Устный журнал, посвященный Международному дню родного языка
методическая разработка (5, 6 класс)

Пермина Юлия Владиславовна

Мероприятие проведено для 5 классов в рамках предметной недели, приуроченной к Международному дню родного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ustnyy_zhurnal.docx20.97 КБ
Файл ustnyy_zhurnal_prezentaatsiya.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Слово о родном языке»

Посвящен Международному дню родного языка

5 класс

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Пермина Ю.В.

18.02.2021.

Цель: познакомить школьников с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

  1. Формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своему народу, культуре.
  2. Воспитывать патриотизм, толерантность.
  3. Развивать речь детей, память, мышление.

Оборудование: презентация

Ход мероприятия: (1 слайд)

          Ведущий. (2 слайд) Первая страница. 21 февраля мы отмечаем Международный день родного языка! Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного бенгальского языка. Этот день отмечается по решению ЮНЕСКО с 2000 года.

           Ребята, в чём разница между животным миром и миром людей? (Выслушать ответы детей) Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

            Вы никогда не задавались вопросом, почему люди из разных стран говорят на разных языках и не понимают друг друга?

                     На этот счет существует своя легенда. Может она и покажется немножко сказочной, но вдруг в ней есть крупица истины, кто знает…

«ЛЕГЕНДА О ВАВИЛОНСКОЙ БАШНЕ» (3 слайд) Вторая страница.

        Егор. Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке. И задумали они построить город, а в нём высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.

        Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу! Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

          Оля.  Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чём говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чём говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, заставив для этого покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли.

           А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, вынудил людей разъехаться по разным землям.

       

   Ведущий. (4 слайд) На земном шаре очень много разных стран и везде люди говорят на своём родном языке! Наша речь, слова – это важная часть нашей жизни! Слово о слове скажут ребята.

1 чтец.                             Слово о слове

совсем не ново,

И всё же я снова

Восславлю слово.

Слово -

Всей нашей жизни

Основа.

Жить

И любить

Невозможно

Без слова.

С нами

Всюду,

Всегда

Слова.

Слово

В жизни

Всему голова.

 2 чтец.                            Слово - целитель

И слово - предатель.

Слово - и клятва,

И брань,

И проклятие.

Слово - по случаю,

Слово - к дате,

Слово - удар

И слово - объятие.

Слово -

Это трибуна оружие.

Слово -

Это влюблённого вздох.

Слово - воин,

Слово - труженик.

Слово -

И дьявол,

И ангел,

И Бог.

Ведущий. Сегодня в мире много языков, и люди учат иностранные языки, чтобы общаться с друзьями из других стран, успешно работать за границей и т.д. Но у каждого человека есть один язык, который для него навсегда останется единственным – это его родной язык. А русский язык – это достояние и богатство всех россиян.

Чтец 1. Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нём впервые я сказала "мама",

На нём клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в степях донецких свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой!

Чтец 2. Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком!

Ведущий. (5 слайд) Третья страница. Имя - это личное название человека. Ведь неспроста у человека на Руси было 2 имени. Одно - ложное, для всех, другое тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба) для ещё большей защиты от недобрых. Ведь, не имея ключа к сути человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда человек сам должен был добыть себе имя в бою, состязании, труде или иных занятиях. По своему характеру и личным достоинствам он и получал своё настоящее имя.

        Когда появляется на свет человек, то родители хотят видеть своего сына или дочь сильными, красивыми, воспитанными, и дают имена. А вот фамилия нам достается от родителей, и ничего с ней уже не поделаешь. И бывает очень обидно, когда тебя начинают оценивать или давать прозвище по фамилии. Так ведь?

Чтец 1. Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,

Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

 Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин!

Чтец 2. Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится!

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков – лисицей!

А Раков, если не дурак,

Невежда и тупица,

Назад не пятится, как рак,

А все вперед стремится!

Плевков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,

Но в основном – ослом он был,

Ослом он и  остался»!

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Все дело не в фамилии,

А в человеке!

Ведущий. (6 слайд) Четвертая страница.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
                      В. Солоухин.

Мы произносим слова и часто не задумываемся, что они значат, как они появились.

Чтец 1.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны́…

И когда я слышу:

— Извини меня! —

Это значит:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Своё пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

— Обереги меня! —

Это значит:

— Берегами меня окружи!

Чтец 2. У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

— Защити меня! —

Это значит:

— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть —

Слово тебе сотворит добро.

Ведущий (7 слайд). Пятая страница. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок» (Н.В. Гоголь)

Игра «Узнай фразеологизм» (8-11 слайды)

Ведущий. (12 слайд) Шестая страница. «В пословицах –
мудрость народа».

Игра «Продолжи пословицу» (13 слайд).

Ведущий. Седьмая страница. Минутка юмора (14-16 слайды).

Ведущий. Страница заключительная, но не последняя.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! (И.С. Тургенев)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный журнал «Слово о родном языке» 5 класс Подготовила Пермина Ю.В.

Слайд 2

Первая страница 21 февраля – Международный день родного языка. Отмечается во всем мире с 2000 года.

Слайд 3

Вторая страница « ЛЕГЕНДА О ВАВИЛОНСКОЙ БАШНЕ»

Слайд 4

Третья страница «Имён на свете миллион»

Слайд 5

Четвертая страница Четвертая страница «Когда ты хочешь молвить слово…» Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай — не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. В. Солоухин.

Слайд 6

Пятая страница «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок» (Н.В. Гоголь)

Слайд 11

Шестая страница В пословицах – мудрость народа

Слайд 12

Закончи пословицу

Слайд 13

Седьмая страница Минутка юмора

Слайд 15

Страница заключительная, но не последняя Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! И.С. Тургенев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә яңы уҡыу-уҡытыу һәм информацион технологиялар»

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной комп...

Устный журнал, посвященный Международному Дню Добра

В Устном журнале - "День Добра" ребята услышат рассказы о знаменитых людях с ограниченными возможностями здоровья....

Литературно-музыкальная композиция "Родной язык-богатое наследство", посвященная Международному Дню родного языка

Данный сценарий поможет учителям русского и татарского языка грамотно организовать и интересно провести мероприятие,посвященное Международному Дню родного языка....

Сценарий литературно-этнографической композиции "Тау от жагъада..." на балкарском языке, посвященной Международному дню родного языка.

Материал для проведения  внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню родного языка на балкарском языке....

Открытие Недели Гуманитарных наук в школе, посвященное Международному дню родного языка.

Открытие Недели Гуманитарных наук в школе, посвященное  Международному дню родного языка....

Разработка открытого занятия посвященный Международному дню родного языка Тема: «Как прекрасен мой родной язык»

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистическо...

Интеллектуальная игра по русскому языку "ЭРУДИТ", посвященная Международному Дню родного языка.

Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно, мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хоро­шо ли...