Проблема сквернословия
классный час (5 класс) на тему

Спирина Алла Федоровна
Воспитатель обязан способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.Создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_skvernosloviya.docx94.61 КБ

Предварительный просмотр:

МКСОУ Починковская СКО школа-интернат VIII вида

C:\Users\spirina.ty\Desktop\Sammy-Griner-635x321.jpg C:\Users\spirina.ty\Desktop\453253.jpg

Воспитатель:

Спирина А.Ф.

2017 год

Цель:

  • Исследовать отношение учащихся и их родителей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде.
  • Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.
  • Создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию среды.

1. Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя беседа посвящена одной из самых важных и в то же время трудных тем. Сегодня мы будем говорить о распространённой среди людей пагубной привычке – сквернословии. Что же такое сквернословие? (Ответы учащихся). Подведём итог сказанному. Итак, сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Само слово “сквернословие” происходит от слова “скверна”.

     Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость? “Велик и могуч русский язык” - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров?

Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

2. История возникновения сквернословия.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью “психовирусы”. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

3. Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

Можно перечислить следующие причины употребления скверных слов:

  • Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.
  • Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.
  • Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.
  • Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.
  • Скверный характер, вредные привычки.
  • Неуважение к окружающим.
  • Отсутствие внутреннего самоконтроля.
  • Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.
  • Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.

4. Опасно ли сквернословие?

Сквернословие стало "нормой" для современного если не носителя "великого и могучего русского языка", так его безропотного "слушателя". Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Почему признают это явление очень опасным:

  • “Культура речи деградирует”.
  • “В лексиконе молодого поколения больше и больше звучит ничего не выражающий, ничего не значащий мат, а также постоянно мутирующий язык сокращенных компьютерных терминов”.
  • “Это ограничивает человека и унижает его достоинство”.
  • “Сквернословие развращает души, особенно тех, кто является невольным слушателем, в том числе детей”.
  • “Как всякая вредная привычка, мат проникает в жизнь человека и делает его зависимым”.
  • “Человек уже не может обходиться без словесного мусора, без слов-связок”.

“Сквернословие опасно. За сквернословие можно схлопотать статью, физические увечья, вражду, отвращение, отказ от общения, игнорирование сквернословца как личности”.

Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Одна из болезней – “копролалия”. Название происходит от греческого “копрос” - кал, грязь и “лалия” - речь. Так в медицине называют болезненное, непреодолимое влечение к циничной, нецензурной брани безо всякого повода. Существует 4 стадии развития болезни: I стадия - человек испытывает стыд, отвращение, брезгливость; II стадия - человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали; III стадия - человек использует эти слова, не замечая этого; IV стадия - уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова. Вот так кажущаяся многим безобидная привычка может постепенно перерасти в серьёзную болезнь.

5. Нужно ли бороться со сквернословием и как?

Нужно ли бороться со сквернословием? Если да, то как? Некоторые считают, что искоренить мат невозможно и бороться со сквернословием бесполезно. Какие же пути борьбы со сквернословием могут быть? Повышение общего уровня грамотности и культуры. Глубокое изучение русского языка и литературы. Воспитание любви к людям. Ужесточение законов, штрафы, цензура. Воспитание примером в семье с малых лет. Пропаганда здорового образа жизни. Наказание хамов презрением.

6. Как борется с матом закон.

Ст. 130 “Оскорбление” УК РФ гласит:

“1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года”.

Ст. 20, ч. 1 “Кодекса РФ об административных правонарушениях”предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

7. Заключительная часть.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.

Л.Н.Толстой писал: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей”.

Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом. “Горе всякому хулителю – поносителю” (из Корана)

 “Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют” (из Библии).

 Завершить нашу беседу хочется стихотворением “Слова” Вадима Шефнера.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

8. Подведение итогов.

Проводится анкетирование (или обсуждение):

  1. Что нового вы узнали сегодня?
  2. Полезен ли был сегодняшний разговор?
  3. Какие выводы вы сделали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему " Сквернословие" 9 класс

1. Эстафета добрых слов. 2. Памятка " Почему нельзя сквернословить?" 3. Антиреклама мату. 4. Заключение....

классный час Грех сквернословия

классный час посвящен проблеме сквернословия ....

Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.

Урок географии  по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...

Устный журнал «Язык. Речь. Проблемы сквернословия»

Материал будет полезен учителям, преподающим курс стилистики и культуры речи, русской словесности. В работе поднимаются вопросы, связанные с проблемой сквернословия, негативной речи, разработаны...

Проблема сквернословия

Проблема сквернословия...