Специальная индивидуальная программа развития обучающегося (СИПР)
рабочая программа на тему
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса, составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы, согласно требованиям ФГОС О с у/о
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»
Утверждаю Приказ №___ от «__»августа2017г. С.А.Дюг | Согласовано Председатель ПМПК _____________ | Рассмотрено на МО учителей…………. Протокол № 1 от «__» __ 201_ г. Председатель МО .Романова Н.А. |
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося
_ _
(фамилия, имя, отчество)
_________________2_________________
(класс)
составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы согласно требованиям ФГОС О с у/о
Составитель программы:
Учитель Веденина Н.Г.
1 квалификационной категория
(фамилия, имя, отчество)
Согласовано ХХХХХ
(Ф.И.О. родителя или законного представителя, подпись, дата)
Смоленск
2017-2018
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О.___
Дата рождения
Место проживания__
Статус: ребенок-инвалид
Диагноз: умственная отсталость тяжёлая, ДЦП
Заключение ПМПК: тотальное недоразвитие ВПФ, системное нарушение речи
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ХХХХ, года рождения, обучается в школе с сентября 2015 года.
Семья состоит из 4-х человек, проживают в 3-х-комнатной благоустроенной квартире. Жилищные условия хорошие. У мальчика своя отдельная комната, он обеспечен всем необходимым. Взрослые заботливо относятся к нему, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
По заключению ПМПК у ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) системным недоразвитием речи, недостаточной сформированностью языковых и речевых средств.
Из-за сильного тонуса мелкая моторика не развита. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия.
Мальчику было рекомендовано индивидуальное обучение на дому по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия. Внимание на предмете не удерживает даже непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Во время занятий беспрерывно отвлекается, задает одни и те же вопросы, не относящиеся к уроку.
Объем памяти крайне узкий, запоминание очень медленное, забывание быстрое, воспроизведение слабое. Зрительная, слуховая, ассоциативная память практически не развиты. Мышление конкретное, некритичное, выполнение всех мыслительных операций практически не осуществляет. Восприятие картин как целое, так и фрагментарное не развито. Смысл загадок не улавливает.
ХХХ недостаточно понимает обращенную речь, не может давать осмысленные ответы на вопросы учителя. Процесс общения затруднен из-за негативизма по отношению к окружающим.
Требования родных и учителя выполняет крайне редко. Любит смотреть музыкальные фрагменты из известных мультфильмов, содержание самого мультфильма не интересует.
Учебная мотивация отсутствует полностью. Быстро утомляется, нуждается в частой смене деятельности. Соглашается заниматься, только при обещанном вознаграждении. Знает названия предметов окружающего мира, их изображения по изучаемым темам. Не различает предметы по цвету, форме, размеру. Знает только зеленый цвет. Дифференцирует предметы по размеру (кубик, мячик). Ребенок сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга с помощью учителя. Пирамидки, мозаику собирать не может из-за незнания размера деталей. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: машет рукой, смахивает предметы на пол. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Доступны кратковременные элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Не составляет картинку из 2-х частей даже с помощью учителя. Выполнение графических работ не возможно.
Навыки самообслуживания не сформированы.
Ребенок нуждается в постоянном присмотре, во всех видах помощи.
За истекший период ХХХ достиг определенных результатов по предметам:
Речь и альтернативная коммуникация
– Коммуникация – часто не приветствует и не прощается с собеседником. Более продолжительно по времени стал поддерживать зрительный контакт с говорящим (в ходе беседы). Не обращается с просьбой о помощи. Часто отказывается от общения, отворачиваясь от собеседника. Часто это бывает вызвано малейшим напряжением внимания со стороны взрослого. Отвечает на вопросы односложно (да или нет) Сам вопросы не задает.
Употребляет в речи слова, обозначающие предметы, действия, слова, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.), словосочетания, простые предложения.
-Развитие графомоторных навыков и осмысленного чтения - Из-за трудности в овладении навыками письма, осуществляется подготовка руки к письму, а именно, упражнения с массажным мячиком; сжимание пальцев руки — выпрямление; игры «Волшебный мешочек; использование наждачной бумаги и многое другое. Особое внимание уделяется упражнениям на фиксацию взора.
- Начальные навыки чтения за истекший период изучил несколько букв (их графический образ) (А, У, М). Звук в слоге не узнает.
Математические представления– при изучении раздела «Различение множеств (один- много)» стал лучше понимать инструкцию, стал фокусировать взгляд на множестве, различает понятие один-много, пытается использовать указательный жест. При изучении раздела «Различение предметов по величине и форме» не научился узнавать предметы по величине и форме; не может находить необходимый предмет из нескольких; с полной помощью учителя соотносит предмет с формой. С частичной помощью учителя называет цвет предметов.
Ученик с удовольствием слушает рассказы учителя по предмету Окружающий природный мир, Окружающий социальный мир, Человек.
На уроке Музыка и движение любит слушать музыкальные произведения и с помощью учителя отбивать ритм.
На уроках по изобразительной деятельности и предметно-практической деятельности все движения осуществляются совместно с учителем.
Исходя из вышеперечисленного, можно отметить небольшую динамику при изучении учебного материала.
мальчик нуждается в постоянной помощи, стимуляции учебной деятельности, создании ситуации доверительного общения и в щадящем режиме. Рекомендуется продолжить обучение по данной программе.
- Индивидуальный учебный план.
Наименование предмета | Количество часов на освоение программы с учителем | Кол-во часов на самост. освоение программы с родителями | Общее кол-во часов | |
Предметные области | Общеобразовательные курсы Учебные предметы | |||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 1 | 3 | 4 |
Математика | Математические представления | 1 | 1 | 2 |
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 0,5 | 1,5 | 2 |
Человек | 0,5 | 2,5 | 3 | |
Окружающий социальный мир (СБО) | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Искусство | Музыка и движение | 0,5 | 1,5 | 2 |
Изобразительная деятельность | 0,5 | 1,5 | 2 | |
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 0,25 | 1,75 | 2 |
Коррекционно-развивающие занятия | 0,25 | 1,75 | 2 | |
Итого: | 5 | 15 | 20 | |
Коррекционные курсы | Альтернативная коммуникация | 1 | - | 1 |
Предметно-практическая деятельность | 0,75 | - | 0,75 | |
Двигательное развитие | 0,25 | - | 0,25 | |
Сенсорное развитие | 1 | - | 1 | |
Итого коррекционные курсы | 3 | 3 | ||
Всего часов по плану к финансированию | 8 | 15 | 23 |
II. Содержание образования в условиях организации и семьи
Приоритетные учебные предметы:
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
Окружающий социальный мир (СБО)
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Адаптивная физкультура
Коррекционные курсы:
- Сенсорное развитие
- Предметно-практические действия
- Двигательное развитие
-Альтернативная коммуникация
Объѐмнедельнойучебной нагрузки на обучающегося: _8 часов.
Содержание образования в условиях семьи:
-Индивидуальные логопедические занятия
-индивидуальнее занятия с психологом
Содержание образования
1 Базовые учебные действия
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Программа формирования базовых учебных действий | ||
1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. | ||
| ||
2. Формирование учебного поведения | ||
| ||
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками | ||
|
2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. | ||
1.1. Коммуникация. | ||
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. | ||
| ||
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. | ||
| ||
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | ||
1.2.1. Импрессивная речь. | ||
| ||
1.2.2. Экспрессивная речь. | ||
| ||
1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. | ||
| ||
1.3. Чтение и письмо. | ||
1.3.1. Глобальное чтение. | ||
| ||
1.3.2. Начальные навыки чтения и письма. | ||
| ||
2. Математические представления. | ||
2.1. Количественные представления. | ||
| ||
2.2. Представления о форме. | ||
| ||
2.3. Пространственные представления | ||
| ||
2.4. Временные представления. | ||
| ||
2.5. Представления о величине. | ||
| ||
3 Окружающий природный мир | ||
3.1. Временные представления. | ||
| ||
3.2. Животный мир. | ||
| ||
3.3. Объекты природы. | ||
| ||
3.4. Растительный мир. | ||
| ||
4 Человек | ||
4.1. Представления о себе. | ||
| ||
4.2. Семья. | ||
| ||
4.3. Гигиена тела. | ||
| ||
4.4. Обращение с одеждой и обувью. | ||
| ||
4.5. Прием пищи. | ||
| ||
4.6. Туалет. | ||
| ||
5Окружающий социальный мир | ||
5.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком. | ||
| ||
5.3. Предметы быта. | ||
| ||
5.4. Квартира, дом, двор. | ||
| ||
6.5. Город. | ||
| ||
5.6. Транспорт. | ||
| ||
5.7. Страна. | ||
| ||
5.8. Традиции, обычаи. | ||
| ||
6 Музыка и движение | ||
6.1. Слушание. | ||
| ||
6.2. Пение. | ||
| ||
6.3. Движение под музыку. | ||
| ||
6.4. Игра на музыкальных инструментах. | ||
| ||
7 Изобразительная деятельность | ||
7.1. Аппликация. | ||
| ||
7.2. Лепка. | ||
| ||
7.3. Рисование. | ||
| ||
8 Адаптивная физкультура | ||
8.1. Физическая подготовка. | ||
8.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. | ||
| ||
8.1.4. Ползание, подлезание, лазание, перелезание . | ||
| ||
9 Сенсорное развитие | ||
9.1. Зрительное восприятие. | ||
| ||
9.2. Слуховое восприятие. | ||
| ||
9.3. Кинестетическое восприятие. | ||
| ||
9.4. Восприятие запаха. | ||
| ||
9.5. Восприятие вкуса. | ||
| ||
10 ППД | ||
10.1. Действия с материалами. | ||
| ||
10.2. Действия с предметами. | ||
| ||
11 Двигательное развитие | ||
| ||
12 Альтернативная и дополнительная коммуникация | ||
12.1. Коммуникация. | ||
12.1. 1. Основы коммуникации. | ||
| ||
12.1.2. Коммуникация с использованием вербальных средств. | ||
| ||
12.1.3. Коммуникация с использованием невербальных средств. | ||
| ||
12.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | ||
12.2.1. Импрессивная речь. | ||
| ||
12.2.2. Экспрессивная речь. | ||
| ||
12.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. | ||
| ||
12.2. Чтение и письмо. | ||
12.3.1. Глобальное чтение. | ||
| ||
12.3.2. Начальные навыки чтения и письма. | ||
|
Коррекция поведенческих проблем.
Проблемы поведения | Способы и методы коррекции |
Агрессия, направленная на людей – кусает, бьет детей и взрослых. | Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (умыться), интересную для ребенка деятельность ,на то, что может его заинтересовать (шариковый бассейн). |
Неадекватные крик, плач. | Переход в другое помещение. Переключение ребенка на интересную для него деятельность. |
II.3 Внеурочная деятельность
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка | Участие ребенка в мероприятиях | |
1 | День знаний – 1 сентября | Присутствие на торжественной линейке | |
2 | Новый год | Изготовление новогодних украшений, подарков. Присутствие на новогоднем утреннике | |
3 | 23 февраля | Изготовление открыток. Заучивание стихов | |
4 | 8 марта | Изготовление открыток. Заучивание стихов | |
5 | Масленица | Присутствие на мероприятии | |
6 | Последний учебный день | Присутствие на торжественной линейке | |
7 | Игры | Подвижные игры(в соответствии с физиологическими особенностями), игры развивающие мелкую моторику | |
8 | Прогулки | Посещение ребенком улицы в осенне-весенний период на инвалидном кресле |
III. Условия реализации потребности в уходе иприсмотре
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
подгузники, влажные салфетки, одноразовые перчатки, полотенце, бумажные полотенца, мыло, детский крем, нагрудники, салфетки
IV. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | должность |
1 | Веденина Н.Г. | учитель |
2 | Новикова Г.В. | педагог-психолог |
3 | Гусева Л.Н. | учитель-логопед |
V. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося
Задачи:
- осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям и подросткам с ТМНР;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, развития и коррекции детей и подростков с ТМНР;
Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося:
-Родительские собрания классные и общешкольные
-Индивидуальные консультации узких специалистов (логопед, дефектолог,
психолог, социальный педагог)
-Индивидуальные консультации по запросам родителей
VI. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
№ п/п | Учебный предмет | Дидактическое обеспечение и технические средства | |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки различной тематики для развития речи; •аудио и видеоматериалы. | |
2 | Математические представления | Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); -наборы предметов для занятий (Монтессори-материал); -пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); - мозаики; -пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; -карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; -макеты циферблата часов; весы | |
3 | Окружающий природный мир | .Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала - аудио - и видеоматериалы; - наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации); - муляжи овощей, фруктов; - пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; - различные календари; - изображения сезонных изменений в природе | |
4 | Человек | - предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; - пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. - видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; - семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; - технические средства: компьютер и другое мультимедийное оборудование. | |
6 | Окружающий социальный мир | - натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. - аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; - компьютер | |
7 | Музыка и движение | Дидактический материал: -изображения музыкальных инструментов, оркестров; -портреты композиторов; -альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; -карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; - карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи и др. • Музыкальные инструменты:, барабаны, бубны, ложки, палочки, , трещетки, колокольчики, компьютер(презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен | |
8 | Изобразительная деятельность | -Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), стеки, доски - натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; расходный материал для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага разных размеров для рисования; - пластичные материалы (пластилин, глина) и др. | |
9 | Адаптивная физкультура | гимнастические мячи разного диаметра, обручи, гимнастические коврики - Дидактический материал: * изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря | |
Коррекционные занятия | |||
1 | Сенсорное развитие | Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, наборы аромо-баночек, | |
2 | Предметно-практические действия |
| |
3 | Двигательное развитие срок реализации 4 года (1-4 классы) | Музыкальные инструменты: бубны, тарелки, ложки, дудки, палочки, колокольчики. - Оборудование: компьютер, ковёр, аудиозаписи, видео с показом различных простейших детских танцев, гимнастические предметы (гимнастическая палка, мяч, обруч), предметы (флажки, цветы, куклы, маски). | |
4 | Альтернативная коммуникация срок реализации 4 года (1-4 классы) | Предметы, графические изображения, фотографии, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв пластмассовых, магнитных, - Учусь говорить. - Готовые презентации |
VII. Средства мониторинга и оценки динамикиобучения
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ТМНР должно стать достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития. Планируемые результаты для каждого обучающего должны носить сугубо индивидуальный характер. Некоторым детям оказывается недоступно усвоение тех или иных действий, или же формирование действия происходит замедленно, со значительными затруднениями. В этом случае необходимо знать причину затруднений в ее конкретном, точечном значении. Это позволяет адекватно и наиболее эффективно спланировать помощь ребенку для достижения максимально возможной динамики в развитии.
В конце каждого учебного полугодия перед промежуточной оценкой достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы с обучающимися проводится диагностическая процедура по двумнаправлениям:
- Диагностика сформированностибазовых учебных действий проводятся тестовые задания № 4, 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 33 (см.бланк ниже).
- Диагностика сформированности жизненных компетенций проводятся контрольные эксперименты № 1, 2, 3, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 26, 29, 30, 34, 35 (см. бланк ниже)
Классификатор жизненных компетенций (возможные результаты коррекционной работы):
1.Самостоятельный прием пищи
2.Самостоятельное мытье рук, умывание
3.Самостоятельное одевание
4.Самостоятельное раздевание
5.Самостоятельное обувание с различением обуви по схеме тела
6.Умение аккуратно складывать свои вещи в шкаф
7.Самостоятельное пользование туалетом
8.Использование бытовых предметов по назначению
9.Ориентировка в схеме тела (показ)
10.Соотнесение себя со своим именем
11.Использование учебных предметов
12.Различение предметов по форме (величине)
13.Умение выполнять действие по подражанию
14.Умение выполнять инструкции педагога
15.Направленность взгляда (на говорящего, взрослого, задания) 16.Освоение доступных способов контроля над функциями
собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться
17.Пользование индивидуальным предметом - расческа
18.Умение выполнять действия с предметами по инструкции
19.Умение выполнять действия с материалами по инструкции 20.Рисование несложных предметов
21.Рисование геометрических фигур 22.Штриховка простейших фигур 23.Закраска фигур
24.Обведение фигур по трафарету 25.Различение множеств (один-много)
26.Установление количества предметов путем пересчета
27.Соотнесение числа с соответствующим количеством предметов.
Обозначение его цифрой
28.Понимание слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
29.Использование лексико-грамматического материала в учебных целях 30.Использование лексико-грамматического материала в
коммуникативных целях
31.Использование средств альтернативной коммуникации 32.Узнавание и различение образов графем (букв)
33.Графические действия с использованием элементов графем (обводка, штриховка, печатание букв)
34.Письмо печатной буквы
Операции оцениваются по двухбалльной шкале: выполняет ребенок операцию или не выполняет («+» или «-») .
После оценки всех операций оценивается действие целиком по пятибалльнойшкале.
Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия, обозначенного в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
- – не выполняет, помощь непринимает.
- – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
- – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
- – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
- – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
- – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:
- – отсутствие динамики или регресс.
- – динамика в освоении минимум одной операции.
2 – минимальная динамика.
- – средняя динамика.
- – выраженная динамика.
- – полноеосвоение действия.
Все контрольные эксперименты и тестовые задания могут быть проведены в течение 1-3 учебных дней (с этой целью они чередуются в бланке).
В бланке диагностические процедуры нумеруются следующим образом: 1 - входящая диагностика, октябрь 1 класса.
- – май 1класса.
- – сентябрь 2класса.
- – май 2класса.
- – сентябрь 3класса.
- – май 3класса.
- – сентябрь 4класса.
8– май 4класса.
№ операции | Действие/операции | № оценочной процедуры | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. Самостоятельный прием пищи | |||||||||
1. | Умение отодвинуть стул, сесть, пододвинуть стул к столу | ||||||||
2. | Знать название и назначение столовых приборов | ||||||||
3. | Умение правильно пользоваться столовыми приборами | ||||||||
4. | Знание порядка приема пищи | ||||||||
5. | Зрительно – моторная координация | ||||||||
6. | Умение аккуратно принимать пищу | ||||||||
7. | Умение пользоваться салфеткой | ||||||||
8. | Умение обратиться за помощью (- Помоги мне!) | ||||||||
9. | Умение убрать за собой посуду после приема пищи | ||||||||
1 0. | Умение задвинуть стул после приема пищи | ||||||||
2. Самостоятельное мытье рук | |||||||||
1. | Умение подойти к раковине | ||||||||
2. | Умение закатать рукава | ||||||||
3. | Умение различить по цвету вентили | ||||||||
4. | Умение открыть достаточное количество воды и смешать до нужной температуры | ||||||||
5. | Умение взять мыло (налить достаточное количество жидкого мыла) | ||||||||
6. | Умение выполнить моющие движения руками | ||||||||
7. | Умение смыть все мыло с рук | ||||||||
8. | Умение закрыть кран | ||||||||
9. | Умение вытереть руки полотенцем | ||||||||
3. Самостоятельное обувание с различением обуви по схеме тела | |||||||||
1. | Ориентировка в пространстве | ||||||||
2. | Знаниепонятий слева, справа | ||||||||
3. | Зрительная фиксация левой, правой ноги | ||||||||
4. | Зрительная фиксация левого, правого ботинка | ||||||||
4. | Соотнесение обуви с правой, левой ногой | ||||||||
5. | Умение взять свою обувь (знать ее) | ||||||||
6. | Умение соотнести правый ботинок с правой ногой | ||||||||
7. | Умение соотнести левый ботинок с левой ногой | ||||||||
8. | Умение правильно обуть ботинки последовательно друг за другом | ||||||||
9. | Умение застегнуть обувь (шнурки, липучка, молния) | ||||||||
4. Рисованиене сложных предметов | |||||||||
1. | Соблюдение правильной посадки пририсовании. | ||||||||
2. | Пониманиеинструкции. | ||||||||
3. | Умение правильно расположить лист бумаги. | ||||||||
4. | Умение правильно держать карандаш. | ||||||||
5. | Возможность произвольных движений кисти руки | ||||||||
5. Рисование геометрических фигур | |||||||||
1. | Соблюдение правильной посадки при рисовании. | ||||||||
2. | Понимание инструкции. | ||||||||
3. | Знание основных геометрических фигур. | ||||||||
4. | Умение правильно расположить лист бумаги. | ||||||||
5. | Умение правильно держать карандаш. | ||||||||
6. | Умение ориентироваться на листе бумаги. | ||||||||
7. | Способность к произвольным тонкодифференцированным движениям кисти руки | ||||||||
6. Штриховка простейших фигур | |||||||||
1. | Соблюдение правильной посадки при рисовании. | ||||||||
2. | Понимание инструкции. | ||||||||
3. | Умение правильно расположить лист бумаги. | ||||||||
4. | Умение правильно держать карандаш. | ||||||||
5. | Умение ориентироваться на листе бумаги. | ||||||||
6. | Сформированность зрительного восприятия (умение видеть контур фигуры). | ||||||||
7. | Соблюдениеграниц | ||||||||
Соблюдениенаправленияштриховки. | |||||||||
7. Умение аккуратно складывать свои вещи в шкаф | |||||||||
1. | Пониманиеинструкции | ||||||||
2. | Ориентировка в пространстве | ||||||||
3. | Сформированностьмоторныхнавыков | ||||||||
4. | Знаниеназваниймебели | ||||||||
5. | Знаниеназначенияодежды | ||||||||
6. | Знание расположения вещей в шкафу | ||||||||
7. | Умение правильно складывать вещь | ||||||||
8. Закраскафигур | |||||||||
1. | Пониманиеинструкций | ||||||||
2. | Соблюдениеправилпосадки | ||||||||
3. | Сформированностьмоторныхнавыков | ||||||||
4. | Знаниегеометрическихфигур | ||||||||
5. | Знаниецветов | ||||||||
6. | Умениеправильнодержатькарандаш | ||||||||
7. | Умениерасположитьлист | ||||||||
8. | Умение ориентироваться на листе бумаги | ||||||||
9. | Умение закрашивать фигуру не заходя за контур | ||||||||
9. | Обведениефигурпотрафарету | ||||||||
1. | Пониманиеинструкций | ||||||||
2. | Соблюдениеправилпосадки | ||||||||
3. | Умениенаходитьнужнуюфигуру | ||||||||
4. | Умениеправильнорасположитьлист | ||||||||
5. | Умениеправильнодержатькарандаш | ||||||||
6. | Умение накладывать трафарет на лист | ||||||||
7. | Умениепридерживатьтрафарет | ||||||||
8. | Умениеобвеститрафарет | ||||||||
1 0. | Самостоятельноеодевание | ||||||||
1. | Пониманиеинструкции | ||||||||
2. | Наличие способности к произвольной саморегуляции | ||||||||
движений | |||||||||
3. | Знаниечастейсвоеготела | ||||||||
4. | Знаниепредназначениякаждойвещи | ||||||||
5. | Одевание в определенномпорядке | ||||||||
6. | Умение надеть предметы одежды через голову | ||||||||
7. | Умение правильно попасть в рукава и штанины | ||||||||
8. | Умение распределить предметы одежды по частям тела, туловищу | ||||||||
9. | Умениезастегнутьмолнию, пуговицы. | ||||||||
1 1. | Самостоятельноераздевание | ||||||||
1. | Пониманиеинструкции | ||||||||
2. | Наличие способности к произвольной саморегуляции движений | ||||||||
3. | Знаниечастейсвоеготела | ||||||||
4. | Знаниепредназначениякаждойвещи | ||||||||
5. | Раздевание в определенномпорядке | ||||||||
6. | Умение снять предметы одежды через голову | ||||||||
7. | Умениезастегнутьмолнию, пуговицы | ||||||||
8. | Умение вывернуть снятую вещь с изнаночной стороны | ||||||||
9. | Умение аккуратно сложить, повесить, поставить | ||||||||
1 2. | Самостоятельноепользованиетуалетом | ||||||||
1. | Умение выразить свою нужду (словом, жестом) | ||||||||
2. | Знание, гденаходитсятуалет | ||||||||
3. | Умениевовремяснятьштаны | ||||||||
4. | Умение пользоваться туалетом (сесть, смыть) | ||||||||
5. | Умениепользоватьсятуалетнойбумагой | ||||||||
6. | Умениенадетьштаны | ||||||||
7. | Знание о мытье рук после посещения туалета | ||||||||
1 3. | Использование бытовых предметов по назначению | ||||||||
1. | Знание названия предмета и его назначение | ||||||||
2. | Соблюдениетехникибезопасности | ||||||||
3. | Сформированностьмоторныхнавыков | ||||||||
4. | Знаниеалгоритмадействий | ||||||||
5. | Умение правильно пользоваться бытовыми приборами | ||||||||
1 4. | Ориентировка в схеме тела (показ) | ||||||||
1. | Знаниеназванийчастейтела | ||||||||
2. | Умениеиспользоватьуказательныйжест | ||||||||
3. | Пониманиеобращеннойречи | ||||||||
1 5. | Различениемножеств (один- много) | ||||||||
1. | Пониманиеинструкции | ||||||||
2. | Знаниепонятияодин-много | ||||||||
3. | Умение сфокусировать взгляд на множестве | ||||||||
4. | Умениеразличатьодин-много | ||||||||
5. | Умениеиспользоватьуказательныйжест | ||||||||
1 6. | Установление количества предметов путемпересчета | ||||||||
1. | Знаниепорядковогосчета | ||||||||
2. | Владениенавыкамисчета | ||||||||
3. | Пониманиеинструкции | ||||||||
4. | Фиксациявзгляданапредмете | ||||||||
5. | Удержаниевзгляданапредмете | ||||||||
6. | Умениепересчитатьпредметы | ||||||||
7. | Использование указательного жеста ивзгляда | ||||||||
8. | Понимание установления количества (называния последнего числа в качестве итога пересчета) | ||||||||
1 7. | Соотнесение числа с соответствующим количеством предметов. Обозначениеегоцифрой. | ||||||||
1. | Владениенавыкамиколичественногосчета | ||||||||
2. | Пониманиеинструкции | ||||||||
3. | Умениесоотносить количество предметов счислом | ||||||||
4. | Знаниеграфическогообразацифр | ||||||||
5. | Умение обозначить количество предметов цифрой (выбор цифры) | ||||||||
6. | Умениенаписатьцифру | ||||||||
1 8. | Соотнесение себя со своим именем | ||||||||
1. | Знаниесвоейполовойпринадлежности | ||||||||
2. | Знаниесвоегоимени | ||||||||
3. | Реакция на называние своего имени (взгляд, поворот головы, остановка и поворот головы) | ||||||||
1 9. | Использованиеучебныхпредметов | ||||||||
1. | Узнаваниепредмета | ||||||||
2. | Пониманиеназначенияучебногопредмета | ||||||||
3. | Умение увидеть нужный предмет средидругих | ||||||||
4. | Умение правильно взять и использовать данный предмет по назначению | ||||||||
5. | Умение правильно располагать предметы на рабочем месте (согласноназначения) | ||||||||
2 0. | Различение предметов по форме (величине) | ||||||||
1. | Пониманиеинструкции | ||||||||
2. | Зрительно- моторнаяскоординированность | ||||||||
3. | Фиксациявзгляданапредмете | ||||||||
4. | Узнавание предмета по величине, форме | ||||||||
5. | Умение называть и показывать нужныйпредмет | ||||||||
6. | Умение найтиивзять необходимый предмет из нескольких | ||||||||
7. | Умение соотнести предмет с формой(размером) | ||||||||
8. | Сформированность навыка дифференциации предметов по форме(величине) | ||||||||
2 1. | Умение выполнять действие по подражанию | ||||||||
1. | Понимание инструкции при выполнении действий по подражанию (делайкак я) | ||||||||
2. | Фиксациявзгляданапедагоге | ||||||||
3. | Умениеориентироваться в пространстве | ||||||||
4. | Сформированность моторных действий (моторная возможность выполнить действие) | ||||||||
2 2. | Направленность взгляда (на говорящего, взрослого,задания) | ||||||||
1. | Пониманиеинструкции | ||||||||
2. | Сфокусированность взгляда; на материале, наговорящем, на | ||||||||
задании | |||||||||
3. | Удержаниевзгляданаобъекте | ||||||||
2 3. | Действия спредметами | ||||||||
1. | Пониманиеинструкции | ||||||||
2. | Сфокусированностьвзгляданапредмете | ||||||||
3. | Умение удерживать предметы в руках | ||||||||
4. | Правильное выполнение действий согласно инструкции взрослого | ||||||||
2 4. | Действия с материалами | ||||||||
1. | Пониманиеинструкции | ||||||||
2. | Захватматериала обеимируками | ||||||||
3. | Осознаниевыполняемогодействия | ||||||||
4. | Выполнение операций самостоятельно или с помощью взрослого | ||||||||
5. | Сформированность моторных навыков (моторная возможность выполнить действие) | ||||||||
2 5. | Умениевыполнятьинструкциипедагога | ||||||||
1. | Выполнение инструкции с помощью взрослого | ||||||||
2. | Выполнение инструкции с направляющей помощьювзрослого | ||||||||
3. | Выполнениеинструкциипо | ||||||||
подражанию («Делай, как я») | |||||||||
4. | Выполнение словесной инструкции самостоятельно(индивидуально) | ||||||||
5. | Выполнение словесной инструкции самостоятельно в группе | ||||||||
2 6. | Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться | ||||||||
1. | Знаниечастейсвоеготела | ||||||||
2. | Ориентировка в своемтеле | ||||||||
3. | Умениеориентироваться в пространстве | ||||||||
4. | Умение выполнять конкретные действия (сидеть, стоять, передвигаться) | ||||||||
5. | Сформированность моторных навыков (моторная возможность выполнить действие) | ||||||||
6. | Умениеудерживать и выполнять одну или несколькоинструкций | ||||||||
2 7. | Понимание слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека | ||||||||
1. | Знаниеназванийпредметов | ||||||||
2. | Выполнение простых инструкций в том числе «Дай», «Покажи» предмет. | ||||||||
3. | Выбор предмета из двух предметов до 5-6 альтернативных. Ребѐнок выбирает и подаѐт предмет | ||||||||
взрослому. | |||||||||
4. | Сличение предметов с их изображением. | ||||||||
5. | Умение найти предмет по его описанию, функциям. (Принеси то, чем ты рисуешь? Покажи, ктокричитМу-у) | ||||||||
6. | Умение соотнести предмет с картинкой, изображающей действие (едет на машине) | ||||||||
2 8. | Использование лексико- грамматического материала в учебных целях | ||||||||
1. | Понимание предложенного лексико- грамматического материала (вербальных конструкций) | ||||||||
2. | Выбор названного (или желаемого?) предмета из двух (до 5-6) предложенных. «Что ты хочешь?» Получение отклика (кивок головы, вокализация, ответ, жест) | ||||||||
3. | Использование картинки для обозначения своего желания | ||||||||
4. | Выбор нужной картинки для обозначения своего действия (желания) с использованием жестов. Навопрос «Чтотыхочешь» | ||||||||
5. | Использование картинки для обозначения своей просьбы «Помоги» | ||||||||
6. | Выбор нужной картинки для выражения просьбы «Помоги» | ||||||||
7. | Использованиекартинкидля | ||||||||
подкрепления просьбы с вербальным сопровождением | |||||||||
2 9. | Использование лексико- грамматического материала в коммуникативных целях | ||||||||
1. | Умение пользоваться доступными речевыми ресурсами для общения (жест, звук, слово) | ||||||||
2. | Умение обратиться с просьбой, вопросом во внеучебной ситуации | ||||||||
3. | Умение обратиться с просьбой, вопросом во внеурочное время (в быту) | ||||||||
4. | Умение обратиться с просьбой, вопросом в играх с о сверстниками. | ||||||||
3 0. | Использованиесредствальтернативнойкоммуникации | ||||||||
1. | Сформированность умения пользоваться доступными внеречевым ресурсами: жест, мимика | ||||||||
2. | Указывающий жест на нужный предмет | ||||||||
3. | Выбор предмета из двух предложенных на вопрос «Во что ты хочешь играть?» | ||||||||
4. | Соотнесение двух предметов Выбор из трѐх простых игрушек двух одинаковых «Где такой же?» | ||||||||
5. | Указывающий жест на нужную картинку Соотнесение двух картинок Выбор из трѐх картинок двух | ||||||||
одинаковых «Гдетакойже?» | |||||||||
6. | Указывающий жест на нужную фотографию Соотнесение трѐх фотографий Выбор из трѐх фотографий двух одинаковых «Где такой же?» | ||||||||
7. | Соотнесение предмета и картинки (фотографии) Из двух игрушек и двух соответствующих фотографий выбрать «Где такой же?» | ||||||||
8. | Получение игрушки посредством указывания на неѐ пальцем. Выбрать с опорой на картинки желаемую игрушку (картинки перед ребѐнком, игрушки стоят вдалеке) «Чтотебедать» «Покажи» | ||||||||
9. | Указывающий жест на нужную картинку и использование картинок в повседневной жизни ребѐнка | ||||||||
3 1. | Узнавание и различение образов графем(букв) | ||||||||
1. | Знание целостного графического образа буквы Указывание жестом, взглядом, называние | ||||||||
2. | Сформированность различения графического образа буквы среди предметов, далѐких от букв. | ||||||||
3. | Умение наложить букву на подобную ей (выбор среди букв) | ||||||||
4. | Умениеназватьбукву | ||||||||
5. | Соотнесениебуквразногоразмера | ||||||||
6. | Знание элементов, составляющих графему (букву) Умение выбрать нужный элемент для буквы | ||||||||
7. | Умение составить букву из элементов | ||||||||
3 2. | Графические действия с использованием элементов графем (обводка, штриховка, печатание букв) | ||||||||
1. | Сформированность графо-моторных навыков и общей моторики. | ||||||||
2. | Сформированность зрительного восприятия и умение видеть целостно графему | ||||||||
3. | Пониманиеинструкции | ||||||||
4. | Умение ориентироваться на листе бумаги | ||||||||
5. | Умение «видеть» строку | ||||||||
6. | Знаниепройденныхбукв | ||||||||
7. | Умениеудерживатьручку, карандаш | ||||||||
8. | Умение выполнить инструкцию для выполнения графических действий (обведи) | ||||||||
9. | Умение выполнить инструкцию для выполнения графических действий (выполни штриховку) | ||||||||
1 0. | Умение выполнить инструкцию для выполнения графических действий (напечатай букву) | ||||||||
3 3. | Письмопечатнойбуквы | ||||||||
1. | Умение правильно сидеть за партой | ||||||||
2. | Пониманиеинструкции | ||||||||
3. | Развитиемелкоймоторики | ||||||||
4. | Пространственная ориентировка на листе бумаги | ||||||||
5. | Умение «видеть» границыстроки | ||||||||
6. | Знание целостного оптического и графического образа буквы | ||||||||
7. | Фиксация взгляда на грифеле карандаша | ||||||||
8. | Умение правильно держать в руке карандаш | ||||||||
9. | Способность выполнять тонкие дифференцированные движения кистью руки | ||||||||
3 4. | Пользованиеиндивидуальнымпредметом - расческа | ||||||||
1. | Пониманиеинструкции | ||||||||
2. | Развитие общей и мелкой моторики | ||||||||
3. | Умение фокусировать взгляд на своем отражении в зеркале | ||||||||
4. | Знаниезрительногообразапредмета | ||||||||
5. | Умение использовать знание о назначении предмета | ||||||||
6. | Пониманиесхемысвоеготела | ||||||||
7. | Знаниеситуации, прикоторой | ||||||||
применяетсяданныйпредмет | |||||||||
3 5. | Пользованиеполотенцем | ||||||||
Знание названия и назначения предмета полотенце | |||||||||
1. | Понимание инструкции (возьми полотенце, вытри руки, лицо) | ||||||||
2. | Развитие общей и мелкой моторики (моторная способность выполнить действия) | ||||||||
3. | Пониманиесхемысвоеготела | ||||||||
4. | Знание ситуации, при которой применяется данный предмет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....
«Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»
Презентация...
«Специальная индивидуальная программа развития» (СИПР)
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразова...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 2 класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)
Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация». Материалы разработаны в рамках специальн...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
Специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствиии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 9.2
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...