Устный журнал «Язык. Речь. Проблемы сквернословия»
план-конспект урока (11 класс) по теме

Мельникова Татьяна Николаевна

 

Материал будет полезен учителям, преподающим курс стилистики и культуры речи, русской словесности. В работе поднимаются вопросы, связанные с проблемой сквернословия, негативной речи, разработаны основные положения рубрики «Как избавиться от сквернословия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ecnysq_ehyfk.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия станицы Ленинградской Краснодарского края

Устный журнал

«Язык. Речь. Проблемы сквернословия»

(11 класс).

Выполнила

учитель русского языка и литературы

Мельникова

Татьяна Николаевна

2013 год

Аннотация.

Материал будет полезен учителям, преподающим курс стилистики и культуры речи, русской словесности. В работе поднимаются вопросы, связанные с проблемой сквернословия, негативной речи, разработаны основные положения рубрики «Как избавиться от сквернословия».

Устный журнал «Язык. Речь. Проблемы сквернословия» .

Цель:

  1. Повысить языковую культуру учащихся через организацию социально значимых структур;
  2. Понять опасность тотального распространения сквернословия, которое принимает угрожающие черты и формы.

Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Л.Н.Толстой

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Н. Заболоцкий

Древним словом мы с будущим слиты,

Человечество – наш ученик.

Наш круг чтенья – земная орбита,

Наша Родина – русский язык.

Л.Корнилов

Вступительное слово учителя.

Красивая, грамотная речь всегда будет в цене. А как обстоят дела с нашей речью сегодня? Согласимся, что сквернословие охватило сегодня почти все возрасты. Считаю, что нам всем нужно понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы.

Сегодня сквернословие охватило все ипостаси речи: его можно услышать не только от нетрезвого, не только, как утверждал А.И.Солженицын, «при посадке в загородный автобус, но и в задушевных бедах».

Ругательные (плохие) слова сегодня выполняют роль заменителей пауз. Не очень грамотные люди насыщают свою речь бесконечными вот, значит, как бы, так сказать, блин, типа… Но часто случается, что место указанных слов занимают постыдные, грязные слова или их эквиваленты.

Иду как-то с работы, впереди – два второклассника. Беседуют. Но как?! Из уст малолеток, как из рога изобилия, летят…слова и фразы…

Сквернословие… Эту проблему изучают лингвисты, психологи, педагоги, но, к сожалению, пока еще недостаточно, не так пристально, как этого требует сама ситуация.

Бороться с этой национальной бедой сложно. Но что-то нужно делать!

Вопросы, предложенные для обсуждения:

  1. Понятие «стыд». Что это такое?
  2. Говорим о «стыде перед словом». Правы ли мы, утверждая: «Чем больше стыда перед словом, тем лучше речь»?

А. Что такое сквернословие: порок или болезнь?

Б. Сквернословие – печальный знак нашей речи, национальная беда.

В. «Гений и злодейство – две вещи несовместимые». (А.С.Пушкин). А скверное слово – разве это не злодейство?

   3. Как избавиться от сквернословия?

   4. Как сберечь культуру речи? Как быть с теми, кто сквернословит?

Приложение 1.

Комментарий для учителя.

Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и многого стыдиться, потому что он человек. И чем больше этого стыда, тем лучше будет речь.

Стыд перед словом… В языке есть слова, которых нужно стыдиться. Об этом нужно говорить сегодня.

Что такое сквернословие: порок или болезнь? Вопрос этот, по-моему, поставлен не совсем правильно. Так же, как и алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить), - безусловно, порок. А потом постепенно, незаметно сквернословие становится уже болезнью. И человек не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

Не раз приходилось слышать, как, играя в футбол, подростки 12-16 лет общались друг с другом, используя в основном ненормативную лексику.

Сквернословие охватило многие профессии. Когда-то говорили: пьет, как сапожник. Со словом ругается трудно связать конкретную специальность: приходилось, например, слышать, какими «цветами» украшают свою речь молоденькие студентки.

Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, проникают в наше подсознание.

Сквернословие – печальный знак нашей речи. Приезжая на учебу и попадая в студенческие общежития, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что обозначает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут так легко, спокойно, бесстыдно и буднично звучать в речи будущих специалистов.

Сквернословие… Бороться с этой национальной бедой становится все труднее.

Кстати, некоторые писатели, даже когда напрямую пишут о сквернословии, умело шифруют запретные слова. Так, например, рассказ Лиона Измайлова «Случай на фабрике №6», рассказ Леонида Соболева «Индивидуальный подход» целиком посвящены сквернословию, но самого сквернословия в них нет. Так что быть или не быть цензуре решает в конечном счете не общество, не государственные структуры, а внутренний голос самого писателя. «Гений и злодейство – две вещи несовместимые» (А.С.Пушкин). А скверное слово – разве это не злодейство?

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Надежных рецептов здесь нет. Но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

Как избавиться от сквернословия?

(Положения)

  1. Не употреблять плохих слов самому. «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня».
  2. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг (профессиональный, социальный, семейный).
  3. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.
  4. Пресекать сквернословие внутри семьи, класса, группы.
  5. В речевом поведении следует восстанавливать приоритет настоящего времени, приоритет «сегодня». Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее мое слово – мое лучшее слово.
  6. «Не сквернословь…  Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». (Мать Мария).
  7. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри.

Приложение 2

Комментарий для учителя.

Не произноси скверных слов. Защиты тебе не будет. Крыла не будет над тобой. Человеку всегда поможет «небесный кремль», будь только достоин этой помощи. Говорили в древности, что каждое сказанное нами слово «плоть бысть». Внушалось, что «есть весы, на которых будут взвешены все до единого слова наши». А вот совет Иоанна Златоуста: «Если в вас рождается какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова».

А уж если что-то «слетело» с языка, научись просить прощения.

Пусть своеобразным кредо будет фраза (девиз):

«Я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри».

Мы не властны над речь других, но изменить собственную речь мы можем. Наша речь – зеркало, и пусть оно не будет грязным. Привыкайте пользоваться словарями. Кроме словарей к вашим услугам многочисленные справочники, энциклопедии по этике и культуре речи. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте, прежде чем сказать. Черствое, грубое слово, брань могут обидеть и оскорбить человека и принести вам вред.

Использованная литература.

  1. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. Айрис. Пресс. М., Рольф, 2001.
  2. Л.А.Новиков. Искусство слова. М., Педагогика, 1991, изд.2-е.
  3. Е.П.Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Учебное пособие. Краснодар. 2004.
  4. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса. Пособие для учителей. Составитель В.А.Мызина. М., «Просвещение», 1976.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Язык цветов"

Данный материал представляет сосбой разработку праздничного мероприятия, проводимого в рамках занятий кружка "Юный эколог" (для учащихся 5-6 классов)...

« Поговорим о проблемах устной и письменной речи детей»

В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества дошкольников и школьников, имеющих определенные проблемы в устной и письменной речи. Для того, чтобы преодолеть эти трудности необходимо ...

Устный журнал "Язык мой - друг мой".

Сценарий устного журнала для использования во внеклассной работе (6-7 классы)....

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Устный журнал "Язык - к знаниям ключ"

Устный журнал проведен  в рамках предметной недели...

Устный журнал «Язык и речь»

Познавательный материал по русскому языку....

Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стр...