Устный журнал по русскому языку "Уважайте родную речь"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Денисова Наталья Алексеевна

На 10 страницах устного журнала дети учатся правильно ставить ударения, вежливо общаться между собой в повседневной жизни, им в игровой форме прививается любовь и уважение к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_dlya_uchashchikhsya_6_klassa.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

              Устный журнал для  учащихся 6 класса

                      «Уважайте  родную речь»                     (подготовила Денисова Н.А.)

Цель: учить  правильно  говорить, стимулировать  познавательную активность  учащихся, воспитывать любовь  и  уважение  к  родному  языку.

                                Ход  мероприятия.

1страничка. Вступительное  слово учителя.

Добрый  день, ребята! Сегодня  мы  проводим  устный  журнал на  тему: « Уважайте  родную речь». И  начать  наше  мероприятие мне  хочется  с древней  легенды:

«Знаменитый  баснописец Древней Греции  Эзоп  был рабом  философа  Ксанфа. Однажды  Ксанф  захотел  пригласить гостей  и  приказал  Эзопу  приготовить  самое  лучшее.  Эзоп  купил  языки  и  приготовил  из  них  три  блюда. Эзоп  спросил,  почему Эзоп  подаёт  только  языки.  Эзоп  ответил: «Ты  велел  купить  самое  лучшее. А  что  может  быть  на  свете  лучше  языка!  При  помощи  языка  строятся  города,  развивается  культура  народов. При  помощи  языка  мы  изучаем  науки  и  получаем  знания, при  помощи  языка  люди  могут  объясняться  друг  с  другом,  решать  различные  вопросы,  просить,  приветствовать,  мириться, давать, получать, выполнять  просьбы,  вдохновлять  на  подвиги,  выражать  радость, ласку, объясняться  в  любви. Поэтому  нужно  думать,  что  нет  ничего  лучше  языка.

Такое  рассуждение  пришлось  по  сердцу  Ксанфу  и  его  гостям.

  В другой  раз  Ксанф  распорядился,  чтобы  Эзоп  приобрёл  к  обеду  самое  худшее. Эзоп  опять  пошёл  покупать  языки.  Все  удивились  этому.

Тогда  Эзоп  начал  объяснять  Ксанфу: «Ты  велел  мне  сыскать  самое  худшее. А что  на  свете  хуже  языка? Посредством  языка  люди  огорчают  и  разочаровывают  друг  друга, посредством  языка  можно  лицемерить,  лгать, обманывать, хитрить,  ссориться. Язык  может  сделать  людей  врагами,  он  может  вызвать войну,  он  приказывает  разрушать  города  и даже  целые  государства, он  может  вносить  в  нашу  жизнь горе  и  зло, предавать,  оскорблять. Может  ли  быть  что-нибудь  хуже  языка?!»

 Предание  гласит, что  не  всем  гостям  было  приятно  слышать  этот ответ Эзопа…

 - Почему  Эзоп  в  одном  случае  говорит,  что  лучше языка  нет  ничего на  свете,  а  в  другом  утверждает, что  язык- это  самое  худшее? Как  понять  это  противоречие? От  кого  это  завист?

Мы,  ребята,  изучаем  русский  язык,  но  как  мы  его  ещё  плохо  знаем,  порой  относимся  к  нему  небрежно, искажаем  слова,  неправильно  ставим  ударения  и  даже  бранимся.

А  ведь  русский  язык – это  один  из богатейших  языков  мира, один  из  красивейших  языков  мира. Он  обладает  выразительностью  и  гибкостью. Певучестью  и  музыкальностью. Это  язык  таких  мастеров  слова  как  Пушкин  и  Лермонтов, Гоголь  и  Тургенев, Толстой  и  Шолохов.  Мы  учимся  у  этих  писателей  тому,  как  надо  говорить  и  писать,  как  много  надо  трудиться,  чтобы  найти  нужное  слово. О  русском  языке  много  высказываний. Давайте  с  ними  познакомимся.

2страничка. Знакомство  с  высказываниями  русских писателей  о  языке.

а) «Русский  народ  создал  русский  язык…Яркий  как  радуга,  вслед  весеннему  ливню,  меткий,  как  стрелы,  задушевный,  как  песня  над  колыбелью,  певучий  и  богатый»…    (Алексей  Толстой)

  б) «Дивишься  драгоценности  нашего языка: что  ни  звук,  то  и  подарок:  всё  зернисто, крупно, как  сам  жемчуг,  и  право, иное  названье  драгоценнее  самой  вещи»      (Н.В.Гоголь)

 в) «Язык – наш меч, наш  свет, наша  любовь, наша  гордость». (К.Паустовский)

г) «Тот,  кто  жизнью  живёт  настоящей,

                    Кто  к  поэзии  с  детства  привык,

                    Вечно  верует  в  животворящий

                   Полный  разума  русский  язык».   (Н.Заболоцкий)

- С  чем  сравнивают  писатели русский  язык?

       

3страничка. Стихотворение  С.Васильева «Русский  язык»  (читает  ученик)

            Никто  из  моих  земляков  не  забудет

Твёрдость  русского языка.

По  болотам, горам  и  чащам,

Сквозь  удары  бессчетных  гроз

В  гневном сердце  кровоточащем

Я  российский  язык  пронёс.

Стужа  ль  жгла.

Дожди  ль  моросили,

Забывая  и  боль,  и грусть,

Как  молитву,  язык  России

Я  заучивал  наизусть.

В  нём,  мне кажется,  от  природы,

Как  в  живительном  корне,  есть

Свежесть  совести,

Сок  свободы,

Благородство, размах  и  честь.

Беспримерный  язык!

Недаром

Пушкин  думал  на  нём  и  творил,

И  недаром  на  нём,  на  яром

Наш  народ  всегда  говорил.

4 страничка. «Говори  правильно»

Мы  должны  бережно  обращаться  с  родным  языком, правильно  и  точно  подбирать  слова. А  в  школе,  особенно  в  перемену,  можно  услышать  слова: «заткнись», «овца», «заглохни», «косёт»  и  т.д. всё  чаще  в  вашей  речи  стали  звучать  бранные выражения.  Я  сейчас  буду  называть  слова,  а  вы  их  исправляйте.

       

Ндравится

Обуётся

Съел  яблок

Плюдается

Скоронился

Проздравить

Моё  фамилие

Нет  местов

Хочут

Лягишь

ездию

Нравится

Обувается

Съел  яблоко (ср.р.)

Плюётся

Спрятался

Поздравить

Моя  фамилия (ж.р.)

Нет  мест

Хотят

Ляжешь

езжу

 5страничка. Сценка «Разговор  на  перемене»

- Коля,  ты  пойдёшь  сегодня  в  кино?

-Ага.

-А  ты  купил  уже  билеты?

-Ага.

-Я  тоже  пойду  с  тобой  в  кино.

-Ага.

-А  Серёжка, твой  друг, тоже  идёт?

-Ага.

-Что  не  нравится  вам  в  их  разговоре? Послушайте,  как  надо  говорить  друг  с  другом.

- Коля,  ты  пойдёшь  сегодня  в  кино?

-Пойду.

-А  ты  купил  уже  билеты?

-Конечно, купил.

-Я  тоже  пойду  с  тобой  в  кино.

-Пожалуйста.

-А  Серёжка, твой  друг, тоже  идёт?

-Да.

  6 страничка. Как  правильно  поставить ударение? (отвечают  ученики)

Случай  или  случай

Процент  или  процент

Портфель  или  портфель

Квартал  или  квартал

Туфля или  туфля

Августовский  или  августовский

Километр  или  километр

Центнер  или  центнер

Баловать  или баловать

Красивее  или  красивее  ?

7 страничка.А  сейчас  послушайте  шуточное  стихотворение  «Рассказ  школьного  портфеля»

           (читает  ученик)

Знакомьтесь: Петя. Мой  сосед.

Ему  уже  12 лет.

Но  говорит  он  до  сих  пор  

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор» входит  в  кабинет…»

«Закрыт  магазин  на  обед…»

«Хозяйка  моет  стаканы…»

«Секёт  свеклу»,

«Пекёт  блины»…

И до  меня  дошёл  черёд:

Портфель  он  портфелем  зовёт.

Но  мне  не  зря  «Родную  речь»

Судьбой  доверено  беречь.

И  я  придумал  не  шутя:

Пусть  и  его  зовут  «Петя».

-Петя!- несётся  со  двора,-

Тебе  домой  идти  пора!

-Не  трогай  малыша, Петя,

Ведь  ты  большой, а он  дитя!

«Петя» обижен  на  ребят:

- Скажите,  в  чём  я  виноват?

Я не  ругался,  не  грубил

И  никого  не  оскорбил.

За  что  же  среди  бела  дня

Отняли  имя  у  меня?

Ребята! Кто  из  вас  не прочь

Несчастному  «Пете» помочь,

Чтобы  мальчишка  смог  опять

Обыкновенным  Петей  стать.

Как  же  Пете  стать  Петей?

Надо  научиться  правильно  ставить  ударения  и правильно  произносить  слова:

Коридор, портфель,  сечёт свёклу, печёт  блины.

8страничка  Разговор  в  автобусе.

 Часто  можно  слышать, когда  автобус  останавливается:

- Вы  сходите  на  следующей  остановке?

-Нет,  не  схожу.

-Пропустите  меня, я  схожу.

Разговор  идёт  неверно. Нельзя  говорить: «Схожу  на  остановке».

Надо  говорить: «Я  выхожу  на  следующей  остановке»   или  

                               -Вы  выходите?

                               -Выхожу.

9страничка. Злые  и  добрые слова.

Поведение  человека  разнообразно. Речь-это  тоже  поведение. Часто  приходится  в  жизни  сталкиваться  с  бранными, хулиганскими,  пошлыми  словами,  сквернословием  и  не  только  в  адрес  учеников,  но  иногда  и  в  адрес  старших. Оправдания  таким  ребятам  нет.  Ругаться  плохими  словами, говорить  их  в  адрес  человека – это  значит  унижать  и  оскорблять  его,  это  плевок  в душу,  это  трусливый  и  подлый  поступок.  Вот почему  мы  должны  сначала  подумать,  прежде  чем  сказать  что-то  и  главное – сдержать себя,  если  плохое  слово  хочет  вырваться. Недаром  говориться: «Слово  голубит,  слово  и  губит». Пусть же  в  нашей  жизни  будет  побольше  добрых  слов,  сказанных  добрым  людям.

Стихотворение  Ангелины  Булычёвой  «Добрые  слова». (читает  ученик)

Пусть  качаюсь в  солнечном  порту,

Кораблём  со  счастьем  на  борту.

Пусть, как  птица  весточку  во  рту

Людям  приношу  я  доброту.

Есть на свете  горькие  слова,

Очень  справедливые  слова.

Пусть  их  скажет  друг  и  скажет  брат,

Пусть  другие  их  не  говорят.

Есть,  как  хлыст,  свистящие  слова.

Скажут  их - и  устоишь  едва.

Есть  такие  злобные  слова!

Скажут их  и  напрочь  голова.

Скажут  их – и  чёрен  белый  свет.

Ни  весны  ни песен больше нет.

Пусть улыбки  под  ноги падут.

…Кланяется  крана  голова,

Выгружая  в солнечном  порту,

С  корабля  со  счастьем на борту

Добрым  людям добрые  слова.

10страничка  Итоги  журнала.

-  Давайте  подведём итоги  нашего  устного  журнала.  Как  вы  думаете,  зачем  мы  его  провели?  Над  чем  мы  должны  задуматься?

 Запомните   правила:

1.следите за  своей  речью.

         2. не  употребляйте  бранных  и  грубых  слов.

         3.правильно  ставьте  ударения  в  словах.

         4. пользуйтесь  словарями.

         5.говорите  больше  добрых  слов.

         6. выучите  пословицы:

                                               * «Сначала  подумай – потом  говори»

                                       * «Сказанное  слово  не  воротишь»

                                       * «Слово  не  воробей: вылетит – не поймаешь»

                                       * «Лучше  ногой  запнуться, чем языком»

                                       * «Человек,  не  умеющий  ходить, портит  дорогу,  а              

                                            не умеющий  говорить – портит  речь»

                                 Будем,  друзья,  

                                 Уважать  и  беречь

                                 Родную, великую

                                 Русскую  речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал по русскому языку "С поклоном к русскому языку"

Устный журнал - один из видов информационной работы по русскому языку. Можно создать такие страницы журнала, которые будут содержать материал урока на определенную тему, "разгрузочные" ( игровые) стра...

Устный журнал "Великое русское слово"

Методическая разработка по русскому языку в рамках реализации ФГОС....

Устный журнал "Традиции русской кухни"

Внеклассное мероприятие проведено в рамках предметной недели по технологии. Форма проведения - устный журнал.  Цель - знакомство с традиционными блюдами  русской кухни и их значением в русск...

Устный журнал "Любитель русского слова"

Устный журнал был подготовлен и проведён учащимися 7 класса в МБОУ "Агибаловская СШ" на основе работы над информационным проектом "В.И.Даль"...

Устный журнал "Отец русской авиации", посвящённый 170-летию Жуковского Николая Егоровича

Устный журнал «Отец русской авиации»,посвящённый 170-летию Жуковского Николая Егоровича (1847-1921) - русского ученого и конструктора. Презентация к мероприятию и сценарий (в сценарии...

Устный журнал «Слава русскому языку!» Внеклассное мероприятие по родному русскому языку.

Устный журнал  «Слава русскому языку!»Внеклассное мероприятие по родному русскому языку в рамках предметной недели для учащихся 6-8 классов...

Устный журнал, посвященный Международному дню родного языка

Мероприятие проведено для 5 классов в рамках предметной недели, приуроченной к Международному дню родного языка....