Создание ситуации достижения успеха как условие эффективности коррекционно-педагогической работы по сохранению психологического здоровья
статья на тему

Капора Татьяна Александровна

Данная статья была напечатана в сборнике практических материалов педагогов образовательных учреждений Смоленской области (2015 г.). Она посвящена проблеме психологического здоровья умственно отсталых детей, их негативному опыту обучения в массовой школе, где у большинства детей  ведущим становится мотив избегания неудач, а не достижение успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ситуация успеха26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Капора Татьяна Александровна

ОГБОУ  «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

учитель высшей категории, педагог-психолог высшей категории

 e-mail: kapora@bk.ru

Россия, г. Смоленск

УДК 376,42

Создание ситуации достижения успеха как условие эффективности коррекционно-педагогической работы  

по сохранению психологического здоровья

Ключевые слова: психологическое здоровье, ситуация достижения успеха.

Аннотация. Статья посвящена одному из важнейших аспектов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – восстановлению и сохранению психологического здоровья. В ней подчеркивается необходимость создания ситуации достижения успеха и рассказывается о системе мероприятий, направленных на выполнение этой задачи.

        Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с ограниченными возможностями здоровья, равных прав и возможностей на психологическое благополучие, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме. Особенно остро стоит вопрос о применении Здоровьесберегающих технологий в современной школе, о формировании у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни.  Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка, оно обеспечивает адекватную реакцию на воздействие окружающей действительности, регуляцию поведения и деятельности. Психологически здоровый человек - это, прежде всего, человек  творческий, жизнерадостный, открытый, познающий себя и окружающий мир. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей.

        Психологическое здоровье напрямую связано со здоровьем психическим, которое подразумевает « 1) соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характеру реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий; 2) адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер, эмоционально-волевой и познавательной; 3) адаптивность в микросоциальных отношениях; 4) способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении…»[6-175]. К сожалению, большинство из этих критериев у обучающихся нашей школы  нарушены или не сформированы.

        Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность обучающихся школы VIII вида.  На фоне первичного дефекта необходимо выделить ряд других факторов, которые отрицательно сказываются на психологическом здоровье детей с нарушением интеллекта:

- слабое развитие любознательности, мало выражены  побуждения к

осуществлению новых видов деятельности;

- преобладание завышенной самооценки как проявление общей незрелости

личности, а возможно, как псевдокомпенсаторное характерологическое

образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих;

- односторонность, бедность эмоциональной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих;   неумение и     нежелание признать свою вину;

- поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться; эмоциональная нестабильность;

- преобладание мотива избегания неудач как результат хронического неуспеха в различных вида деятельности – игровой, учебной, коммуникативной и др.[5].

        Поэтому одним из важнейших условий сохранения и восстановления психологического здоровья наших детей является наличие мотива достижения успехов. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании.

        Потребность в достижении успехов не является врожденной, она складывается и формируется в дошкольном детстве. В целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация достижения формировалась у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении с детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей возникало стремление избегать неуспеха, и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом [1].

        Что касается ребенка с нарушением интеллекта, то взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами с самого начало складываются неблагоприятно для развития его психики. Очень быстро родители приходят в отчаяние от беспомощности ребенка и начинают его чрезмерно опекать и обслуживать, что ставит его в ситуацию неуспеха в предметной деятельности.

Коммуникативная и игровая деятельность у умственно отсталого ребенка так же затруднены. Замедленный темп речи и ее общее недоразвитие  сильно ограничивают общение с окружающими. Непонимание смысла игры, неумение удержать ее правила приводят к тому, что сверстники либо предлагают такому ребенку самые невыгодные роли, либо не играют с ним вовсе. То есть и в этих видах деятельности ребенок с нарушением интеллекта неуспешен [5].

И, наконец, наиболее тяжкий ущерб его психологическому здоровью наносится в годы  пробного обучения в массовой школе. Хроническая неуспешность в учебной деятельности приводит к стойкому формированию мотива избегания неудач, способствует возникновению отрицательного эмоционального отношения к учебным занятиям.

Оценка уровня развития мотива достижения успеха у младших школьников [4-165] показала, что почти у половины учащихся преобладает мотив избегания неудач Эти дети стремятся брать на себя простые задачи, часто избегают различные виды деятельности, которые кажутся им сложными, могут просто отказываться от выполнения того или иного задания – «Не могу!», « Не умею!», «У меня не получится!».

        У более трети учащихся оба мотива – стремление к успехам и боязнь неудач –  слабо развиты. Поэтому и к успехам,  и к неудачам они относятся равнодушно, безразлично, следовательно, у них крайне слабо побуждение к различного рода деятельности.

И только у 10% младших школьников развит мотив достижения успеха. Стремление к успеху активизирует деятельность учащихся, снижает их тревожность, способствует созданию положительного эмоционального отношения к разным вида деятельности, а, следовательно, к восстановлению и сохранению психологического здоровья. Поэтому формирование и развитие мотива достижения успеха как ведущего в деятельности является одной из важнейших задач в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Педагоги нашей школы на уроках и на воспитательных мероприятиях стремятся создавать ситуацию достижения для каждого ученика, но особенно для вновь поступивших детей из массовой школы.

Ситуация успеха должна подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.

Помимо повседневной кропотливой коррекционно-педагогической работы психологом разработана система внеклассных мероприятий, на которых решаются важнейшие задачи по сохранению и восстановлению психологического здоровья:

  1. Коррекция и развитие познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся.
  2. Выработка положительных качеств личности на фоне достижения успеха.
  3. Оказание помощи в преодолении неуверенности в себе, робости, страхов, агрессивности и др.
  4. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей, формирование позитивного отношения к себе.
  5. Выработка коммуникативных навыков, умения работать в группе.
  6. Формирование навыков самоконтроля в ходе общения, умения управлять своими эмоциями; умения различать эмоции и чувства, опознавать их у себя и других, понимать собственное состояние и адекватно выражать свои чувства.

Главная цель всех внеклассных мероприятий - создать ситуацию достижения успеха. Они направлены:

1) на развитие познавательной потребности и активности умственно отсталых   школьников;

2) на коррекцию и развитие эмоциональной сферы и навыков общения.

        Мероприятия первого направления построены в форме командных соревнований, что активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует формированию умения работать в команде. Соревнование «Сказочный марафон» подводит итог интегрированным занятиям психолога и логопеда по развитию речи как средства общения. Психологическая эстафета «Забавные экзамены» разработана для учащихся 4-х классов, как подведение итога коррекционно-развивающей работы по познавательной сфере младших школьников. Психологическая олимпиада «Играем в шпионов» предназначена для старшеклассников как заключительный этап психологического практикума.

        Мероприятия второго направления представлены:

  • общешкольной игрой «Радуга», которая охватывает школьников всех возрастов, повышает интерес к занятиям с психологом и создаёт благоприятный эмоциональный фон в школе;
  • групповыми играми, которые разучиваются на коррекционно-развивающих занятиях, а затем используются на различных внеклассных мероприятиях;
  • интегрированным мероприятием «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» для учащихся 4-5 классов (в период подготовки и прохождения адаптации при переходе в среднее звено)
  •  спектаклем, постановка которого является результатом деятельности факультатива для старшеклассников «Социально-психологический театр», где учащиеся старших классов воспроизводят семейные роли, показывают различные эмоциональные состояния, а зрители – младшие школьники учатся определять эти состояния.

Все эти мероприятия способствуют развитию умений адекватно выражать свои эмоции и определять эти эмоции у других людей, учат приемам продуктивного общения, создают благоприятный эмоциональный фон, а, следовательно, обеспечивают условия для создания комфортной коррекционно-развивающей среды.

Системность данных мероприятий базируется не только на общности главной цели, но также на возможности психолога при проведении этих мероприятий показать учителям и воспитателям на практике, как создавать для учащихся ситуации достижения успеха.

        В результате проведения внеклассных мероприятий происходит коррекция мотива избегания неудач на мотив достижения успеха, развитие познавательной потребности, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся, повышение социальной компетентности  школьников, овладение  навыками продуктивного общения, снижение уровня тревожности и агрессивности, а это способствует восстановлению и сохранению психологического здоровья.

Список литературы:

  1. Афанасьева Н. Тест мотивации достижения детей 9 – 11 лет. http://psy.1september.ru/ (дата обращения 25.08. 2012)
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: [кн. для учителя] / А.С. Белкин - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
  3. Д.И.Бойков. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. Учебно-методическое пособие. СПб, 2005 – 280 с.
  4. Р.С.Немов. Психология. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 2001 – 510 с.
  5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М. 1999-414 с.
  6. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. Минск, 1997 – 800с.

Kapora T.A.

Creating a situation to succeed as a condition of efficiency of correctional and pedagogical work to preserve mental health

Keywords: mental health, the situation for success.

Annotation. The article is devoted to one of the most important aspects of correctional and development work with children with disabilities - the restoration and preservation of mental health. It emphasizes the need to create a situation of success and describes the system of measures aimed at fulfilling this task.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...

Сохранение психологического здоровья в условиях самоизоляции.

В связи с мерами по противодействию распространения короновирусной инфекции (COVID-19), введенными Губернатором Кемеровской области, многие жители нашего города оказались в ситуации самоизоляции. Это ...