программа по профориентации
методическая разработка (7 класс) на тему

Горбенко Наталья Юрьевна

программа внеурочнойдеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gorbenko.docx56.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по ФГОС

 «Я и мое будущее».

Профориентация школьников  с ОВЗ.

(Программа внеурочной деятельности)

       

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………….. 3

Содержание  программы……………………………………………… 6

Ожидаемые результаты курса.........……………………………………9

Заключение……………………………………………………………..10

Приложения …………………………………………………….………12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа внеурочной деятельности по профориентации  детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Я и мое будущее» разработана, руководствуясь Уставом МКОУ «Ижморская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки», а также на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

        В целях и задачах деятельности Учреждения: обеспечение обучающимся, воспитанникам условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество; социально-психологическая реабилитация обучающихся, воспитанников для последующей интеграции в общество; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений, и в соответствии с программой психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся; в силу личностных особенностей, выпускникам с умственной отсталостью очень сложно  ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

        Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.

        Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с умственной отсталостью.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в школе-интернате для умственно отсталых детей должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.

Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте.

Цель программы:

Знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников школы-интерната для умственно отсталых детей; осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Основные задачи курса:

  • формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности;
  • расширять кругозор и осведомленность учащихся об основном содержании профессий;
  • знакомить учащихся с основными требованиями профессий, основными орудиями труда;
  • мотивировать личностный рост учащегося;
  • создавать условия для сознательного выбора профессии;
  • актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор;
  • совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Содержание программы.

        Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 7-9 классов в системе общешкольной профориентационной работы.

        Программа создает психологическую основу для развития профессионального самосознания. Основная направленность занятий:

  • знакомство с содержанием труда людей самых распространенных профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности;
  • формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду;
  • воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца;
  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и доступных для выпускников школ-интернатов для умственно отсталых детей.

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:

  • знание и учет умственных возможностей и способностей;
  • знание требований профессии к человеку;
  • умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

Основные методы, используемые во время занятий:

  • словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
  • наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;
  • практические: упражнения, деловые игры, практические работы, экскурсии, общественно-полезный труд.

        Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов школы для умственно отсталых детей:

  • воспитывающая и развивающая направленность обучения;
  • научность и доступность;
  • систематичность и последовательность;
  • связь обучения с жизнью;
  • принцип наглядности;
  • сознательность и активность учащихся;
  • индивидуальный и дифференцированный подходы.

        Программа курса не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия - 40 минут.

        Структура профориентационных занятий основывается на возрастных особенностях учащихся, опирается на познавательные интересы детей (применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни», рассказы о себе, решение кроссвордов, ребусов, разыгрывание сценок, ролевые игры).

        Формы работы, используемые на профориентационных занятиях:

  • рисуночные методики,
  • игры и праздники, связанные с профессией,
  • беседы с приглашенными специалистами,
  • экскурсии,
  • оформление уголка профессии в классе,
  • общественно-полезный труд.

        На профориентационных занятиях большое внимание уделяется развитию познавательных процессов, в частности внимания, а также развитию мышления, воображения.

        Структура занятия может быть представлена следующим образом:

  • Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
  • Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.
  • Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.

Программа адресована учащимся 7- 9  классов.

Срок реализации 3 года

Рассчитана на 30 часа в 7 классе и 31 час в год во 8-9 классах.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты курса

        Эффективность усвоения содержания курса выражается в расширении знаний учащихся о мире профессий, оценивается по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.

По завершении изучения курса учащиеся должны иметь следующие результаты:

Личностные результаты:

  • Знать свои способности и возможности;
  • Знать  основные правила выбора профессии;
  • Владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
  • Иметь представления об индивидуальных особенностях личности;
  • Сформировать положительное отношение к самому себе

Предметные результаты:

  • Знать специфику профессиональной деятельности и формы организации труда в условиях рыночных;
  • Воспитанники должны иметь представления о требованиях современного общества;
  • Приобрести  практический опыт, который соответствует их интересам и склонностям личности.

Метапредметные результаты:

  • ознакомится с приемами самопознания и самоанализа личности;
  •  учащиеся  должны  научиться  соотносить свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии.

Заключение.

        Работа по программе  «Я и мое будущее» является составной частью комплекса мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся школы-интерната, в котором задействованы классные руководители, учителя, педагог-психолог, социальный педагог, инспекторы ОПДН, воспитатели и родители детей.

Школа в рамках профессионального образования детей обязана всесторонне изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию. Нацеливать ребёнка на оптимально доступный для него вид деятельности, координировать родителей при выборе профессии, рекомендовать обращать внимание на тот или иной вид деятельности воспитанника, нацеливать самого ребёнка и родителей на развитие навыка,  формировать трудовые навыки  и умения, приучать детей к труду, вырабатывать положительную установку на выполнение работы качественно и чётко, следуя указаниям. Способствовать творческому развитию детей, решать личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.

На занятиях по профориентации нужно объяснить детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование. Приучить ребёнка подчиняться требованиям руководителя, т.к. это профессиональные отношения, а не личные и в коллективе принято подчиняться руководителю.

Учить детей взаимодействовать в коллективе со всеми его членами. Для этого проводятся тренинги на совместную деятельность. Учить ребёнка избегать конфликтов, формировать навык внутреннего самоконтроля.

Работа с родителями на первых этапах строится на анкетировании, чтобы понять проблемы, которые возникнут перед родителями при дальнейшем выборе профессии ребёнком.

        Вот основные позиции работы по данной программе.

Программа  может быть использована психологами и педагогами в профориентационных целях; результаты работы и намеченные пути улучшения профориентационной работы привлекут внимание специальных психологов и педагогов, что позволит более качественно решать задачи по формированию профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации детей с умственной отсталостью.

Приложение 1.

Тематическое планирование в 7 классе

30 часов - в год, 1 час в неделю

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное. Правила работы в группе.

1

2

Занятие  «Какие профессии я знаю»

1

3

Эмоциональное отношение к выбору профессии

1

4

Темперамент и выбор профессии

1

5

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

1

6

Склонность и профессиональная направленность

1

7

Профессиональный тип личности

1

8

Деловая игра «Кадровый вопрос»

1

9

Как достичь успеха в профессии

1

10

Поддержка друзей

1

11

Профессии моей семьи

1

12

Что я знаю о себе?

1

13

На пороге взрослой жизни

1

14

Развитие умений по принятию решений

1

15

Профессиональная зрелость

1

16

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

17

Темперамент и профессии

1

18

Что такое характер?

1

19

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

20

Склонность и интересы в выборе профессии

1

21

Что я знаю о мире профессий.

1

22

Что я знаю о мире профессий

1

23

Ошибки в выборе профессий

1

24

Составление личного профессионального плана

1

25

Навыки самопрезентации.

1

26

Игровые пробы

1

27

Что? Где? Когда?

1

28

Знакомство с профессиограммой

1

29

Я учусь принимать решение

1

30

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

Приложение 2.

Тематическое планирование в 8 классе

31 час - в год, 1 час в неделю

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное. Правила работы в группе.

1

2

Счастье – когда тебя понимают

1

3

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

4

Темперамент и профессии

1

5

Что такое характер?

1

6

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

7

Особенности мышления

1

8

Память и внимание

1

9

Склонность и интересы в выборе профессии

1

10

Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова

1

11

Что я знаю о себе?

1

12

Ошибки в выборе профессий

1

13

Составление личного профессионального плана

1

14

Навыки самопрезентации. Заключительное занятие

1

15

Здоровье и карьера

1

16

Профориентационная игра «Спящий город»

1

17

Современный рынок труда. Профессии 21 века

1

18

Устраиваемся на работу

1

19

Сто дорог – одна твоя

1

20

Легко ли быть молодым

1

21

Как претворить мечты в реальность

1

22

Рабочее место, его организация и содержание. Правила безопасности труда

1

23

Искусство самопрезентации: язык телодвижений

1

24

Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей

1

25

Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми

1

26

Искусство самопрезентации: деловая этика

1

27

Я учусь принимать решение

1

28

Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при выборе профессии

1

29

Тренинг «На пороге взрослой жизни»

1

30

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

31

Итоговое занятие. Знаю, помню, могу.

1

Приложение 3.

Тематическое планирование в 9 классе

31 час - в год, 1 час в неделю

Тема занятия

Количество часов

1

Профессии в нашей жизни.

2

2

Знакомство. Мои профессиональные интересы и склонности

2

3

Идеальная профессия

1

4

Какой я?

1

5

Профессионально – важные качества (ПВК). Самооценка ПВК.

1

6

Я и профессия

1

7

Я учусь принимать решение

1

8

Природные свойства нервной системы

1

9

Кем хочу быть и почему?

1

10

Успех в профессиональной деятельности человека

1

11

Перспектива профессионального будущего

1

12

Заключительное занятие.  Путешествие по стране профессии

1

13

Урок самопознания и откровенности

1

14

Мой внутренний мир

1

15

Я – личность

1

16

Как ты относишься к людям и как люди должны относиться к тебе

1

17

В человеке все должно быть прекрасно

1

18

Жизненные ценности

1

19

Самореализация

1

20

Личностный профиль

1

21

Игровые пробы

1

22

Что? Где? Когда?

1

23

Моя жизнь

1

24

Профессиональные и жизненные планы

1

25

Профессии, специальности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда

1

26

Знакомство с профессиограммой

1

27

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры

1

28

Учебные заведения

1

29

Итоговое занятие. Мы выбираем, нас выбирают.

1

Приложение 4.

Работа с родителями

Тема занятий

Форма проведения

Система учебных заведений

Беседа педагога -  психолога, социального педагога

Индивидуальные консультации для родителей, дети которых идут в ПУ, техникум, колледж, лицеи

Индивидуальные консультации педагога - психолога

Медицинские противопоказания при выборе профессии

Беседа врача

Роль здоровья в выборе профессии

Беседа педагога - психолога

Типы учебных заведений

Беседа педагога – психолога, социального педагога

Результаты диагностики учащихся по выявлению интересов

Рассказ

Тема собрания

Форма проведения

Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов, склонностей

    Круглый стол.

Мир профессий, окружающих ваших детей

    Информация о профессиях, с которыми будут знакомиться дети в школе.

Приложение 5.

Пакет диагностического материала для воспитанников.

 

Диагностика «Осведомленность о мире профессий»

  Цель: выяснить осведомленность о  мире профессий.

Инструкция: «Перед Вами список профессий. Найдите среди них сходные по а)предмету труда, б) целям труда, в) средствам труда, г) условиям труда и впишите их в соответствующие столбцы приведенной ниже таблицы. Если вы затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь справочным материалом после таблицы»

Список профессий:

ветеринар, повар, машинист тепловоза, зоотехник, пекарь-кондитер, парикмахер, швея, воспитатель, водитель, официант, секретарь, садовод, слесарь-ремонтник, лаборант , столяр

Профессии сходные между собой

по предмету труда (с чем работать?)

по целям труда (что делать?)

по средствам труда (чем работать?)

по условиям труда  (где работать?)

 

Справочный материал:

Профессии различают:

по предмету труда

—    работа с  животными, растениями

—    работа с материалами и заготовками

—    работа с детьми

—    работа со взрослыми людьми

—    работа с техникой

—    работа на транспорте

—    работа с художественными образами

по целям труда

—     контроль, оценка, диагноз

—    преобразование

—    творчество, изобретательство

—    транспортирование

—    обслуживание

—    собственное развитие и самосохранение

по средствам труда

—    используются ручные и простые приспособления

—    используются механические средства труда

—    используются автоматические средства труда

—    используются функциональные (зрение слух, голос, физическая сила) средства труда

по условиям труда

—    работа в бытовом микроклимате (стол, стул, офис-контора….)

—    работа в больших помещениях с людьми (аудитория, торговые и концертные залы …)

—    работа в обычном производственном цехе

—    работа в необычных производственных условиях (стерильность, режим влажности, температуры и т.п.)

—    работа в экстремальных условиях (риск для жизни и здоровья)

—    работа на открытом воздухе

—    работа дома

Обработка: суммируется количество правильно указанных профессий в столбцах. Например, если в 1 столбце (предмет труда) указаны профессии:  ветеринар, зоотехник, лаборант, то правильно указаны 2 профессии (ветеринар и зоотехник, так как они обе относятся к типу человек –природа). Аналогично оценивается заполнение других столбцов. Для оценки правильности соотнесения профессий необходимо использовать изложенную выше классификацию.

Приложение 6.

АНКЕТА

Чтобы решить задачу выявления своих интересов, способностей и возможностей, необходимо ответить на три вопроса:

-что я хочу?

-что я могу?

-что мне надо?

Целесообразно применить тестирование «Ориентация». Данное тестирование позволяет выявить профессиональные склонности  и интересы ребёнка, их раскрывает вопрос «Что я хочу?»

Я хочу (меня привлекает, мне нравится, я предпочитаю, склонности)

Обслуживать людей

Заниматься лечением

Обучать, воспитывать

Защищать права и безопасность

Управлять людьми

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

Управлять машинами

Ремонтировать оборудование

Собирать и налаживать технику

Обрабатывать материалы, изготавливать предметы и вещи

Заниматься строительством

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

Заниматься художественным оформлением

Рисовать, фотографировать

Шить, вышивать, вязать

Выступать на сцене

0

0

0

0

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

Ухаживать за животными

Заготавливать продукты

Работать на открытом воздухе

Выращивать овощи и фрукты

Иметь дело с природой

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

Вопрос «я могу» определяет профессиональную пригодность ребёнка (способности). Перед тестированием необходимо объяснить ученику, что способности – это индивидуальные качества, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности.

Знакомиться с новыми людьми

Быть чуткими и доброжелательными

Выслушивать людей

Разбираться в людях

Хорошо говорить и выступать публично

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

Искать и устранять неисправности

Использовать приборы, машины, механизмы

Разбираться в технических устройствах

Ловко общаться с инструментами

Хорошо ориентироваться в пространстве

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

Создавать  красивые, со вкусом созданные вещи

Петь и играть на инструментах

Рисовать

0

0

0

1

1

1

2

2

2

3

3

3

Разбираться в животных или растениях

Разводить растения и животных

Бороться с болезнями и вредителями

Ориентироваться в природных явлениях

Работать на земле

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

Показатели этих двух анкет дают возможность определить пять типов профессий, разделённых по признаку предмет труда:

  1. человек-человек,
  2. человек – техника,
  3. человек – художественный образ,
  4. человек – природа

Для более точного определения склонностей и способностей ребёнка, данное тестирование необходимо провести с родителями, изменив формулировку «Я могу» на «Мой ребёнок может».

Приложение 7.

АНКЕТА.

                                          Уважаемый старшеклассник!

Вы вступаете в период жизни, когда необходимо принять решение – выбирать свою будущую профессию. Волнуются все – родители, учителя и, конечно, вы. Вам советуют, рекомендуют, но выбирать предстоит Вам самостоятельно.

Мы предлагаем Вам нашу анкету с целью оказания помощи и изучения затруднений, которые вы испытываете при выборе профессии.

Желаем успеха!

Такой текст анкеты делает ребёнка активным участником процесс выбора профессии, он чувствует, что взрослые не просто пытаются с ним играть, а ставят перед ним серьёзный выбор и готовы прийти на помощь в случае его затруднения.

        Содержание дальнейшего текста позволяет увидеть трудности при выборе профессии ребёнком, а каждый пункт стать темой для беседы, классного часа.

1. какую профессию вы для себя выбираете (в данном пункте можно нацеливать ребёнка на профессии, о которых шла речь на классных часах, но объяснить ребёнку, что он волен выбрать любую другую профессию, которая ему по душе, с которой он знаком). От того, что дети указывают в данной графе, фактически зависит вся следующая работа педагога, т.к. дети не всегда адекватно оценивают свои возможности, а при адекватной оценке, ведётся работа с родителями, нацеливание, по возможности,  на продолжение образования выпускником в специальном профессиональном учреждении, связь с общественностью, выяснение адресов учреждении и условии получения образования, условий воспитания в данном заведении.

2.что привлекает вас при выборе профессии:

-её значимость (какую бы профессию не выбрал ребёнок задача педагога убедить в значимости профессии, найти как можно больше плюсов, чтобы укрепить мнение ребёнка(конечно, в случае адекватного выбора профессии)).

-зарплата (педагог должен сразу объяснить ребёнку, что любые деньги человеку даются за труд и зарплата это оценка труда.)

-возможность развить свои способности (любая работа выполняется качественнее профессионалом, поэтому в профессии как в классе нельзя оставаться на одном уровне, нужно учиться выполнять свою работу как можно качественнее, быстрее. Всё это делает работника успешным, а значит наиболее ценным на производстве. Такие беседы необходимо проводить как индивидуально с ребенком после проведения анкетирования, а можно отвести целый классный час. Темой такого классного часа может стать:  «Как стать профессионалом» или «Кто он – Человек с золотыми руками?»).

- возможность приносить людям пользу (вновь беседа о ценности каждого труда, убеждение ребёнка, что любой качественно выполненный труд всегда важен, значим. Что даже совсем маленькая и незначительная работа на самом деле важна, т.к. если бы она была не нужна её бы не придумали, не создали такую профессию. На классный час предлагается рассказ «Почтальон», в котором рассказывается о человеке, который работал почтальоном и каждый день разносил почту. Мальчик, живший в многоэтажном доме, который обслуживал немолодой человек, утверждал, что почтальоном может быть любой, его всегда возмущало, что «дедушка-газетчик» знакомил людей с содержанием газет, рекомендовал, что прочитать в первую очередь. «Как будто сами не знаем!», - ворчал мальчик. Но однажды старый почтальон ушёл на пенсию и почту принесла молодая, красивая, но  злая, ворчливая женщина. Она не шутила и не рассказывала о газетах, она просто раскладывала их по ящикам, и тогда мальчик заметил, что газеты в их квартире стали раскладываться по полкам, не читаясь совсем. Больше в доме никто не шутил по поводу почты, не обсуждал на лавочке порекомендованную статью, о некоторые говорили, что газеты стали не интересными. Так мальчик смог оценить работу старого почтальона. Данный рассказ нацеливает ребёнка на то, что от того как человек выполняет свою работу, так его ценят люди.)

3. из каких источников вы черпаете информацию о будущей профессии

  • родители,
  • родственники,
  • учителя, воспитатели,
  • друзья,
  • телевидение,
  • газеты,
  • что-то иное.

В зависимости от того, что отвечают дети должна строиться последующая работа. Нужно нацеливать ребёнка на достоверные источники, из которых они получат не только правильную информацию, но и помощь в приобретении профессии.

         4. как вы готовитесь к получению профессии:

  • учусь в школе,
  • готовлюсь получить хороший аттестат, а для этого серьёзно готовлюсь к экзаменам,
  • мечтаю продолжить образование в учебном заведении.

После подведения итогов анкетирования необходимо объяснить ребёнку, что только выполнение всех трёх пунктов позволит правильно подготовиться к выбору будущей профессии.

5. что вам рекомендуют родители:

-мама:_______________________________________________________

-папа:_______________________________________________________

На самом деле этот пункт больше для педагога и родителей, чем для ребёнка, он позволяет выявить отношение старших в доме к будущей профессии ребёнка. Это скорее тема для родительского собрания, чем тема для беседы с детьми, но и его нельзя оставить без внимания. Ведь для ребёнка очень значимо мнение родителей и поэтому, если выбор родителей правильный и адекватный стоит опираться на него при стимулировании учеников в выборе профессии.

Приложение 8.

Анкета «Я и мое здоровье»

Цель: Самооценка состояния  здоровья.

  Ниже приводится ряд утверждений относительно здоровья человека, выберите из предлагающихся альтернатив, ту, которая больше всего соответствует Вашей оценке собственного здоровья.

1. Я считаю, что

01.             я  практически здоровый человек

02.             я очень редко болею, не больше двух раз в год

03.             у меня есть хроническое заболевание

04.             я вынужден регулярно наблюдаться у врача

05.             у меня есть серьезные нарушения здоровья

2. Обычно я

01.             хорошо себя чувствую

02.             чувствую себя хорошо, но иногда бывают легкие недомогания, болит голова, чувствую себя усталым и раздражительным

03.             чувствую себя нормально, но при физических или других нагрузках возникают неприятные ощущения (головокружение, одышка, покалывание в области сердца, боли в боку и т.п.)

04.             чувствую себя неважно

3. Мое состояние здоровья

01.             не вызывает у меня беспокойства

02.             обычно не тревожит меня, но иногда я вынужден обращаться к врачу

03.             тревожит меня, я постоянно обращаю внимание на свое самочувствие

4. Отметьте условия, в которых, в связи с Вашим состоянием здоровья, работа вам не рекомендуется

01.            шум

02.            вибрация

03.            агрессивная среда

04.            неблагоприятный климат

05.            высота

06.            подъем тяжестей

07.            нервно-эмоциональные перегрузки

08.            другие (укажите какие)

09.            нет противопоказаний

 

Обработка: по ответам воспитанника определяется его самооценка состояния здоровья, для этого суммируются баллы по каждому вопросу, начисление которых производится по ключу, приведенному в таблице:

1 вопрос

2 вопрос        

3 вопрос

4 вопрос

балл

балл

балл

балл

01

5

01

4

01

3

09

9

02

4

02

3

02

2

01-08

каждому выбору присваивается 1 балл, эти баллы суммируются, и эта сумма  вычитается из 9

03

3

03

2

03

1

04

2

04

1

05

1

 

                

                                

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по профориентации воспитанника

Цель: Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.   Задачи: Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и спосо...

Программа по профориентации "Мой выбор"

Данна программа дает возможность организовать работу по профориентации в школе....

Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы

Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...

Программа по профориентации "Мир профессий"

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана  профориентация. С этой целью...

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...