рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Кучумова Римма Геннадьевна

 Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Profilaktika_sintaksicheskih_oshibok.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 200

г. Екатеринбурга

Рассмотрено

 на заседании Методсовета                                          УТВЕРЖДАЮ

протокол №                                                              Директор МОУ СОШ № 200

Руководитель МС                                                   _______________________

____________________                                          «____»_____________2009

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО

КУРСА

«Профилактика синтаксических ошибок»

для 8-х классов

Составитель: Кучумова Римма Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

г. Екатеринбург

2009

Пояснительная записка

 В соответствии с Государственным  образовательным стандартом изучение русского языка направлено на усвоение учащимися знаний по орфографии и пунктуации.

     Данная программа - новая модель современного школьного курса для учащихся 8-х классов, рассчитанная на 34 часа. Она построена на углублённом изучении синтаксиса простого предложения и включает в себя как теоретический, так и практический материал.

 В основу курса положен материал  элективных курсов «Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания»/автор-составитель Л.М.Серёгина, О.А.Хорт, «Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис.10-11 классы» / автор-состав. Н.М.Божко, а также пособий для учащихся старших классов «Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль общения»/ автор-состав. Т.С.Кудрявцева, О.Ю. Шарапова, «Русский язык: сложные задания и типичные ошибки на централизованном тестировании»/ автор-состав: О.В.Головков.

     Элективный курс «Профилактика синтаксических ошибок» является общим ориентационным, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развивает умение грамотного письма, необходимого каждому социально компетентному человеку.

      Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу не только 8-го класса, но и 9-го (курс предполагает обращение и к сложному предложению). Это важно, так как проблемы, связанные с согласованием, управлением, выбором синтаксических конструкций и их моделированием, вариативности употребления того или иного знака препинания всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.

      Цель данного курса - способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой компетенции и культуры школьника.

      Задачи:

  1. Обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне.
  2.  Развитие мыслительной деятельности, умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции.
  3. Воспитание чувства ответственности, собранности, сознательно отношения к выполнению заданий.

     В курсе обращено внимание на те вопросы, которые недостаточно подобно изложены в учебниках, но без которых невозможно успешно справиться с заданиями  на централизованном тестировании.

     В результате освоения курса учащиеся должны

 знать:

- порядок слов в предложении;

-нормы согласования главных членов предложения, управление при использовании второстепенных членов предложений.

 -правила построения и употребления причастных, деепричастных оборотов;

-типы синтаксических ошибок, связанных с  объединением слов на правах однородных членов, придаточных предложений;

- способы разграничения вводных слов и членов предложения;

-разнотипности частей сложноподчиненного предложения;

-различные комбинации знаков препинания в тексте.

 уметь:

-согласовывать подлежащее и сказуемое;

- правильно выбирать формы прилагательного, глагола, выступающих в роли сказуемых;

- грамотно употреблять предлоги, союзы при однородных членах,  части речи при объединении слов на правах однородных членов предложения;

-различать производителей в предложениях с деепричастным оборотом;

- выбрать оптимальный вариант при комбинации знаков препинания в тексте; - редактировать и моделировать самостоятельно любые синтаксические конструкции.

    Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудности в заданиях и повышение роли самостоятельности  учащихся.

     Выполнение заданий и вопросов практического характера предполагает  приёмы активного наблюдения, исследовательскую работу в парах и группах, решение проблемных ситуаций на языковом материале.

    Формы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, самопроверка и взаимопроверка, индивидуальная работа, конструирование предложений, составление таблиц.

    Планируемые результаты:

В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов:

1. Понимать сложность синтаксиса русского языка.

2. Готовность самостоятельно конструировать, редактировать ту или иную синтаксическую структуру предложения.

3. Повышение языковой компетентности.

Система оценивания:

Зачётная система –качество выполнения проверочных работ не менее 50%.

Содержание курса

Раздел 1. Основные виды подчинения.

Согласование (2ч)

Согласование главных членов предложения. Трудности в согласовании подлежащего и сказуемого, определений.

Управление (2ч)

Многообразие синтаксических отношений. Трудности в употреблении предлогов.

Раздел 2. Простое предложение.

Главные члены предложения (5)

Порядок слов в предложении. Выбор формы имени прилагательного в роли сказуемого. Типы синтаксических ошибок, связанных с нарушением соответствия глаголов по виду и времени. Дублирование подлежащего местоимениями.

Однородные члены предложения (10)

Типы синтаксических ошибок, связанных с  объединением на правах однородных членов слов, обозначающих видовое и родовое понятия, принадлежащих разным частям речи. Объединение в пары не по общему для пары признаку; объединение на правах однородных несопоставимых понятий; объединение на правах однородных простого и придаточного предложений. Трудности использования предлогов, сопоставительных союзов при однородных членах.

Второстепенные члены предложения. Дополнение. (2ч)

Обороты с производными предлогами. Трудности в употреблении дополнений.

Вводные слова (2ч)

Разграничение вводных слов и членов предложений.

Обособленные члены предложений (6ч)

Трудности в построении и обособлении причастных оборотов. Синтаксические ошибки, связанные с построением причастных и деепричастных оборотов.

Сложное предложение (3 ч)

Трудности в употреблении придаточных предложений. Разнотипность частей сложноподчиненных предложений. Редактирование усложнённых синтаксических конструкций.

Раздел 3. Пунктуация.

Пунктуация (2ч)

Комбинации знаков препинания в тексте. Пути выбора оптимального варианта.

                                       

                                      Список использованной литературы:

  1. Н.М.Божко, «Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Удивительное рядом… Практическая фразеология. Беседы о русской стилистике и культуре речи. 10-11 классы» / автор-состав. Н.М.Божко.- Волгоград: Учитель, 2007.
  2.  О.В.Головков, «Русский язык: сложные задания и типичные ошибки на централизованном тестировании»/ автор-состав: О.В.Головков.- 2-е изд.- Минск: ТетраСистемс, 2008
  3. Т.С.Кудрявцева, «Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль общения»/ автор-состав. Т.С.Кудрявцева.- М.: ЮНВЕС.- 1997
  4. Л.М.Серёгина, О.А.Хорт, «Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания»/автор-составитель Л.М.Серёгина, О.А.Хорт.- Волгоград: Учитель, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Рабочая программа курса "Решение задач повышенной сложности в курсе математики 6 кл"

Основная цель изучения курса: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познават...