"Создание условий для укрепления и сбережения психологического здоровья участников образовательного процесса"
материал по психологии по теме

 

        Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, - важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению личности, повышает работоспособность, стабилизирует внимание и память. Зависимость между нарушениями психологического здоровья и низкой учебной успеваемостью давно доказана. Имеются сведения о том, что эмоциональный комфорт, а также степень утомления учащихся, уровень их невротизации зависят от учебной нагрузки, построения режима обучения, отношения учащихся к учебе. Поэтому проблема сохранения физического и духовного здоровья, равновесия является актуальной для современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_psikh_zdorove.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

         Здоровье ребенка - одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. По мнению медиков, возраст от 1 года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60 лет. Именно в этот период закладываются основы здоровья будущего взрослого человека, его привычки, формируется шкала ценностей, жизненных приоритетов. У современных школьников высокими темпами растут нервно-психические и вегетативно-сосудистые расстройства, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.

         Высокие учебные нагрузки, особенно в старших классах, не позволяют детям двигаться, спать и отдыхать столько, сколько положено по возрасту, стрессы в семье и школе, нерациональное питание, многие дети посещают учреждения дополнительного образования. Это сказывается на самочувствии, нагрузки сопровождаются психоэмоциональным напряжением, невротизацией и могут стать причиной нарушения психического здоровья.

        Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, - важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению личности, повышает работоспособность, стабилизирует внимание и память. Зависимость между нарушениями психологического здоровья и низкой учебной успеваемостью давно доказана. Имеются сведения о том, что эмоциональный комфорт, а также степень утомления учащихся, уровень их невротизации зависят от учебной нагрузки, построения режима обучения, отношения учащихся к учебе. Поэтому проблема сохранения физического и духовного здоровья, равновесия является актуальной для современной школы.

      Понятие психологического здоровья, включающего благополучие как в познавательной, личностной, эмоциональной сфере, так и в нервно-психическом состоянии ребенка . У школьника это сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности.

          В нашей школе проводится большая работа по формированию культуры здоровья. Цель работы : способствовать формированию стойких убеждений в необходимости быть здоровым, чтобы быть успешным в учении, общении, в жизни. Для этого необходимо воспитывать у учащихся отношение к здоровью как к ценности, способность использовать информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, выработать конкретные привычки здорового образа жизни. Работа строится с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся.

Факторы риска нарушения психологического здоровья детей:

1 . Дезадаптация школьников к условиям образовательного процесса (снижение учебной мотивации, личностная тревожность)
2.Учебные нагрузки
(нарушение сна, аппетита, нервные срывы)

3.Неблагоприятные отношения с педагогами или с одноклассниками
(социальные страхи)
4.Регулярные оценочные ситуации взрослыми (неуверенность в себе, заниженную самооценку)

5.Неполноценное психическое и личностное развитие ребёнка в разные возрастные периоды.  Диструктивное  поведение:
* Чувство незащищенности    (защитная агрессивность, страхи)
* Чувство отверженности     (физическая агрессивность)
* Чувство одиночества (демонстративная агрессивность, замкнутость, уход в себя)

1 этап. Формирование психологического здоровья начинается у детей еще с дошкольного возраста. С 2008г реализуется  программа комплексных занятий по развитию социальной и  психолого-педагогической готовности к школе,
 «Дорога в мир познания» (Е.И. Буршит) .
    Данная программа основана на использовании игровой терапии, которая является одним из эффективных условий личностного развития дошкольника. Игровая терапия  как способ коррекции эмоциональных, поведенческих и познавательных нарушений у детей.

  Выполнение ранней социализации с дошкольного возраста приводит к успешной адаптации ребенка к школе.

 2 этап. Программа «Я познаю себя» реализуется с 2012г на основе программы психологического развития младших школьников
с 1-4 кл «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова.  

       Цели и задачи программы:

  • Познавательное развитие школьников;
  • Коммуникативно- личностное развитие школьников;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, умению вести диалог;
  • Формирование позитивной самооценки, снижение тревоги;

-       Профилактика психофизического утомления детей.

3 этап. С 5-11 класс для профилактики нарушений психологического здоровья в работе психологом используются как групповые так и индивидуальные занятия, классные часы, консультации, использование  на занятиях динамических игр и релаксаций.  

      4 этап.    Роль родителей в формировании психического здоровья детей неоценима. С целью просвещения родителей проводятся индивидуальные беседы по мере необходимости, тематические собрания на темы: «Режим это серьезно», «Как победить детские страхи», «Поведение ребенка и взрослого в ситуации наказания», «Стили семейного воспитания», «Надо ли ругать за плохую успеваемость» и др. Функция психолога - донести до родителя мысль, что ребенок живет в своем темпе, у него есть свой индивидуальный темп развития, своя скорость перемен. Необходимо полное принятие проблем ребенка, общаться как можно больше. Ученику любого класса нужна хотя бы сорокаминутная прогулка после школы. Таким образом, совместная работа родителей, педагогов, психологов и медиков должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Человеку, особенно ребенку необходимо психологическое здоровье!

  Главный критерий психологического здоровья учащегося – его успешная социальная адаптация в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как метод психологической помощи участникам образовательного процесса

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально...

Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах...

«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...

Психологическое здоровье участников образовательного процесса

В данной работе рассмотрены основные проблемы псиологического здоровье школьников и педагогов....