Устный журнал «Язык и речь»
план-конспект по русскому языку на тему

Черкасова Людмила Валентиновна

Познавательный материал по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Устный журнал «Язык и речь»39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Устный журнал «История русского алфавита»  

Структура  занятия: 6 страничек – разделов

  1. Язык мой – друг мой
  2. Язык людей – язык животных
  3. Ты и твоё имя
  4. Письмо, типы письма
  5. Славянская азбука
  6. Игры со словами (кроссворды, загадки, шарады)

1 страница « Язык мой – друг мой»

                                                  Язык

  1. У колокола язык. Колокол без языка нем.
  2. Солдаты были в разведке. Они привели языка.
  3. Вот ботинок, У ботинка – язык

Почему язык можно назвать и другом, и врагом?

Что вы думаете о человеке, который пишет гадости на заборах?

Нужны ли в нашей речи бранные слова?

Какие слова должны быть в нашей речи?

Послушайте стихотворение О.Дриза «Кто я?»  

Мать говорит: «На кого он похож?

Волосы дыбом, не мальчик, а ёж!»

Стоило локтем сестренку задеть,

Крикнул отец: «Неуклюжий медведь!»

Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:

«Да замолчишь ты, горластый петух!»

Спать я сегодня не сразу пошёл,

Дед рассердился: «Упрямый козёл!»

К стене отвернулся и дуюсь молчком –

Того и гляди обзовут индюком!

Всех птиц и зверей принялся вспоминать –

Кем буду я завтра, хотелось бы знать!

                  Вы догадались, почему обиделся мальчик?

Вывод: - будем внимательны к тому, что мы говорим;

                постараемся не обижать никого грубым словом.

2 страница «Язык людей, язык животных»

     Вспомнить сюжет книги Р. Киплинга «Маугли»

     Вопросы: - могут ли говорить животные?

                       - есть ли у них  свой язык?

                       - можно ли научить животных человеческому языку?

                       - может ли человек, попавший с младенчества к животным, самостоятельно

                          научиться человеческой речи?  

                       - как нас понимают животные?

Выводы: - животные могут подавать понятные им сигналы, но настоящего языка у них

                   нет;  

                 - животные не могут произносить слова,  и этого же не может сделать

                    воспитанный вне человеческого общества ребенок.  

    3 страница «Ты и твоё имя»

Попробуйте хоть один день не употреблять в своей речи имён друзей и знакомых.

Вы увидите, что это невозможно. А почему?

Запись на доске:

Волк                          Тихомир                             Вера

Зубр                           Добрыня                            Надежда

Белка                         Светлана                            Любовь

Некрас                       Владимир

Нехорошко               Людмила

Крив                          Владислав

Первуша                    Любомир

Вторак

В первом столбике самые древние имена. Как вы думаете, почему родители так странно называли своих детей?  Очевидно, люди надеялись, что Зубр или Волк. Будет сильным и выносливым, а Белка и Заяц – быстрым и ловким.

А как могли появиться  другие имена из этого столбика?  (Нехорошко – чтобы не сглазили).

Можете догадаться, как возникли имена из второго столбика? А в треьем?

Многие имена пришли из языков соседних народов:

Игорь – Ингвар, Олег – Хельг, Ольга – Хельга (светлая)

Где мы можем узнать, что обозначает ваше имя, откуда оно пришло в наш язык?

Правильно существуют специальные словари личных имен и даже фамилий.

Например:

Адам – древнееврейское: человек из глины

Александр – греческое: защитник людей

Алексей: - греческое: защитник

Анатолий – греческое: восточный

Андрей – греческое: мужественный

Антон – греческое: противник

Виктор – латинское: победитель

Виктория – латинское: победа

Ирина – греческое: мир и покой

Мария – древнееврейское: любимая

Наталия – латинское: природная

В языкознании (науке о языке) есть специальный раздел – ономастика (изучение личных имён).

А как пишутся имена собственные? (с большой буквы).

Попробуйте отгадать ребусы: Я                  ша

                                                  ----                ------

                                                  НА                  та

Какие слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному и почему?                              --- На виду честного люда трусит с горки ехать Люда.

- А у Сани, а у Сани с горки сани едут сами.

- Собирала Маргаритка маргаритки на горе.

Попробуйте сами составить предложения с парами слов:

Роза – роза         Роман – роман          Серёжка – серёжка

Вывод:

- имена собственные пришли в нашу речь из древнерусского языка и заимствованы  из .иностранных языков.

4 страница «Письмо и типы письма»

Рассмотрим на иллюстрациях типы письма:  клинопись, египетские и китайские иероглифы, арабская вязь.

Корни письменности уходят в глубокую древность. Родина иероглифов – Древний Восток: Египет, Китай, Малая Азия. До наших дней дошла сохранилась только китайская система иероглифического письма.

Буквенное письмо – это совершенно особый вид письма. В нём звукам соответствуют буквы или их сочетание. Из букв мы складываем слоги, из слогов образуется слово.

Но даже и при этом виде письма народы пишут по-разному: справа налево (арабское письмо) или слева направо (как мы с вами).

5 страница «Славянская азбука»

Вы уже знаете, как у нас появилась своя азбука.

Почему совокупность русских букв называется азбукой?

Кто изобрёл её?

Как называется язык, которым были написаны первые церковные книги для славян?

Давайте прочитаем названия древних русских букв ( карточки).

Каких букв нет в современном русском языке?

Какой праздник мы отмечаем 24 мая?  (День славянской письменности).

Где в Смоленске находится улица, названная в честь Кирилла и Мефодия?

6 страница «Иры со словами»

А сейчас мы отдохнём и поиграем словами.

Существует много таких игр: шарады, ребусы, кроссворды.

Сегодня мы с вами узнаем историю создания кроссворда.

      Кроссворд – от слов кросс (длительный) и ворд (слово).Это игра – задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.

      Составителем первого кроссворда, опубликованного в газете Нью-Йорка 21 декабря 1913 года был английский журналист, эмигрировавший в Америку.

       А один из первых кроссвордов был составлен в тюрьме жителем Кейптауна (ЮАР), который угодил на три года за решётку, став виновником авиакатастрофы. От скуки он придумывал слова и вписывал их в половую плитку , а затем переписал их на бумагу и послал в местную газету.

         Такова история создания кроссворда. Теперь они постоянно появляются в газетах и журналах и даже выходят отдельными сборниками.

          Попробуем с вами разгадать предложенный кроссворд.

Дома попробуйте составить с родителями свой кроссворд на тему «Школа».

                      Итог занятия

  1. Назвать страницы устного журнала
  2. Фронтальный опрос по каждой странице
  3. Отметить активных участников
  4. Обобщить полученные знания
  5. Почему мы изучаем наш родной язык?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Язык цветов"

Данный материал представляет сосбой разработку праздничного мероприятия, проводимого в рамках занятий кружка "Юный эколог" (для учащихся 5-6 классов)...

Устный журнал "Язык мой - друг мой".

Сценарий устного журнала для использования во внеклассной работе (6-7 классы)....

Устный журнал «Язык. Речь. Проблемы сквернословия»

Материал будет полезен учителям, преподающим курс стилистики и культуры речи, русской словесности. В работе поднимаются вопросы, связанные с проблемой сквернословия, негативной речи, разработаны...

Устный журнал "Язык - к знаниям ключ"

Устный журнал проведен  в рамках предметной недели...

Устный журнал по русскому языку "Уважайте родную речь"

На 10 страницах устного журнала дети учатся правильно ставить ударения, вежливо общаться между собой в повседневной жизни, им в игровой форме прививается любовь и уважение к русскому языку....

Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...

Презентация Устного журнала по культуре речи "Учимся говорить по-русски"

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Маленьких детей учат говорить: правильно произносить первые звуки, слова, строить предложения.Становясь в...