(кот старый, каша молочная,  молоко  полезное)

- Составьте устно   предложение  с данными  словосочетаниями.

( Старый кот  ест  молочную  кашу  и лакает  полезное  молоко).

- Начертите  графическую  схему  этого  предложения.

-Впишите  буквы  а,о  в схему. Проверьте  по карточке.


         а      о          о     о    о       а          а   а      а         о          о    о   о  о.

IV.  Итог   занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический досуг "Буква Щ играет в прятки"

Методическая разработка  логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста с Тяжелом нарушением речи Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития....

Конспект итогового логопедического занятия «Буквы разные нужны, буквы разные важны»

    Это занятие проводилось в группе детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи III уровня и детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных нерезк...

Логопедические противодисграфинки. Буква Е

Буква "Е"  (оптическая дисграфия, "зеркальное" отображение)Карточка из цикла "Логопедические противоДисграфинки"Серия С-Е-ЗКарточка "Е" - для предупреждени...