Толерантность как условие сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
статья

Зарипова Наталья Анатольевна

В статье раскрыт смысл толерантного подхода к воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность как условие сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

Зарипова Н.А.,  учитель высшей квалификационной категории

(выступление на городском семинаре)

Тема моего выступления подсказана самим временем – как важно и нужно оставаться толерантным в обучении и воспитании современных детей. Задача школы не только в том, чтобы  дать детям  некий клад знаний, но и сформировать их внутреннюю уверенность в себе, чувство нужности и заинтересованности в них, как в личности. Они  такие разные и непохожие друг на друга: один весельчак и улыбка не сходит с его лица, другой замкнут и порой не вытянешь даже словечка. Как понять, что у них на уме, а может принять такими, какие они есть? Такие вопросы наверно задает каждый учитель.        

Современная педагогика требует от учителя личностно-ориентированного подхода, дифференцированного обучения и объективного оценивания, а также  обучение каждого без исключения вне зависимости от района проживания или успеваемости и все сводится к  педагогике сотрудничества, которая и есть  педагогическая толерантность.

        Определение толерантности очень емко. Вот некоторые из них, которые мне показались более  применимы к  школе:

        Толерантность – искусство жить в мире непохожих людей и идей;

        Толерантность – это активная терпимость…

        Толерантность – глубинная мировоззренческая позиция уважения ко  

        всем людям, которая обозначается при нормальной жизни простым-

        непростым словом НРАВСТВЕННОСТЬ.

        Задача учителя и классного руководителя – воспитать толерантного ученика, а значит психически и морально здорового, уверенного в себе и в своих действиях, порядочного и честного или одним словом, нравственного!    Это, конечно возможно и нужно. Воспитание может идти через уроки и воспитательные мероприятия. Но самое главное – учитель сам должен быть таким. Потому что в его учениках, в конечном счете, гораздо глубже останется именно это – пример, а совсем не методически правильные уроки.

         С чего же начать?

Вероятно,  многим из нас будет интересным узнать, что по изучениям психологов выяснилось, что кроме улицы и  «агрессивного» телевидения,  прежде всего мы сами – учителя, родители, воспитатели, навязывая детям «из самых лучших побуждений» свои социальные установки, фактически формируем их нетолерантность, в том числе и к нам самим.

Поэтому, становясь классным  руководителем нового класса, составляю план ВР, в котором, естественно, одной из задач является работа над созданием дружного успешного коллектива, а также сохранение здоровья школьников. На первом же классном часе детям предлагается поставить задачи на год, но только не те, что им подсказали друзья или родители, а те которые они сформулируют сами, исходя из внутренних потребностей и возможностей. Итак, первый шаг – научить детей прислушиваться к своему внутреннему голосу и создать условия уверенного социального самочувствия. Дети должны быть уверены, что классный руководитель в них заинтересован.

Второй шаг – создание ситуаций успеха для формирования уверенности в себе, объективной самооценки. По результатам различных диагностик классный руководитель выясняет соответствующие группы и намечает работу с ними. Это могут быть тренинги, часы доверительного общения «Жить в мире с собой и другими », совместная творческая работа, совместные выступления на сцене. Считаю, что, единожды поставив детей в ситуацию успеха, их уверенность в себе нарастает очень быстрыми темпами, и они стремятся не спуститься на уровень ниже. У детей, уверенных в себе все в порядке со здоровьем, они спокойны, толерантны, с упоением занимаются свои делом. Объективно  высокая самооценка и уверенность в себе – духовные составляющие толерантности.

Классному руководителю необходимо проявлять терпимость не только с учениками, но и их родителями. Не думаю, что, высказав на собрании каждому о недолжном поведении или обучении сына или дочери, мы дождемся понимания и содействия со стороны родителей. Считая, что мы способны только на укор и претензии, они со своей стороны примут политику невмешательства и  будут всякими способами проявлять свое недовольство, что может отозваться на вашем общении с ребенком. Поэтому, формы взаимодействия могут быть следующими – Часы доверительного общения, Педагогическое образование родителей, Совет примирения, Советы отцов, Телефон доверия и просто дружеская, располагающая к себе беседа. Родители обязательно должны ощущать и видеть наше неравнодушное отношение к их чаду, тогда они обязательно будут вашими союзниками.

Другой момент в формировании толерантности и ее проявлении – это знакомство и «работа» с формулой толерантности: Т=3 П. ЧТО ОЗНАЧАЕТ:  

Толерантность равна сумме признания, принятия и понимания.

Признание – способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.

Принятие – это положительное безусловное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: со своей собственной и его.

Итак, соблюдать толерантность и воспитывать ее  совсем не просто! Учителю в первую очередь необходимо воспитать в себе толерантное отношение к ученикам и их родителям, к коллегам по работе, и тогда все встанет на свои места.

Одной из воспитывающих целей урока географии является цель раскрытия перед детьми мира во всем его разнообразии и непохожести, воспитание уважения к разным культурам и цивилизациям мира, к уважению народов всех наций и религий без исключения. Изучение населения Земли пронизывает курс географии с 6 по10 класс, поэтому урок географии по своей сущности уже является механизмом формирования толерантности учащихся. Какие формы и методы применяет учитель? Самыми активными и современными являются Презентации и проекты «Я+ТЫ=МЫ»,  «Я,ТЫ,ОН,ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!», «МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ-ТАКИ МЫ ВМЕСТЕ!». Для более младших школьников – игры и творческие задания «Чтобы письмо без перевода сразу дошло до народа», «Путешествуем с  Синдбадом», «Давайте знакомиться!».

Кроме того, ярко и точно показать культуру и обычаи разных наций помогают и современные технологии обучения  - Интернет, интерактивные карты и иллюстрации, учебные видео – фрагменты.

Таким образом, толерантность является обязательным условием  комфортного существования всех субъектов педагогического процесса: учителя, детей и их родителей, классного руководителя, и поэтому является залогом сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

В сущности, в понятии «толерантность» кроется традиционное заклинание-требование дидактики – «Любить детей!», которое правильно  пытаются перевести в профессиональную позицию педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Организация деятельности педагога-психолога в рамках повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса

В статье рассмотрены виды деятельность педагога-психолога, направленные на повышение психологической культуры субьектов образовательного процесса....

"Создание условий для укрепления и сбережения психологического здоровья участников образовательного процесса"

Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, - важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению...

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Психологическое здоровье участников образовательного процесса

В данной работе рассмотрены основные проблемы псиологического здоровье школьников и педагогов....