Главные вкладки

    Программа логопедического обсчледования
    рабочая программа на тему

    Мужева Светлана Валерьевна

    Догопедическое обследование учащихся коррекционной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_logopedicheskogo_gobsledovaniya.docx46.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа логопедического обследования

    ребенка  школьного  возраста

    Наименование этапа

    Место  

    выполнения

    задания

    (заполняется в том случае, если в ходе обследования предполагается изменение места)

    Оборудование

    Инструкция

    Объекты диагностики (процессы словообразования, звукопроизношение и т.д.)

    Выводы

    I.Установление контакта

    За столом перед зеркалом для индивидуальной работы ребенком

    -Здравствуй, меня зовут Светлана Валерьевна я буду с тобой играть и заниматься, я твой логопед. А тебя как зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живешь? Как зовут твою мама, а папу? А  где они работают? А кто твой друг? Ты любишь играть в  иг рушки? Как называется твоя любимая игрушка? А ты любишь заниматься?

    • контактность, адекватность поведения;
    • осанка;
    • наличие орофациальных дисфункций;
    • представления об окружающем;

    II.Исследование состояния моторной сферы

    Сказочный герой

    К нам в гости  пришел Незнайка, он будет вместе с нами сегодня выполнять задания.

    Моторная память (повторить за логопедом 4 движения для рук): выполнение правильное,  неправильное; выполнение последовательное, непоследовательное; переключение не нарушено, нарушено

    Динамическая координация (маршировать чередуя шаг и хлопок):  выполняет верно с 1 раза, со 2—3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.

    Пространственная организация двигательного акта (начать ходьбу oт центра круга   направо    пройти   круг вернуться в центр слева. Пройти  кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти кабинет вокруг и вернуться в правый  угол по диагонали через

    Статическая координация движений:

    -распрямить    ладонь     со сближенными     пальцами  и удержать в вертикальном      положении     под счет до 15- +

    -распрямить ладонь, развести  все  пальцы  в стороны  и удержать   в   этом   положении под   счет- +

    -«коза» под счёт- +

    -сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет- (-)

    -положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет-( -)  

    • общая моторика
    • ручная моторика

    выводы: плавные, лишены плавности; точные, неточные; напряжённые; скованные; темп нарушен, темп не нарушен; нарешение переключения есть, нет; синкинезии; гиперкинезы; не может удержать заданную позу; движение не удаётся; выполнение правильное

    Строение и подвижность органов артикуляции

    А. Мимическая мускулатура в покое: носогубные складки выражены, сглажены; носогубные складки симметричны, асимметричны; рот открыт, рот закрыт; слюнотечение есть, нет; ассиметрия губ есть, нет;  губы смыкаются плотно, свободно; гиперкинезы есть, нет

    Б. Губы: естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы,  послеоперационные рубцы,  загубные уздечки, укорочены короткая уздечка верхней

    В. Зубы: ровные,  здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие,    редкие,   кривые,   недоразвитые,   кариозные,   нормальной величины, диастемы

    Прикус: физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двухсторонний

    Строение челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед), прогнатия, норма 

    ●строение артикуляционного аппарата

    ●состояние артикуляционной моторики

    ●состояние мимической мускулатуры

    выводы: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; присутствует замена движений, отсутствует замена движений; гиперкинезы; синкинезии; саливация; тремор; моторная напряженность; застревание на одном движении; расторможенность; гипомимия, амимия; сглаженность носогубных складок; ассиметрия губ; гипертонус, гипотонус, дистония, мышечный тонус в №; девиация языка; парез голосовых складок; поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует; отмечается поражение черепно-мозговых нервов.

    III. Исследование фонетической стороны речи

    Состояние звукопроизношения    

    -свистящие):    с, сь, з, зь,-   (+)

    -шипящие ш, ж, ч, щ-   – (+)

     -соноры л-ль, р-рь-              ламбдацизм, л, какW.

    -заднеязычные : к, г, х -+

    -нарушение йотированных гласных й, я, ё, е - +

    -губно-губных, губно-зубных: в, ф -+

    -изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи – смазанность речи

    ●Состояние звукопроизношения    

    Выводы: звукопроизношение соответсвует возрасту; мономорфное нарушение, полиморфное, антопофонический дефект (искажения); фонологический (отсутствие звука, замена звука, смешение звуков).

    IV.Состояние фонематического слуха и звукового анализа

    Дидактические игры

    Давай поиграем вместе с Незнайкой.

    Игра «Услышишь звук-хлопни»

    (гласные и согласные)

    Выделение звука на фоне слога.

    Игра “Угадай звук”.

    Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (звук [c]).

    Игра “Магазин”. Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград.Отбираются картинки, в названии которых есть звук [л’].

    В слове «апельсины»

    определи первый и последний гласный звук, а теперь согласные в слове «виноград». А теперь последовательно назови все звуки и определи их количество. А теперь с незнайкой соберем яблочки с дерева

    Игра «Собери слово»  яблочное дерево на яблочках расположены яблоки со слогами, надо придумать и составить слова (2,3,4,5 звуков)

    ●Функции фонематического

    слуха

    ●Навыки звукового анализа и синтеза

    V. Исследование импрессивной речи

    :

    : -

    :

    :

    VI.Исследование экспрессивной речи

    :

    -

    :

     

    :

    VII.Состояние грамматического строя речи .

    1.Словоизменение

    :  

    :  

    2.Словообразование.

    VIII.Состояние связной речи.

    -

    Набор сюжетных карточек «Дикие животные»

    физминутка

    Словесные инструкции

    Мяч

    Предметы «карандаш, тетрадь, книга»

    Словесная инструкция

    картинки

    Картинки животных и их детенышей.

    Карточка с изображением предметов

    Картинки ягод(малина,калина,

    рябина, смородина, клубника)

    геометрические фигуры(квадрат, прямоугольник, овал, круг.

    Предметные картинки

    Сюжетные картинки

    Сюжетная картинка «Осень в лесу»

    Мяч

    предметные картинки

    Предметные картинки

    Сюжетные картинки «Времена года»

    Мяч

    Дидактическая игра

    Сюжетные картинки

    (лес, сад)

    редметные картинки

    Дидактическая игра

    Дидактическая игра

    Игрушка кукла

    Карточки со словами

    Сюжетная картинка

    (Доктор Айболит)

    Сюжетные картинки

    Серия сюжетных картинок

    Давай посмотрим ,что принес нам Незнайка. Кто это? Покажи и части тела лисы., зайца, медведя

    Сейчас я опишу животное , а ты узнай его по описанию (большой, лохматый, косолапый)

    Что делает медведь лиса, заяц на картинке? Кокой медведь, заяц. лиса?

    Выполнить:

    -Принеси, покатай на полу и поставить машинку на стол.

    -Закрой дверь и выключи свет в комнате.

    -Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул.

    Послушай внимательно и скажи

    -Я умылся после того, как сделал зарядку (Что мальчик сделал раньше?).

    -Петю встретил Миша (Кто приехал?).

    Выбери подходящие слова

    Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьёв.

    Исправь предложение. Коза принесла корм девочке.  

    Сравни кто больше.

    Слон больше мухи или муха больше слона?  

    Выбери правильное предложение.

    Взошло солнце, потому что стало тепло или Стало тепло, потому что взошло солнце

    Закончи предложения:

    Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что…

    Незнайка предлагает игру

    Игра «Один-много».

    Я бросаю мяч и называю один предмет, а ты бросаешь мне обратно и называешь много этих предметов.

    Поиграем в игру «Что, где лежит» . Я спрашиваю, а ты отвечай. Где лежит тетрадь? Куда положили карандаш? Откуда я достала книгу?

    Выполни:

    покажи линейку ручкой

    -карандашом ручку

    -карандаш линейкой  

    Помоги Незнайке, скажи , что обозначают эти слова

    -обобщающие слова:

    -части тела  

    -одежда

    -обувь

    -дикие животные

    -домашние животные

    -домашние птицы

    -дикие птицы

    -цветы

    -овощи

    -фрукты

    -ягоды

    -учебные вещи

    Продолжай данный тематический ряд: тетрадь, ручка, учебник…

    Назови предмет по его описанию:  

    -Кто косой, слабый, трусливый? -

    -Что светит, сияет, греет? -

    -Как называется помещение, где читают и получают книги? -

    Назови детенышей животных

    Игра «Найди маму». Малыши потерялись, давайте найдем их мам и назовем детенышей животных.

    Части предмета:

    Назови части;

    окна, стула.

    Посмотри, что Незнайка принес. Да это ягоды.Назови вкус предметов нарисованных на картинках.

    Назови геометрические фигуры , их цвет и форму

    Посмотри и скажи какой ежик? ёлка -  яблоко -

    Названия действий людей

    Посмотри кто, что делает?

    врач ___ учитель ___ продавец ____ шофёр ___ повар ___ маляр ___

    Расскажи, что делают животные .

    Посмотри на картинку, что делают животные осенью в лесу?

    Кто как готовится к зиме?(медведь, белка, бурундук)

    Кто как передвигается: ласточка -  лягушка -  кузнечик -  щука -  змея -  воробей -  лошадь -  лиса

    Кто как кричит: петух -  ворона-  воробей -  голубь -  сорока -

    Посмотрите на картинку. Какие времена года? Назови их по порядку . Почему это лето? Как определить, что это зима?

    Поиграем в игру « Наоборот». Я кидаю мяч и говорю слово ,а ты говоришь противоположное этому слову. Например  большой-маленький , холодный -  чистый -  твердый -  тупой -  мокрый -  широкий -  светлый -  высокий -  старший  

    Продолжаем играть с мячом и подбираем слова близкие по значению: боец -  радость -  врач -  тайна -  верный -  быстрый -

    Поиграем в игру «Собери букет» Нужно собрать цветы из сердцевины(лес) и лепестков (лесок, лесник, лесной, лесоруб), сад – дом-

    Расскажи:

    «Чего много в лесу?» -

    «Чего много в саду?» -

    «Чего много в этой комнате?» -

    коза -  глаз -  стул - ухо -  дерево -  рот -  билет -  перо -  окно -  рукав -  воробей -  доктор -  лев -  рог - дорога    

    Игра «Веселая полянка. Посмотри на картинку и скажи кто, где спрятался употребляя предлоги (в, на, за, под)

    В игре “Что забыл нарисовать художник? Чего не хватает?” Назовите сколько и чего не хватает у изображенных на картинках  животных.

    - Чего не хватает у кошки? (Четырех лап, двух ушей?)
    - Чего не хватает у барана?
     (Двух рогов)
    - Чего не хватает у лисенка? 
    (Хвоста)
    - Чего не хватает у волка?
     (Одного уха и одной лапы)
    - Чего не хватает у осла?
     (Двух ушей)

       Игра «Назови ласково».

    Давай пригласим в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. Давайте попробуем (столик, шкафчик, стульчик,  вазока, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

    Давай из данных слов образуем новые слова. Посмотрите как это делаю я:

    снег -  снежный, бумага -  стекло -  пластмасса -  мех -  шерсть -  пух –

    а теперь сложные слова

    камень дробить-камнедробилка, а теперь ты:  землю черпать -  сено косить.

    3

    Внимательно рассмотри картинку (1- 2 минуты).и ответь полным ответом

    - Что делает доктор? Что делает медсестра?

    - Чем слушает доктор больных? Кто делает больным уколы? Чем измеряют температуру?

    Составь предложения по сюжетной картинке.

    «Играем в доктора Айболита».

    - ДОБРЫЙ ДОКТОР АЙБОЛИТ

      ОН ПОД ДЕРЕВОМ СИДИТ.

      ПРИХОДИ К НЕМУ ЛЕЧИТЬСЯ

      И КОРОВА И ВОЛЧИЦА,

      И ЖУЧОК И ПАУЧОК,

      И МЕДВЕДИЦА.

      ВСЕХ ИЗБАВИТ, ИСЦЕЛИТ

      ДОБРЫЙ ДОКТОР АЙБОЛИТ.

    - Тебе знакомо это стихотворение?

    - Как оно называется?

    - Вспомни, что делал Айболит?

    - На этой картинке художник нарисовал детей в детском саду. Они тоже играют     в доктора Айболита   

    .

    А теперь я задам вопросы тебе

    - Кто здесь Айболит?

    - Где он сидит? Что у него в руке?  Кого привели к нему на прием?

    - Что случилось с мишкой? С зайчиком?

    - Кто помогает Доктору Айболиту?

    -Что делает медсестра? Кого привезли на скорой помощи?

    - А теперь расскажи мне, как дети играют в доктора Айболита.

    «Я разложила картинки по порядку событий: сначала дети сидели за столом. Они сделали бумажную лодочку. Потом мальчики схватили лодочку и стали тянуть каждый себе. Все закончилось тем, что они упали, а лодочку разорвали».

    Разложи по порядку событий    картинки другой серии, рассмотри их, ответь на  
     вопросы по их содержанию:

     Куда пришли ребята?

     Кого они нашли ?

     Где он сидит?

     Куда они его положили?

     Куда ребята понесли ежа?

     Что дали дома ежу?

     А теперь самостоятельно расскажи, что изображено на этих картинках.

    Пересказ Д. К. Ушинского «Храбрый воробей»)

         1) Первое чтение рассказа без установки на пересказ.

              

    РАССКАЗ  ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА

    ХРАБРЫЙ ВОРОБЕЙ

    Однажды кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде пищали птенцы. Кот полез на дерево к гнезду. Только он влез на дерево, как прилетел старый воробей. Воробей стал клевать кота в нос и в глаза.

    Испугался кот и бросился бежать.

     К. Ушинский

    Послушай еще раз внимательно, запоминай и приготовься мне ее  пересказать.

     2)Повторное чтение рассказа.

        Что увидел кот Васька на дереве?

              Кто пищал в гнезде?

              Куда полез кот?

              Кто прилетел к гнезду?

              Что стал делать воробей?

         Что произошло с котом дальше?

           А теперь ты сама расскажи мне эту историю.

    Давай запишем.

     2  

    ●номинативная сторона речи

    ●понимания предложений

    ●понимание инверсионных конструкций

    ●понимание грамматических форм ед. мн. числа существительных

    ● отношений выраженных предлогами

    ●падежные окончания существительных

    ●слова обозначающие предметы

    ●слова обозначающие признаки предметов

    ●слова обозначающие действия предметов

    ●антонимы

    ●синонимы

    ●однокоренные слова

    ●образование форм родительного падежа множественного числа существительных

    ●преобразование ед. ч. имен существит. во мн.:

    ●употребление предлогов

    ●согласование  числительных с существительными

    ●образование уменьшительной  формы существительного

    ●образование прилагательных от существительных.

    ●бразование сложных слов

    ●составление предложений по сюжетной картинке  

    ●составление рассказа по сюжетной картинке

    ●выявить, насколько правильно понято ребенком содержание картинки

    ●составление рассказа по серии сюжетных картинок

    ●пересказ текста

    ●Самостоятельный рассказ

    ●Запись под диктовку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа логопедической работы с детьми с двуязычием

    В условиях сельской местности, где в семьях говорят на родном языке, в учебном или дошкольном образовательном учреждении начинается обучение на русском языке, дети испытывают большие трудности в адапт...

    ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 1-5 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8-го ВИДА

    Даётся пояснительная записка к рабочей программе по логопедии для 1-5 классов школы VIII вида. Указаны основные цели и задачи, темы по классам,  и что должны уметь и знать к концу каждого класса ...

    Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

    Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

    Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

    Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

    Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

    Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

    Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.

    Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР....

    « Программа логопедического сопровождения обучающегося 2 «Д» класса (ОВЗ) как часть адаптированной образовательной программы».

    Индивидуальная программа для младшего школьника с нарушением ОДАПрограмма коррекции звукопроизношение младших школьников с ОВЗ (ЗПР)Программа внеурочных коррекционных логопедических занятий с обучающи...