Открытый показ коррекционно – развивающей деятельности в старшей группе для педагогов и родителей Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект на тему

Ахаминова Татьяна Лекмановна

 

 Данный материал поможет педагогам: Развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, ритмической стороной речи, закреплять звук «С» в слогах. Уточнить и расширить представление о зимующих птицах. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать  речевой слух и фонематическое восприятие. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитания любви к природе.

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx71.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №34


Открытый показ коррекционно – развивающей деятельности в старшей группе для педагогов и родителей

Тема: «Зимующие птицы»

 

 

 

 

 

                                                             

                                                                    Ахаминова Татьяна Лекмановна

                                                              Учитель - логопед

                                                             

г. Екатеринбург

ноябрь 2017г.

Коррекционно-образовательные цели: Развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием, ритмической стороной речи, закреплять звук «С» в слогах. Уточнить и расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки», аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц,

Ход занятия

1. Приветствие.

Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

2. Сообщение темы занятия и правил поведения во время занятий.

Логопед: Предлагает каждому ребенку взять по одной предметной картинке и послушать стихотворение:

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.

- О ком это стихотворение? (О птицах).

- Как называются птицы, которые остаются зимовать?

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

- Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.

- Рассмотрите картинки и назовите птиц.

- Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

Логопед:

 - Давайте отправимся в городской парк, чтобы посмотреть, кто же живет там. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей). А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири, клест, свиристель).

– Ребята! Как красиво зимой в городском парке! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? 
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы! Но где же они? (дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

 А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, свиристель, синица, дятел, ворона, воробей, сорока, голубь)

3. Знакомство с зимующими птицами.

- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.

- Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (Снегирь).

У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях.

-Молодцы!

- Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.

Непоседа невеличка.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее... (Синичка)

Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)

- Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … (Свиристели)

У этой птички есть заметный хохолок. Окраска розовато-серая, крылья чёрные с жёлтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаза чёрные.

-Продолжаем отгадывать загадки:

  В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово - дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(Дятел).

- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором.

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ... (Cорока)

- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. У сороки голова, хвост и крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекотание – вот и зовут ее стрекотухой.

Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.

- Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?

- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья. Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

- Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он? (Голубь большой, сизый, воркующий.)

4. Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

5. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка»

Логопед:

- мы  знаем, сколько лап у кошки, собаки. А сколько лап у птиц? (Две.) С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут. Вы заметили, что у птиц четыре пальца впереди, а один — сбоку, на концах пальцев — когти (длинные, крючком). Когда птицы сидят на ветках деревьев, они цепляются за них когтями. Когда ищут семечки, ягодки, травинки, птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом клюют.

- Дети, а у вас такие же крепкие ручки и пальцы, как у птиц лапки?

- Пришло время поиграть с пальчиками. (Выполняют движение с речью).

Пой-ка, подпевай-ка: -Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. -Растопыриваем пальцы на обеих руках

Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,-Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. -Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!-Машем ручками, как крылышками, оединяем руки над головой- крыша

6. Артикуляционная гимнастика.

- Только у птиц есть клюв. Птичий клюв не только нос, но и рот. Птицы могут питаться семенами, ягодами, нектаром, насекомыми, червями, рыбой. Клюв нужен птице для того, чтобы добывать пищу, строить гнёзда, оборонятся, копать и даже пугать. А также клюв помогает птицам, как и большинству животных, ориентироваться в особом мире запахов. Без носа птице – что нам без рук!

- Наступило время потренировать наши щечки, губки и язычок.

- Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам-ам».

Птенчик был голодный,

Открывал свой рот,

И кричал он громко:

«Ам-ам-ам-ам-ам-ам».

- Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)

Птенчику в клюв,

Мама птица еду положила,

Слюну он сглотнул,

И пищу птенчик проглотил.

- Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и  вытянуты  вперёд.

Птенчик щёчки втянул,

И клювик вперед потянул.

- Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье).

Мама птица птенцов оберегала,

От гнезда куницу прогоняла.

- «Лопаточка» 

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем птенцов искать.

- «Аист» - Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт от1 до 5.

У птички клювик очень колкий,

И тонкий, острый как иголка,

Повторить быстрей сумей-ка,

Мой язык –как клюв у птицы.

- Птенчики ждут пищу. («Чашечка» под счёт от 1 до 10.)

Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Ротик широко открыт,

Чашкой язычок торчит.

- Дятел. (Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд».)

Дятел на стволе сидит,

       Клювом по нему стучит.

       Стук да стук, стук да стук

       Раздаётся громкий звук.

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Птицы поют: «Уп-уп-уп-уп», «Пить-пить-пить-пить», «Фью-фью-фью-фью»,

«Кине-е-кине-е», «Кик-кик-кик», «Тюке-тюке, тюке-тюке». «Сви-ри-ри-ри-ри»,

8. Упражнение «Песенки Сороки».

Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук «С». Для этого она придумала интересную игру. Давайте с ней поиграем. Повторяйте слоги-песенки сороки. Постарайтесь не ошибаться. Произносте звук «С» отчетливо.

Са – со – су – сы                 су – сы – со – са

Со – су – са – сы                 сы -  се – са – со

9. Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

- А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах. 

10. Упражнение «Посчитай-ка».

- Помогите Ване сосчитать птичек, которые прилетели к кормушке.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

11. Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на шее чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (Снегирь.)

- Молодцы, узнали всех птиц.

- Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез,
             Под открытым небом?
             Угощает он в мороз.
             Птиц зерном и хлебом (Кормушка). 

-Правильно. Для чего нужны кормушки?

-Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку).

-Молодцы!

- Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей).

- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда.  Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба. 

12. Дидактическая игра «Птичья столовая»

- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.

(На подносе стоят тарелочки с различным кормом для птиц. Среди них хлеб, печенье, семена подсолнуха, семена тыквы, пшено, витамины, конфеты).

- Молодцы!

13. Упражнение на расслабление.

- А сейчас давайте с вами отдохнем, мы много работали и устали (Дети садятся в круг в позе лотоса и закрывают глаза, слушая релаксирующую музыку с пением птиц).

- Ребята мы побывали в городском зимнем парке, а теперь возвращаемся обратно.

 Итог занятия:

- О каких птицах мы говорили?

- Почему их так называем?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Кто из этих птиц трещит?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Как называется «птичья столовая»?

- Какой корм нужно класть в кормушку?

- Ребята вместе с родителями смастерите кормушки, и развесьте их рядом с домом, положите  в кормушку разные лакомства для птиц. У вас получится прекрасная «птичья столовая» я думаю, птицы будут вам за это благодарны.

-Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе

Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в д...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе на тему: «По дороге в Простоквашино» Тема: «Транспорт».

Цель: закрепить знания детей о различных  видах транспорта.Задачи: Коррекционно-образовательные:- активизировать словаря по теме «Транспорт»- закрепить обобщающие понятия «...

2.02 Средняя группа. Материал для закрепления лексической темы "Зимующие птицы"

Методические рекомендации родителям для закрепления лексической темы "Зимующие птицы" в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...

Шарохина В.Л. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

В пособии содержатся рекомендации по диагностике и развитию познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы детей старшей группы ДОУ. Даны подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе детского сада с ребенком с ОВЗ «Уроки от зайчонка Феди»

Представленное занятие направлено на развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций....