Программа по профориентации "Мой выбор"
рабочая программа по теме

Сергеенко Людмила Вячеславовна

Данна программа дает возможность организовать работу по профориентации в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа №8 г.Томмот

Утверждаю

«30» августа  2010г.

Директор МОУ -СОШ № 8

Плышевский Ю.Н.

Программа

по профориентации учащихся

«Мой выбор»

МОУ -СОШ № 8 г.Томмот

на 2010-2015 годы"

Составитель: Сергеенко Л.В. – зам.директора по УР.

                           

  1. Введение

Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся МОУ -СОШ № 8  на 2010-2015 годы» (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

II. Обоснование программы

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования  выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи  на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».

III. Цель и задачи Программы

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

Задачи:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  5. Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
  6. Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

IV Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Концепцией  Модернизации российского образования;

- Указ Президента РС(Я) от 26.12.2010г №430 «О Плане мероприятий по реализации основных положений Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ В РС(Я) на 2011г»

- Распоряжение Правительства РС(Я) от 28.07.2010г №834-р «О Плане действий по модернизации общего образования РС(Я), направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015годов»

- Программа развития МОУ-СОШ №8 г.Томмот «Школа – социокультурный центр» до 2016г.

V Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
  4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

  1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
  2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
  3. Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе?(экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами)
  2. Экскурсии
  3. Ролевые игры
  4. Конкурсы
  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов

  1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)
  2. Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии

«День допризывника», «Мой выбор»и.т.д.

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как прводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

VI. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.

VII. Финансирование Программы

          Финансирование Программы осуществляется за счет средств школы, добровольных взносов родителей.

VIII. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей

  профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и

   навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных  

  условиях.

  1. Этапы реализации программы:

Сроки реализации Программы: 2010 - 2015 годы

I этап: проектный – 2010 -2011 учебный год.

       Цель: подготовка условий профориентационной работы      

Задачи:

1.     Изучить нормативную базу.

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации  

        программы.

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

       II этап: практический – 2012-2013 учебные годы.

       Цель: реализация программы по профориентации.

       Задачи:

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

        воспитательного воздействия.

2.     Обогащать содержание профпросвещения.

3.     Развивать ученическое самоуправление.

4.     Разработать методические рекомендации по профориентации.

5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.

6.     Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов  

        образовательной деятельности.

7.     Проводить мониторинг реализации программы.

8.     Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.

 

     III этап: аналитический – 2014-2015 учебный год.

       Цель: анализ итогов реализации программы.

       Задачи:

1.     Обобщить результаты работы школы.

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.     Спланировать работу на следующий период.

Мероприятия

по реализации Программы по профориентации

«Мой выбор»

пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.

Август 2010

Заместитель директора по УР

2.

Создание  банка  данных об учебных заведениях города.        

Сентябрь 2010

Социальный педагог

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.        

Сентябрь 2010

Заместитель директора по УР

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций  классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Педагог - организатор

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»         

Октябрь 2010

Рук.МО

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в  читальных залах.        

2010 - 2015

Библиотекарь

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

  1. Профпросвещение

Реализация городской программы по профориентации:

1.

Экскурсии на  предприятия города.

Ежегодно

Кл.рук

2.

Экскурсии в учебные заведения г.Алдана

Ежегодно по плану УО

Классные руководители 9 классов

3.

Ярмарка профессий «Шаг в будущее».

Ежегодно в сентябре

Классные руководители 10-11 классов

4.

Городская акция «Чистый город».

Ежегодно в апреле

Организатор, Школьный парламент

5.

Участие в городской выставке – конкурсе по технологии .

Ежегодно

Учитель технологии,

6.

Участие в городской выставке – конкурсе лучших работ с уроков технологии .

Ежегодно

Учителя технологии

Реализация школьной программы:

1.

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии».

Октябрь 2010-2011

Заместитель директора по УР, кл.рук

4.

Конкурс творческих проектов

2012

Учителя технологии

5.

Проведение тематических классных часов:

  1. Мастерим мы – мастерят родители (1 классы).
  2. Профессии моего города (2 классы).
  3. Трудовая родословная моей семьи (3 классы).
  4. Известные люди нашего города (4 классы).

Мир профессий (5 классы).

Как изучить свои способности (6 класс).

Я и моя будущая профессия (7 классы)

Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы).

Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).

Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 классы).

Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).

В течение года

Классные руководители, библиотекарь, психолог школы

6.

Проведение спецкурсов профессиональной направленности

Ежегодно

Заместитель директора по УР, НМР

7.

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

  1. Рубрика «Твое профессиональное будущее»
  2.  «Типы профессий»
  3. « Куда пойти учиться»
  4. «Структура трудовой деятельности»
  5. Потребности труда города

2011 - 2012

организатор

8.

Родительские собрания

  1. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.
  2. Изучение склонностей и способностей ребенка.
  3. Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.
  4. Шпаргалка для родителей.  Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.
  5. Родительское собрание для будущих 10- классников. Знакомство с элективами.

Ежегодно:

октябрь

декабрь

апрель

май

апрель

Классные руководители, психолог

администрация

9.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):

  1. Коллективные творческие дела Выпуск школьной газеты
  2. Субботники по уборке школьного двора
  3. КТД «Это моя школа»
  4. Выставка «Дары осени»

В течение всего периода

Классные руководители

2.Диагностика и консультирование.

1.

Консультирование и Тестирование учащихся 8-9 классов:

  1. « Карта интересов».
  2. «Склонности и профессиональная направленность».

      ● «ДДО»

      ● Профессиональные склонности

      ● Профессиональный тип личности

      ● Мотивы выбора

      ● Анкета «Профессиональный интерес»

Ежегодно

Психолог школы

2.

Консультирование родителей:

по вопросам профориентации

Ежегодно

Классные руководители 9-11 классов, психолог, социальный  педагог

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Классные руководители, заместитель директора  по УР, НМР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Социальный педагог

3.

Организация работы трудовой бригады.

Май, июнь

социальный  педагог

4.

Вечер встречи выпускников

Ежегодно в

феврале

Классные руководители.

Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

2010-2015

Рук.МО

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.        

2010-2015

Социальный педагог

3.

Разработка  методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в  

  профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие

  эффективности профориентации

  старшеклассников

- конфликты профессионального

  самоопределения

2015

Социальный педагог, психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса по выбору "Компьютерная графика"

Программа курса способствует формированию универсальных учебных действий....

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"

Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Программа курсов по выбору "Комбинаторика и элементы статистики" для предпрофильной подготовки.

В работе представлена программа предметно-ориентированных курсо по выбору, в ней также представлено поурочное планирование с теоретической и практической частью....

программа курса по выбору "Компьютерная графика в дизайне интерьера ванной комнаты"

Рабочая программа является модернизированной в связи  сокращением количества часов. Сокращение часов стало возможным благодаря объединению теми самостоятельному изучению учащихся. Практичес...

программа курса по выбору «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах

Рабочая программа курса по выбору для учащихся 9-х классов составлен на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...