Устный журнал "Традиции русской кухни"
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие проведено в рамках предметной недели по технологии. Форма проведения - устный журнал.  Цель - знакомство с традиционными блюдами  русской кухни и их значением в русской культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_traditsii_russkoy_kuhni.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КУХНИ»

5 классы

Учитель технологии Гажала О.А.

Цель:

- познакомить с традициями русской кухни;

- развивать навыки сервировки стола, умение встречать гостей

- воспитывать бережливость, внимание к окружающим, любовь к отечественной культуре.

Ход мероприятия.

Выходят ведущие журнала: Хозяин и хозяйка.

Хозяин ( обращается к зрителям). Здравствуйте гости дорогие!

Хозяйка. Рады вас видеть в нашем доме.

Хозяин. Позвали мы вас не просто так. Хотим вас угостить блюдами старинными.

Хозяйка. Итак, страничка первая – « Застольная»

Под веселую народную мелодию выходит на сцену Иванушка, потягивается, садится за стол.

Иванушка. Мамка, чего – то завтракать охота.

Хозяйка. Ох  и долго же ты спишь, Иванушка.

Иванушка. А чего?

Хозяйка. А завтрак – то проспал.

Иванушка. Ну и ладно. Пойду еще посплю.

Хозяйка.( обращается к зрителям). У русского человека день начинается с завтрака. Само название  его указывает на время – происходит оно от слова «заутро», то есть рано утром. Время это определялось началом работ в соответствии с сельскохозяйственным календарем. Обычно завтракали в крестьянских семьях до восхода солнца.

   Вторым приемом пищи являлся обед. Корень этого слова «ед» указывает на то, что это основная еда. Время его определялось положением солнца на небосводе – полдень, иногда и теперь, это время называют обеденным.

   Происхождение слова « ужин» неясно, но большинство ученых считает, что произошло оно от корня «юг». Дело в том, что «ю» часто переходит в «у», а «г» в «ж», и от корня «юг» или «уж» произошло название еды после полдня.

  В ряде славянских  языков ужин называют « вечеря», то есть вечерняя еда.

Распределение рациона питания по этим приемам пищи характеризует пословица: « завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу», то есть завтрак и обед должны быть плотными, а ужин – легким. Эта традиция характерна для стран с холодным и умеренным климатом.

Хозяйка.   Заболталась я с вами. А уже пора обед собирать. А пока я буду стряпать да на стол накрывать, послушайте ребятки, об особенностях русского застолья.

   Звучит народная мелодия. Выходит группа участников в народных костюмах, в руках у них блюда с кушаниями. Они по очереди рассказывают о традициях застолья, показывая свои блюда.

 1 участник. Характерной особенностью русского застолья всегда были традиционные блюда, соответствующие поводу, по которому собрались гости.

2 участник. Так, на свадьбах подавали курники, жениха кормили яичницей.

3 участник. На крестинах отца угощали пересоленной « бабиной кашей», чтобы знал, каково жене было рожать.

4 участник. На поминках подавали блины, кутью, кисель.

5 участник. Совершенно различны были угощения на весенних, осенних и зимних праздниках. Например ,в весенние праздники подавали яйца, блюда из творога и т.д. , в Новый год – сладкую кашу из пшенички. Пирог был обязательной принадлежностью именинного стола, блины, пряники и различные печенья – Масленицы и т.д.

1 участник. Многие праздничные пиры строго регламинтировались. Вот, например. Образец свободного меню: «каравай, пряники, коврижки, маковники ,пироги (« рыбники» и  «мясные»); жареные баранина, гуси, поросята; каша гречневая или ячневая; орехи, клюква, брусника, яблоки ( моченые и свежие) грибы ( соленые и маринованные), капуста квашенная.

2 участник. В семье всем известного русского писателя Л.Н.Толстого особой любовью пользовался « анковский» пирог , рецепт которого им сообщил врач С.А.Берс, узнавший его от профессора анке. Пирог этот подавали на всех праздничных и званых обедах. Поэтому даже весь уклад жизни в Ясной поляне, называли « анковским пирогом». Вспомним, что таким же традиционным блюдом в семье Вульфов в Тригоргском был яблочный пирог, а всемье художника И.Е.Репина – суп из дикорастущих трав и т.д. По воспоминаниям современников сам А.Н.Толстой описывал приготовление печеной картошки так « Ты ее сначала помой, потом мокрую посоли – и в духовку, шкурка сморщится, хрустит- хороша!»

3 участник. Традиции стола соблюдались строго, не в пример нашим сегодняшним праздничным застольям, которые стали безликими и однообразными. Трудно бывает отличить меню свадебного обеда от меню юбилейного застолья, новогоднего стола от первомайского!

Традиционные блюда создаются не только в определенных областях страны, но часто и в отдельных семьях, и ими годятся добрые русские хозяйки до сих пор.

4 участник. Много находим мы описаний таких семейных блюд в литературных произведениях, воспоминаниях современников и домашних рукописных кулинарных книгах. Такие книги велись раньше во многих семьях. В мемориальном музее « Дача А.С. Пушкина»

раньше во многих семьях. В мемориальном музее « Дача А.С. Пушкина» (дом Китаевой в г. Пушкина) хранится поваренная книга Натальи Николаевны Пушкиной. Вела такую книгу и С.А.Толстая, некоторые рецепты из которой опубликовал В. Котенков в журнале « Общественное питание».

Выступающие уходят ставя на стол свои блюда.

Хозяйка  Вот и стол накрыт, а мой хозяин что – то задерживается. Ну да ладно, я вам пока про старинную посуду расскажу.

Страничка вторая – « Ярморочная». Почему « Ярморочная»? А потому, детки дорогие, что раньше посуду можно было купить на ярмарке. Чего там только не было! Вот послушайте и посмотрите. Рассказ  иллюстрируется показом слайдов или фильма о старинной посуде.

   Садясь за праздничный стол, накрытый белоснежной скатертью, красиво сервированный, беря в руки стакан или вилку, мы не думаем о том , что каждый предмет имеет свою историю, что потребовалось много веков, чтобы создать его, придать ему удобную, простую и красивую  форму. Не задумываемся над тем, почему изогнуты зубцы вилок, почему ножи имеют такую форму, а не иную, почему чашка имеет ручку, а у пиал их нет, наконец, почему привычные предметы сервировки называются так, а не иначе.

    Мы ходим в музеи и на выставки, чтобы полюбоваться чудесной керамикой гжельских мастеров, горящей золотом хохломой, яркой росписью жостовских подносов, а на столах наших редко можно увидеть эти чудесные произведения народных умельцев. Поэтому давайте немного вспомним о традиционном убранстве столов наших дедов. Вот Описание сервировки пира в богатом доме Киевской Руси: « На столе стояли ендовы с вином заморским, братины с медами, стопы, чарки и чаши. Гости корцами и скобкарями черпали меды с братии. Слуги подавали вино из корчаг».

   Много ли поймет в этом описании современный читатель?. Старинные ендовы уступали место неустойчивым графинам. Ендова, или яндова, известна еще со времен Древней Руси и служила для подачи на стол браги, медов, вина и пива. Делали ее из дерева, металла и обычно украшали росписью или чеканкой. Были ендовы и глиняные. Для ендовы характерна приземистая, устойчивая форма с узким, длинным открытым сверху носиком – желобком. Такой сосуд случайно не перевернешь. Мягкие, округлые очертания, отсутствие мелких деталей придавали ендове торжественный, солидный вид. Объем ее мог быть различный – от штофа (1.2 л) до ведра, так что в зависимости от числа гостей можно было и подобрать ендову; чтобы ее содержимого хватило на всех.

    Забавна история слова « графин». Гирафом некогда арабы называли длинную и высокую меру сыпучих тел, поэтому и самых длинношеих животных называли гирафами ( позднее жирафами). От слова « гираф» произошло и название арабских кубков гураф, затем попало это название в Испанию, Францию, Германию и, наконец, в Россию.

   За столь долгий путь превратился гираф в карафин, затем и в графин.

   Всю старинную столовую посуду отличала устойчивость, отсутствие высоких ножек. Такова была и братина – старинный сосуд для подачи меда.

       Одним из самых  древних предметов сервировки были ковши. В разных местах нашей страны они имели самые различные названия : корцы, налевки, черпаки, скобкари  и т.д. Ковши служили не только посудой, но и украшением стола и жилищ. Так же, как и кубки, примерно с 15 – 17 вв. ковши из кости, серебра и золота стали употреблять в качестве памятных подарков.

    Однако было и иначе: предметы сервировки теряли декоративный характер и становились предметами повседневного обихода. Такая судьба постигла корчаги. В Киевской Руси в 10 -  12 вв.

  Корчаги называли сосуды для хранения и перевозки вина, ароматических масел и других ценных продуктов. Это были сосуды типа амфор с округлыми формами, их снабжали декоративными орнаментами, надписями и рисунками. Постепенно характер и название их менялись, и они превратились в большие глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом. Еще и теперь в таких корчагах квасят тесто, парят черемуху и рябину и т.д.

   Родиной металлических расписных подносов, вероятно, был Нижний Тагил, где в середине 18в. Возникло на фабриках Демидова производство лакированных подносов с цветной росписью. Подносы эти отличались разнообразием форм. Делали их круглыми, овальными, четырех – и треугольными и т.д.  Первоначальная « картинная» роспись уральских подносов сменилась « цветочной», близкой к росписи предметов крестьянского быта Сибири и Урала. Роспись велась по красно – коричневому фону. В деревне Жостово возникло « Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов…»

     Основной росписи жостовских подносов стал яркий букет цветов на черном лаковом поле.

Сосуд для кваса – квасник – характерен исключительно для русской столовой кухни. Сосуд  этот своеобразен – имеет дисковидное плоское тулово, зачастую со сквозным отверстием в середине, горловина его оканчивается воронкой, массивное тулово подчеркивается изгибом ручки и носика.

   Прежде всего обращает на себя внимание плоское в виде диска тулово. Этому есть причина:  плоские сосуды занимали меньше места при установке их на полках в ледниках. Воронка тоже нужна: на нее клали ткань и цедили квас из бочек. Наконец, отверстие в центре диска тоже необходимо. Дело в том, что при такой форме тулово хорошо продувалось холодным воздухом ледника и быстро охлаждалось. Конечно, мыть такие квасники было трудно, но это окупалось остальными достоинствами.

    Эти сосуды были прекрасным украшением жилища, и для них делались специальные полки в жилых комнатах. Как же мог появиться такой сосуд? Считается, что появился у нас квасник в конце в конце 17в. И впервые встречается среди керамических изделий Гжели. Действительно, гжельские мастерские с 1770 по 1780г. Выпускали квасники, украшенные росписью и скульптурными композициями у основания горловины. Обычно это были сцены охоты, битв и реже – жанровые сюжеты. Позднее рисунок гжельских квасников упростился: скульптурные композиции исчезли и осталась только роспись .Трудно поверить, чтобы до 17в. На Руси не было квасников

Столы делали в старину особо: массивными, устойчивыми. Место их в жилом помещении было строго определено – в красном углу, по стенам крепились скамьи, и около них становился стол.

ов. Они, конечно, были и даже упоминаются в « Домострое», но форму их мы не знаем.

     Столешница делалась толстой, чисто выстругивалась и по мере загрязнения выскабливалась.

Скатерти появились очень давно: уже на миниатюрах 15в. Изображены скатерти , ножи и ложки.

Салфетки, хотя они известны были еще древним римлянам, а в Европе получили распространение в 15в., в России появились только при Петре 1. Первоначально подавали их только знатным гостям. Поскольку салфетки были нами заимствованы, то и название за ними сохранилось чужеземное, перешедшее из немецкого языка. Немцы же заимствовали его у итальянцев и французов.

       Иногда заимствованы предметы сервировки сразу же получали русское название. Так было и с вилкой. Это и понятно – уж очень она похожа была на вилы, древний предмет крестьянского быта.

 Вилка получила широкое распространение в 18в., и ярким пропагандистом ее был Петр 1. Правда, есть основания считать, что появились они много раньше ( деревянные и костяные), но еще в 18в. они были редкостью. Иностранные гости писали об обычаях стола того времени: «За обедом для каждого гостя кладут на стол ложку и хлеб, а тарелку, салфетку, нож и вилку кладут только для почетных гостей»

   Ложки вошли в обиход давно, так как есть жидкие блюда без них было нельзя Известно употребление ложек из дерева и серебра еще в 10 в. Недаром А.Никитин в своих записках (1466 – 1472гг) был удивлен тем, что в Индии «…ножа не  держат, лжицы( ложка для раздачи) не знают. Постепенно форма, размер вилок, ножей и ложек изменялись и диффиринцировались по их назначению. Появились ложки обеденные, чайные, кофейные, десертные; вилки – закусочные, для мяса, для рыбы, целый комплект ножей и т.д.

Во время рассказа появляется Хозяин, садится в сторонке, слушает. Хозяйка заканчивает рассказ, замечает Хозяина.

  Хозяин. Складно говоришь, Хозяюшка .Только одними рассказами сыт не будешь.

Хозяйка.  А у меня все уже готово к обеду. Сейчас щи горячие из печи достану.

Хозяин. Щи – это хорошо. Страничка третья. – «Про щи» .( Обращаясь к зрителям.)скажите, а в вашей семье мама готовит щи? А как часто? Видите, щи – очень распространенное блюдо. Его готовит все население России. Щи распространены а Архангельской, Вологодской, Орловской, Новгородской областях на Урале и в Сибири.

  Только на юге отдают предпочтение борщам, свекольникам. Однако и там с удовольствием едят щи из свежей капусты, только кислые щи не завоевали симпатию у южан. Между тем на севере России именно щи из квашенной капусты занимают центральное место в перечне национальных супов. Ассортимент щей разнообразен: щи из свежей капусты, щи суточные ( с квашенной капустой), зеленые щи ( из щавеля и крапивы), щи уральские ( с перловой крупой), щи донские ( с рыбой), щи невские ( с грибами).., а всего около 60 рецептов.

 Щи были и остаются повседневным блюдом семейного стола нашего народа. Недаром А.С.Пушкин писал:

                             Мой идеал теперь – хозяйка,

                              Мои желания –покой,

                              Да щей горшок,

                              Да сам большой…

  Народ тоже сложил о щах много пословиц, поговорок. Вникая в их суть, мы узнаем много информации о блюде, о его значении, о любви и популярности щей среди разных людей.

    - А вы знаете пословицы и поговорки о щах?

Чтобы было веселее, проведем конкурс « Кто знает больше пословиц о любимом кушанье». Победитель определяется после подсчета кружков, которые буду давать за пословицу каждому. Условие – говорить поочередно и не повторяться в ответах. Итак, начали.

    - От щей добрые люди не уходят.

   - Отец  родной надоест – щи не надоедят.

   - Один мосол во щах не варят.

   - Щами мир стоит.

   - Гостю щей не жалей, а погуще лей.

   - Где щи, тут же и нас ищи.

   - Щи всему обеду голова.

   - Где щи да каша – там и место наше.

   - Те щи худо хлебаются, которые несколько раз разогреваются.

   - Голодному Федоту, любые щи в охоту.

   - Не дело дектем щи белить, на то есть сметана.

   - Живем не мотаем, пустых щей не хлебаем.

   - Хоть сверчок в горшок, а все наваром бывает.

   - Щи не щи, а рот полощи.

   - Тех же щей , да похлеще лей.

   - Щи – хоть голову полощи.

   - Щи да капуста лихого не пустят.

   - Щи да каша – мать наша.

   - Щи поел – словно шубу надел.

   - Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что вкусно щи варит.

   - Щи хоть кнутом хлещи, а мяса не найти.

   - Кипятите щи, чтобы гости шли. Определяем победителя.( в подарок сувенир)

       Щи на Руси ели все…В старинной книге « Домострой» написано, что щи были  « в меню простых людей в ужины, обеды, в посты и мясоеды, в будни и в праздники». А помните, как Герасим, прощаясь с Му – му, прежде чем расстаться с любимой собакой, налил ей миску щей и ласково накормил перед расставанием? Простой народ уважал щи.  Сподвижник Петра1 Нартов писал о государе, что кушанья его были: « кислые щи, студни, каши». С появлением трактиров щи стали основными жидкими блюдами в их меню. Затем щи перешли в рестораны русской кухни и до сих пор являются фирменным блюдом многих из них. Чем  объяснить причину популярности щей? Их три:

  1. Историческая доступность. Капуста – наш российский овощ, росший на нашей земле всегда и везде, его знали и умели  сохранить – квасили с древних времен, и этот овощ был в хозяйстве круглый год.
  2. Простота приготовления
  3. Высокие вкусовые качества, которые  не только остаются при хранении в течении дня, но даже повышаются при повторном кипячении, что подтверждается блюдом –  «суточные щи».

Входит Хозяйка.

 Хозяйка.

Вот и щи подоспели. Милости просим к столу.

Хозяин садится за стол. Занавес закрывается. Хозяйка выходит из – за кулис.

Хозяйка. Пока мой Хозяин обедает, я вас с учеными ребятами познакомлю, они вам все о пользе щей расскажут и об их истории.

Сообщение « Питательная ценность щей».

Отвары капусты и других овощей имеют способность повышать аппетит. Эту роль выполняет и молочная кислота капусты, возбуждая деятельность пищеварительных желез. Отвары мяса, рыбы, коренья, лук, пряности также способствуют пищеварению, так как содержат экстрактивные вещества.

Очень ценен минеральный состав блюда – щей. В нем большое количество солей калия, кальция в сочетании с фосфором, натрием и другими щелочными элементами. Которых мало в других продуктах. Зимой и летом щи являются источником витаминов. Особенно витамина С, фолиевой кислоты и каротина. После варки в щах сохраняется 60% витамина с.А мясо, рыба, картофель делают щи высококалорийным продуктом.

История названия – щи

Щи занимают особое место в русской кухне. Историки считают, что щи были известны задолго до крещения Руси.  Щами называли практически все похлебки. Историки 16века донесли до нас такие названия6шти, шти капустны, шти борщевы, шти ребгяны. Позднее под щами стали подразумевать только капустные похлебки.

   Щи – квас.  

До начала 20 века односложным словом « щи» обозначали не только суп, но и особый очень кислый квас. В книге В.А.Гиляровского написано, что « этот напиток так газирован, что его приходилось закупоривать в шампанку, а то всякую бутылку разорвет». В летнее время свежую капусту тушили с добавлением таких  «кислых щей».

 Блюда и добавки к щам.

   В старину щи принято было подавать с мясными пирожками или кулебякой, с рассыпчатой гречневой кашей или крупеником, с яйцами, с картофельными запеканками, расстегаями, ватрушками. Н.В.Гоголь, большой  знаток русской кухни, приводит описание « няни» известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгами и ножками. От таких добавок пищевая ценность щей повышается многократно, и они дополняют состав щей.

 Замороженные щи.

Без щей русский человек не в состоянии был прожить и дня. Даже во Францию  ездили со своими щами. Это было возможно по хорошему морозу. Когда – то , во время езды на почтовых лошадях, путешественники, чтобы обеспечить себя домашней пищей на всю дорогу, брали с собой замороженные щи. Этот  элемент багажа считался обязательным. Намораживали щи в кадочку и катили тройки в самые отдаленные уголки России и за ее пределы. На почтовой станции достаточно было вскипятить щи и обед на столе. При этом вкус щей после их заморозки ничуть не ухудшался, а , наоборот, становился лучше.

 

     Какие бывают щи?

В « Росписи царским кушаньям», « Домострое», « столовой книге патриарха Филарета Никитича» и других письменных  памятниках 16 – 17 вв. упоминается большое количество разновидностей щей: с осетровым наваром, со снетками, с грибами, с мясом, с крупой.

   « Богатые» щи с мясом, ветчиной, яйцом, украшали столы московских бояр, а простой народ готовил щи пустые, про которые говорили с иронией: « щи – хоть кнутом хлещи, а мяса не найти»

   На севере страны щами называли и крупяной суп, а на Урале и теперь варят « толстые щи», с квашеной капустой  и перловой крупой.

  Ну , конечно, славу русским супам создали щи из квашенной капусты, которые с глубокой древности были излюбленным русским блюдом! Блюдо это неизменно вызывало и вызывает у иностранцев удивление и восторг. Норвежский писатель Кнут Гамсун писал: Щи – это мясной суп, но не обыкновенный непозволительно скверный суп,, а чудесное русское кушанье с наваром из разных сортов мяса, яйцом, сметаной, зеленью… Собственно говоря, мне кажется немыслимо есть что – либо после щей».

Чем ели щи?

На Руси щи ели только деревянными ложками. Целые деревни славились своими ложкарями. Формы черенков ложек были разные: тонкие и срубы с утолщенным черешком. Разными были не только черешки, но и сами ложки: полусферические, каплевидные, овально – заостренные. Роспись ложек делала их произведениями народного декоративного искусства. До сих пор популярны ложки с причудливыми узорами, с хохломской росписью. Деревянные ложки отличаются одной особенностью: они не обжигают губы, поэтому ими и удобно есть горячие щи.

 Хозяин.  Ох и славные щи у моей Хозяйки . А вы, ребята, умеете щи готовить?. Из зрителей организуются две группы по 5 человек. Им предлагается поучаствовать в конкурсах.

  1. Игра « Крестики – нолики». Схемы заготовлены на листах ватмана. В трех направлениях схем найти выигрышные пути, объединяя овощи, специи, продукты, входящие в состав блюда – щей.

лук

картофель

морковь

горох

капуста

укроп

щавель

репа

помидор

петрушка

фасоль

капуста

морковь

укроп

редька

чеснок

свекла

картофель

укроп

хрен

лук

соль

чеснок

гвоздика

Лавровый лист

горчица

петрушка

бульон

мясо

томат

фарш

сметана

жир

рыба

мука

сахар

2. Игра. « Найди лишнее слово» - то, которого нет в технологическом процессе приготовления щей. Предлагается рассмотреть инструменты и посуду и исключить те, которыми не пользуются при приготовлении щей.

  1. нож; 2) кастрюля; 3) дуршлак; 4) миски; 5) шумовка; 6) поварешка; 7) терка; 8) сотейник; 9) мясорубка; 10) доска разделочная; 11) сковорода; 12) скалка: !3) сито;14) ступка; 15) миксер.

Звучит народная мелодия На сцену выходит сонный Иванушка, садится за стол.

Иванушка. Мамка, чего – то обедать охота.

Хозяйка. Иван, так ты и обед проспал. Иванушка. А чего? Сегодня праздник.

Хозяйка Так и у тебя каждый день праздник. Только вот спроси у тебя, какие ты знаешь народные праздники, так ты и не скажешь.

Иванушка. А чего?

Хозяйка. Что ты заладил: « Чего? Чего?». Я с ребятами поиграю. А ты пойди во двор помоги.

Иванушка. Я лучше пойду еще посплю.

Хозяйка. Эх, Иван. Что из тебя будет? Ребята, я надеюсь вы с Ивана пример брать не будете.

  1. « На горах покататься, в блинах поваляться» - О каком празднике говорится? ( Масленица)
  2. На какой праздник украшали избу внутри и снаружи ветками березки, а пол застилали свежескошенной травой? (Троица)
  3. На следующей неделе после Пасхи совершается пасхальное поминовение усопших.Этот праздник называется… ( Радоница)
  4. В этот день молодежь водила хороводы с шутливыми заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: « Маки, маки, маковицы, золотые головицы» ( Маковей)
  5. Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс. С. Есенин. ( Спас)

  1. « Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня молоду, женишком». О каком празднике говорится в этой пословице? ( Покров)
  2. На какой праздник варили кутью?  ( Рождество)
  3. Этот праздник отмечают осенью. В народе говорили, что наступал капустный сезон. «Вдвижение – кафтан сдвинет – шубу надвинет»  ( Воздвижение)

Вот мы и на последней странице « Про  пироги»

 - А что же означает само слово « пирог»?. Какие пироги готовились на Руси? В каких произведениях литературы мы встречаемся с названием пирога?

   Об этом нам расскажут девочки, которые сегодня выступят в роли историков и литераторов.

  1. Как необъятна и разноязычна Россия, как многообразны традиции, обычаи, привычки народов, ее населяющих, так самобытна и их кухня и , прежде всего, пироги, подлинно народное творчество, составляющее часть национальной культуры. Русские ритуальные кушанья немыслимы без пирогов. Особенно это касается семейных праздников и обрядов. Упоминание о пирогах неразрвывно связано и с народным весенним гуляньем – Масленицей. К Масленице выпекался символический пирог – « лира с жаворонками», это было гимном весне. В центральных и северных областях России к престольному празднику Маковею, который отмечался 14 августа, непременно были пироги. Маковая начинка была обязательной для пирогов. На спас пекли яблочные пироги.  окончанию уборочной страды выпекали каравай с колосьями, который укладывали на расшитый рушник.
  2.   Для россиянина пирог  – не просто вкусная  и сытная еда, это повод для общения, встреч с близкими и друзьями, душевный праздник. Пироги – символ гостеприимства, радушия и доброжелательности. Испокон веков у россиян было принято подчивать гостей пирогами. Пирог – праздничный хлеб. Название это происходит от древнего слова « пир» - праздник, торжество. А ко всякому торжеству выпекался свой пирог. « Хлеб – соль» - к приему дорогих гостей, « курник» - обрядовый пирог к свадьбе.
  3. Интересная роль отводилась пирогу и за праздничным столом в доме именинника. Пекли специальный пирог, который в разгар торжества разламывали над  головой именинника. Начинка ( обычно это был изюм) сыпалась на именинника, а гости приговаривали: « чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».
  4.   Ну, какой именинный стол может быть без пирога с капустой? Название этого пирога – кулебяка. В словаре Даля слово « кулебяка» имеет своей основой устаревшее кулебячить, что означает « валять руками, лепить, стряпать». Подают кулебяку к мясному, грибному, рыбному бульону или на закуску.

             Литераторы.

Не счесть разнообразия русских пирогов. Щедрое хлебосольство с неисчерпаемым перечнем перемен – самый излюбленный сюжет русской литературы. Название этого пирога очень часто встречается в произведениях многих русских писателей 19в. Вот, например, какую кулебяку заказал гурман Петр Петрович из поэмы Гоголя « Мертвые души»

« Да кулебяку сделай на четыре угла. В один конец положи щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком… да еще там этакого… Да чтобы с одного боку она, понимаешь, зарумянилась  бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку – то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы всю ее проняло, знаешь, соком, чтобы и не услышал ее во рту – как снег бы растаяла»

(Выходит Хозяин и Хозяйка)

Хозяин. Вот и подощел к  концу наш устный журнал. Надеемся, что вы узнали много интересного полезного для себя.

Хозяйка. Хозяин, куда же ты торопишься? Мы еще не все сделали.

Хозяин. А что еще?

Хозяйка. А еще обещанное угощение. Звучит музыка. На сцену выходят участники устного журнала, они несут подносы с пирогами, пирожками и угощают зрителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Горячие и холодные напитки русской кухни.

В статье представлена информация об исконно русских напитках.Одни обладают согревающими действием (пряные чаи, меды), другие оказывают прекрасное прохладительное тонизирующее воздействие (березо...

Тема : «Русская кухня – часть национальной культуры»

Конспект урока-экскурсии по музейной композиции "Русская изба"...

"Исследовательская деятельность по теме:национальные традиции русской кухни"

Какой способ приготовления раньше предпочитали? Это - варка. Любили также парить, им  помогала в этом русская печь. Она согревала в стужу, на её полатях спали,  пекли хлеб, сушили грибы, яго...

Открытый интегрированный урок по теме «Праздничная английская и русская кухня» (английский язык - информационные технологии)

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект данного урока и презентацию, которую использовали при его проведении. Раскрытие данной темы продолжается в болге моей страничке, к тому же  я...

Презентация "Русская кухня"

Презентация "Русская кухня" знакомит с традициями приготовления пищи на Руси. Данный материал был использован при проведении мастер-класса по приготовлению блюд с участниками международного проекта в ...

План-конспект урока "Особенности русской кухни" в 6 кл. по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English"

Урок  из 3-го раздела " Моя семья. мои друзья " .секция 3 " Типичная английская еда. Фаст фуд "....

Русская кухня презентация

Презентация как к уроку, так и к внеурочной работе "Русская кузня". Здесь показан набор комплексного меню для студента или преподавателя...