Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе
план-конспект по теме

Козлова Людмила Геннадьевна

Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков исследуемого объекта. Необходимо изучать предметы окружающего мира с опорой на полисенсорную основу. Педагог учит детей сознательно использовать в восприятии предметов и явлений окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции. Все вышеперечисленное позволяет детям с нарушением зрения получить более точную и полную информацию об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка»

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

(подготовительная группа компенсирующего вида)

Тема:  В гостях у Красной Шапочки.

                                                                                Составила: Целикова  Надежда Юрьевна

г. п. Малиновский

2011 год

ТЕМА:  В гостях у Красной Шапочки»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени.
  2. Расширять представления о многообразии растений и животных осеннего леса.
  3. Закреплять умения составлять предложения с предлогами.
  4. Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей пространственные представления.
  2. Развивать мыслительную активность (внимание, память, логопедическое мышление).

 Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувство любви к родной природе.
  2. Воспитывать нравственные качества детей (доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы детей).

Словарная работа:

 активизация словаря по темам :  «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы, ягоды», «Животные».

Методы и приёмы:

Словесный метод (беседа, вопросы к детям, словесные игры),

наглядный метод (рассматривание),

практический метод (самостоятельная работа детей с лабиринтом),

игровой метод (внезапное появление героев).

Предварительная работа:

 чтение сказки Ш. Перо «Красная Шапочка», беседа по содержанию сказки.

Оборудование:

 деревья (берёза, осина, рябина, ель), муляжи грибов, сухие листья, лабиринт, фрукты, игрушки (ёжик, кот, собака, птица), аудиозапись, корзинка, костюм красной шапочки, костюм волка.

Ход занятия:

(в группе детей встречает Красная Шапочка)

К. Ш.:   Здравствуйте ребята, я рада сегодня вас всех видеть.

          Подумайте, в какой сказке мы очутились?

Дети: В сказке «Красная Шапочка»

К. Ш.:  Правильно. Я Красная Шапочка и спешу в гости к своей бабушке, но боюсь одна идти через лес, а вы смотрю смелые и отважные ребята, проводите меня?

А по дороге к бабушке мы будем собирать в корзину дары леса.

Но прежде чем отправиться в дорогу, нужно тепло одеться? Что мы будем одевать в прохладную погоду?

Дети: В прохладную погоду мы будем надевать штаны, кофты, шапки, куртки, сапоги.

К. Ш.:  Все готовы? Тогда отправляемся в путь.

К.Ш.:  Ребята посмотрите,  какой красивый лес.

Что мы можем сказать про лес, какой он?

Дети: Лес красивый, разноцветный, золотой, нарядный, тихий.

К. Ш.: Почему лес стал таким?

Дети: Потому что наступила осень.

К. Ш.: Какие приметы осени вы знаете?

Дети: Желтеют листья, часто идут дожди, улетают птицы в тёплые края, стало прохладно, люди надевают тёплую одежду.

К. Ш.: Как называется явление, когда ветер срывает осенние листочки, кружит их в воздухе и укладывает на землю?

Дети: Это явление называется листопад.

К.Ш.: Посмотрите какой золотой ковёр из листьев у нас под ногами.

Сейчас поиграем в игру, которая называется «С какого дерева лист»

Вам нужно по одному листочку и подойти к тому дереву, на котором он рос.

(дети берут листочки и находят нужные им деревья)

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания.

(каждый ребёнок называет лист и говорит,  с какого он дерева, например: лист осины - осиновый лист, лист берёзы - берёзовый лист, лист рябины - рябиновый лист)

Ребята посмотрите, а  какое дерево осталось без нашего внимания?

Дети: Осталась ель.

К. Ш.: Почему?

Дети: Потому что на ели нет листьев.

К. Ш.: Правильно ребята у ели вместо листьев хвоя, которая в любое время года остаётся зелёной.

Кладите осенние листочки в корзину.

Почему листья называют осенними?

Дети: Листья называют осенними, потому что они пожелтели, покраснели и опадают.

(появляется волк)

Волк:  - Это кто тут ходит в моём лесу? Ага, это Красная Шапочка, а вы кто?

К. Ш.: Это мои друзья, мы идём в гости к бабушке.

Волк: Не видать вам бабушку, потому что я знаю короткую дорогу и буду там первым.

К. Ш.: Ой! Ребята, что же делать? Я думаю, что не успеем, нужно вперёд волка найти короткую дорогу. Проходите за столы, садимся правильно.

Посмотрите, перед вами лежит карта. Указательным пальцем правой руки найдите самую короткую дорожку к дому бабушки. А сейчас нарисуйте этот путь карандашом.

Вот молодцы. В какую сторону ведёт короткая дорожка (вправо или влево)?

Дети: Нам нужно идти в правую сторону.

К. Ш.:  Правильно, пойдёмте скорее.

Посмотрите, что это такое растёт под деревьями?

Дети:  Под деревьями растут грибы и ягоды.

К. Ш.: У нас есть два лукошка, соберите в одно лукошко грибы, а в другое – ягоды.

К. Ш.: А почему этот гриб вы оставили?

(обращает внимание на мухомор)

Дети: Это мухомор, он ядовитый и его собирать нельзя

К. Ш.: Посмотрите в лукошко, все ли грибы можно употреблять в пищу. Почему?

Дети: Да, потому что они съедобные.

К. Ш.: Ребята, мы долго идём и пора отдохнуть, а вот и полянка.

(Слышны голоса животных)

К. Ш.: Ой ребята, что это за шум? Здесь кто-то есть, давайте посмотрим.

(дети под ёлкой находят ежа)

К. Ш.: Кто это?

Дети: Это ёжик.

К. Ш.: Каких животных ещё можно встретить в лесу?

Дети: В лесу можно встретить лису, волка, медведя, зайца.

К. Ш.: Какие это животные?

Дети: Животные, которые живут в лесу, называются дикими.

К. Ш.: Расскажите, какие животные готовятся к зиме?

Дети: Медведь и ёж готовятся к спячке, заяц меняет шубку, белка делает запасы…

К. Ш.: Ребята подумайте и скажите, какие ещё животные живут в нашем лесу?

(если дети не называют, воспитатель загадывает загадку про лося)

К. Ш.: Молодцы ребята, давайте угостим ежа грибочком и отпустим обратно в лес, а сами пойдём дальше.

К.Ш.: А вот и дом моей бабушки. Давайте посмотрим вправо, влево, назад, не видать ли волка? Значит, мы опередили его, и пришли первыми.

А кого вы здесь видите?

(дети по очереди составляют предложения с предлогами)

 Например: кошка сидит под лавкой. Воробей сидит на крыше и т.д.

(в это время из дома выходит бабушка и встречает гостей)

Бабушка: Это кто пришел ко мне в гости?

К.Ш.: Здравствуй бабушка, это я Красная Шапочка и мои друзья.

Бабушка: Здравствуйте ребята. Проходите ко мне в дом.

(дети проходят и садятся на стульчики)

К.Ш.: (отдает бабушке корзинку) Мы собирали дары леса, которые хотим вам подарить.

Бабушка: Посмотрите, что я собрала.

(показывает детям поднос с овощами и фруктами)

К.Ш.: Что это?

Дети: Это фрукты и овощи.

К.Ш.: Где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде.

К.Ш.: Где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду.

Расскажите, какие бывают овощи и фрукты?

(дети по очереди рассказывают об овощах и фруктах)

Бабушка: Какие вы умные ребятки, я узнала много интересного об овощах и фруктах.

К. Ш.: А нам ребята пора возвращаться  обратно в детский сад.

(под музыку из сказки «Красная Шапочка» дети возвращаются в начало пути)

К. Ш.:  Ребята кому было интересно путешествовать со мной возьмите жёлтый листок, а кто испытывал затруднения в выполнении заданий возьмите красный листок.

К. Ш.: Варя, почему ты взяла жёлтый листок?

Ребёнок: Я взяла жёлтый листок, потому что мне очень понравилось это путешествие.

К. Ш.: Спасибо вам ребята, что не испугались волка и проводили меня к бабушке.

   

Литература:

  1. Н.В.Нищева Подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008.
  2. Е.А. Алябьева Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр. Москва, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие

конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...