Проблема сквернословия
творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) на тему

Ртищева Ольга Владимировна

Проблема сквернословия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_skvernosloviya_sredi_molodyh.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Содержание

       

          Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие сквернословие

  1. История возник данного понятия………………………………………4

  1. Юридический аспект сквернословия…………………………………10

Глава 2. Влияние сквернословия на человека.

    2.1.Отрицательное воздействие бранных слов……………………………..16

2.2. Эмпирическое исследование на тему: «Проблема сквернословия среди молодых»…………………………………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………..20

Приложение

Введение

Современное общество гордится своими достижениями, но порой оказывается, что движение вперёд не способно спасти человечество от катаклизмов. Горькой иллюстрацией может служить случившаяся в Японии техногенная катастрофа. Мирный атом, вырвавшийся на свободу, корёжит сегодня гены тысячи японцев, угрожает всеми миру.

   Но научно доказан факт, что и бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Кажущиеся многим безобидными «плохие» слова способны нанести вполне реальный вред.

Целью моей работы было доказать, что сквернословие не так безобидно, как кажется на первый взгляд.

   Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:

 - изучение истории вопроса;

 -  анализ отношения окружающих к ненормативной лексике;

 -  формирование вывода о необходимости привлечения внимания к существованию проблемы, создания социальной рекламы чистой речи.

Объектом исследования является  сквернословие.

Предметом исследования является особенности проникновения сквернословия в среду молодежи.

В процессе работы использовались следующие методы и приёмы:

  • Прямое наблюдение
  • Изучение исторических документов
  • Исследование Интернет – ресурсов по данному вопросу
  • Опрос
  • Анкетирование

Исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Понятие сквернословие.

  1. История возник данного понятия

   Сегодня мы всё чаще сталкиваемся с нецензурной речью, но не отдаём отчёта, как всё серьёзно и страшно. А проблема приобретает размеры глобальной – «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Он звучит везде: в семье, на улице, в транспорте, срывается с экранов. Причиной уже не являются раздражение или гнев. «Гнилые» слова стали частью обыденной речи и употребляются не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми. Ими «перекидываются» даже влюблённые. И немало тех, кто использует их для связки слов, вставляя через каждое нормальное слово.

   Что же такое сквернословие? Безобидные выражения или бомба, которая рано или поздно взорвётся? Сквернословие – речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа». Но издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием, от слова «скверна».

Думающие, что на Руси матерились всегда, глубоко заблуждаются. В прежние времена люди ясно отдавали себе отчёт в том, что сквернословие – тяжкий грех; за пристрастие к мату наказывали по-настоящему строго. Борьба велась на государственном уровне.

   При царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и на месте преступления, при всём честном народе, секли розгами для всеобщего назидания.

   По Соборному Уложению 1649 года за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

   По советскому законодательству за употребление нецензурных выражений в общественных местах полагался арест на 15 суток.

Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал не только ложь, лицемерие, дерзость клятвопреступлений, потерю любовного союза, ненасытное сребролюбие, безмерное употребление вина и обжорство, но и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов». Конечно, было бы упрощением, говоря о сквернословии, все сводить к социальным или к идеологическим причинам. Инвективная (оскорбительная) и непристойная (выходящая за рамки принятого) лексика существует во многих языках и культурах. Именно из слов такого рода складывается лексический состав сквернословия, или мата. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу. В эту группу входят наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий (так называемая лексика «телесного низа»), физиологических отправлений, полового акта, а также производные от них слова. Сюда же относятся некоторые оскорбительные лексемы наподобие слова, в своем основном значении служащего названием распутной женщины, но чаще используемого все-таки в междометной функции – при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга. 

 Вокруг русского мата в обыденном сознании сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них – представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение. 

 Кстати, имея столь древнюю историю, лексика, которая сегодня входит в зону табуирования, далеко не всегда осознавалась как неприличная. Например, одно из самых распространенных в наши дни ругательств – нецензурный синоним проститутки и производные от него слова свободно проникали в книжные источники еще в конце XVII века. Однако постепенно эти слова стали восприниматься как «срамные» и в 1730 году, как говорят специалисты, были запрещены в книжных источниках чуть ли не специальным указом.

 Второй миф, в чем-то противоположный первому, – убеждение в особом пристрастии к мату именно русских. Мол, уже в глубокой древности наши предки не могли обойтись без соответствующей лексики даже в ритуальных действиях, даже в свадебных обрядах. Действительно, у восточных славян, как, впрочем, и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба как источник урожая. Да, на русских свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в будущей жизни), часто, на наш современный взгляд, непристойные. Естественно, подобные представления и ритуалы по необходимости должны были иметь свой особый словарь – однако тогда входящие в него слова не воспринимались как неприличные. И только по отношению к более поздним временам, когда с принятием христианской культуры плоть стали считать изначально греховной, а на лексику «телесного низа» был наложен запрет, можно говорить о ритуальном сквернословии, которое бытовало еще в прошлом столетии. Например, русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что «черт матюгов боится», мог для «обереги» использовать нецензурную лексику.

 В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях. Прежде всего – это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, никак (или почти никак) не отмечены, они входят в обычные словесные ряды их лексико-фразеологического тезауруса (словаря) и используются, можно сказать, автоматически – и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). Привычный мат – это абсолютное и законченное проявление бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны привычно и уныло матерящиеся студенты, инженеры и врачи. Основная среда формирования привычного сквернословия – семья, основная причина – культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверное вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.

 Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия (кто-то, наверное, легко вспомнит слова, которые он произносит или хочет произнести, когда, изо всех сил ударяя молотком по гвоздю, попадает себе по пальцу). Часто, хотя и не всегда, аффективный мат представляет собой оскорбление. Кстати, существует точка зрения, согласно которой именно возможность снятия сильного психофизического напряжения за счет употребления запретной лексики как раз и является основной причиной ее существования. Причем чем сильнее табу, тем большую эмоциональную разрядку приносит нарушение запрета. Поэтому, дескать, в разных культурах создаются и, естественно, табуируются оскорбления того, что является священным или жизненно важным для данного этноса: у русских это оскорбление матери (в славянских культурах ценится родство по материнской линии), у католиков – Мадонны и т.д. Наиболее оскорбительное выражение, бытующее у чукчей и эскимосов, можно перевести примерно так: «Ты – неумеха».

 Английский медицинский журнал прошлого столетия писал: «Кто первым на свете обругал своего соплеменника, вместо того чтобы дубиной раскроить ему череп, тем самым заложил основы нашей цивилизации; ведь если вы кому-то наступили на мозоль, он вас или ударит или обругает, то и другое одновременно вряд ли возможно». Хотя последнее утверждение весьма сомнительно, мат как разновидность аффективного поведения реально существует. Но и он, разумеется, находится за пределами «культурной рамки» общения. Кстати, это хорошо понимают и сами носители языка, причем далеко не только самые интеллигентные из них. В результате предпринимаются попытки (это характерно и для детской среды) вытеснить нецензурные слова, заменить их другими. Именно в этом причина распространения слова блин в своеобразной междометной функции: «Вот, блин, опять не получается». И, хотя здесь присутствует явный и нескрываемый фонетический намек на «первоисточник», это все же не грязное ругательство.

 Еще одно из проявлений сквернословия – намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк – от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства – книг, кинофильмов, спектаклей. Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?

 Мат – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Вряд ли. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений.

 Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном (на порядок, на несколько порядков) повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена или проститутку с площади трех вокзалов никто не научит говорить на другом языке. Но многое можно сделать в микроколлективе – в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

  1. Юридический аспект сквернословия.

Общеизвестно, что в настоящее время в России наблюдается бурный количественный всплеск дел, связанных с покушением на честь и достоинство граждан. Сам по себе этот факт можно только приветствовать, потому что он свидетельствует о возросшем самоуважении людей, что, в свою очередь, является признаком совершенствования и зрелости общественного самосознания. Может быть, впервые в истории нашего государства личность начинает приобретать тот вес и значение, которые она уже приобрела в развитых западных странах.

Однако указанный процесс естественным образом сопровождается необходимостью более точного формулирования основных понятий, связанных с честью и достоинством личности. Опыт ведения соответствующих дел показал, что здесь много неясного и что органы правосудия нередко вынуждены произвольно толковать весь набор необходимых терминов.

Проблема эта характерна не только для России, она существует даже для такой страны, как США, где на данный вопрос уже давно обращено самое серьезное внимание. Однако именно по этой последней причине в США уже наработан значительный материал, что дает основание внимательно изучить американский опыт. В частности, в США существуют особые законы о непристойностях, которые направлены на защиту слушающего от непристойных выражений, оскорбляющих его слух и представление о чести и достоинстве.

В УК РФ есть только одна статья 131 ("Оскорбление"):

"Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев, или штрафом до 100 рублей, или возложением обязанности загладить причиненный вред, или общественным порицанием, либо влечет применение мер общественного воздействия.

Оскорбление в печатном произведении или средстве массовой информации, а равно оскорбление, нанесенное лицом, ранее судимым за оскорбление, - наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до 3000 рублей с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, либо без такового".

Как видим, в данной статье содержится только два термина - "оскорбление" и "неприличная форма", причем, если первый термин еще как-то объяснен, второй дан без всяких объяснений, что порождает немало вопросов. Представляется, что и само "оскорбление" определено в слишком общем виде, и вдобавок недостает еще целого ряда необходимых дефиниций.

Автор настоящей статьи не является юристом и видит свою задачу в том, чтобы помочь российским специалистам найти правильное решение их задач с помощью психо- и социо- лингвистического анализа выражений, с помощью которых обычно и совершается покушение на честь и достоинство. Значительная часть приводимых ниже примеров заимствована из статьи журналиста А. Новикова в ярославской газете "Золотое кольцо", содержащей нападки на местного политического деятеля и послужившей основанием для обращения этого последнего в суд для защиты его чести и достоинства.

Прежде всего отметим, что в США в настоящее время разработана целая система наказаний за различные вербальные проступки, т.е. за оскорбление словом. Например, телефонное хулиганство, непристойные оскорбления по телефону рассматриваются как настоящее преступление, наказываемое тюремным заключением. За сексуальное домогательство полагается штраф. Накладываются ограничения на то, что можно и чего нельзя писать, например, на майках (точнее, писать можно что угодно, но нельзя в майках с непристойными надписями разгуливать в общественном месте), на бамперах автомашин, на досках объявлений; непристойности запрещается передавать по электронной почте. Наказания в данном случае могут быть самыми различными: в одних случаях - общественное осуждение, насмешка, осуждающие взгляды, и т.д., в других случаях дело передается в суд. Слова, оскорбляющие национальную или расовую принадлежность типа рус. "жид", объявлены вне закона и могут привести к судебному преследованию как посягающие на святая святых американца - его гражданские права. Равным образом американцы имеют право возбудить судебное преследование за рассказанный непристойный анекдот, грубые комментарии в адрес чьей-то внешности или сексуального поведения, а также выпады в адрес противоположного пола. Соответствующие наказания могут быть очень суровыми.

Однако для того чтобы в процессе оценки поведения исключить возможность произвола, необходимо создать систему точных формулировок того, что нужно соблюдать и чего нельзя нарушать. Эти формулировки призваны определить, что подсудно и что неподсудно в связи с психо-социо-этно-лингвистическими обстоятельствами, т.е. учитывать общую психологию человека, его место в обществе, национальные особенности народа, к которому он принадлежит, и, наконец, его языковые особенности и личные возможности.

Прежде всего определим основные термины. Все виды словесной агрессии удобно объединить словом инвектива. Словарь русского языка 1957г. определяет инвективу как "Резкое выступление против к-л, ч-л.; оскорбительная речь; брань, выпад". Целесообразно отличать инвективу в узком смысле от инвективы в широком смысле. Ср. в статье А. Новикова: "Вас ждет хороший ошейник" - инвектива в широком смысле. "Выкидыш олигархии", "Кукушонок", "Хищник", "Выкормыш (номенклатуры)", "(Комсомольская) псина" - инвектива в узком смысле.

Инвективу в узком смысле слова можно определить как способ существования словесной агрессии, воспринимаемый в данной социальной (под)группе как резкий или табуированный. В несколько ином ракурсе инвективой можно назвать вербальное (словесное) нарушение этического табу, осуществленное некодифицированными (запрещенными) средствами.

Другие названия инвективы в узком смысле: ненормативная, некодифицированная, табуированная, непристойная, непечатная, нецензурная лексика. В настоящее время в России цензура отсутствует, но слово "нецензурный" продолжает существовать в прежнем значении: лексика запрещенная к произношению в общественном месте или к опубликованию в любом виде.

Сила эмоциональной заряженности той или иной ситуации прямо пропорциональна значимости этой ситуации для участников эмоционального общения. Естественно потому, что эффект инвективы возрастает с ростом ее оскорбительности. Эта оскорбительность может быть достигнута разнообразными способами, и один из самых распространенных - придание инвективе непристойного характера.

Понятие непристойности поддается определению с большим трудом. Особая трудность заключается здесь в том, что это понятие, во-первых, сильно менялось с течением времени, а во-вторых, носит национально-специфический характер. Филолог А.С. Аранго пишет:

"Что такое "непристойное" (у автора - "обсценное", obscene - В.Ж.)? Вероятно, это искаженное или измененное латинское слово scene, означающее "вне сцены". Следовательно, обсценное это то, что должно находиться вне сцены, иными словами вне театральных подмостков нашей жизни. "Грязное" или обсценное слово это такое, которое нарушает правила поведения на общественной сцене, такое, которое осмеливается озвучить то, что не следует видеть или слышать. Обсценность - это понятие родовое, порнография - один из его видов".

К сожалению, это определение мало помогает делу именно потому, что трудно определить, что может и должно находиться на "общественной сцене", а что нет. Непристойное в одну эпоху обозначалось тем же словом, что пристойное - в другую, причем и совершаемое действие, и называемый предмет и т.п. оставались теми же самыми.

Не существует ничего непристойного для всего человечества. Непристойным может быть только то, что и данной национальной культуре и в данный момент определено как непристойное.

Такой авторитетный справочник, как Британская энциклопедия, предлагает следующее определение непристойности (Obscenity):

"Это то, что оскорбляет общественное представление о приличиях".

Как видим, перед нами - типичная тавтология: непристойное это то, что непристойно. Понимая уязвимость этого определения, автор словарной статьи добавляет:

"Подобно красоте, понятие непристойности зависит от личных пристрастий, что видно из невозможности дать ей удовлетворительное определение".

Далее в словарной статье говорится, что пятьдесят стран мира подписали международное соглашение о контроле за непристойными публикациями, однако действует это соглашение без определения, что это такое. Страны-подписанты договорились, что это понятие носит национально-специфический характер.

Оставляя в стороне ученые споры, будем считать, что "непристойность" в газетной статье в России конца XX века - это употребление слов, которые в момент опубликования статьи большинством читателей считаются неприличными, недостойными того, чтобы быть напечатанными, хотя, возможно, и могущими быть произнесенными в определенной ситуации. В российской практике непристойность связана прежде всего с сексуальными понятиями - грубыми названиями гениталий, полового акта, половых отклонений и проч. Иногда вся эта группа слов не вполне точно называется матом, хотя мат во многих случаях там может и не фигурировать.

Непристойность - это, естественно, то, что "не пристойно", т.е. не пристало произносить в компании уважающих себя людей. В русском языке основных слов этого ряда всего несколько, но зато имеются тысячи производных от них.

В цитируемой статье А. Новикова непристойных выражений практически нет. Правда, есть одно выражение "полный писец", представляющее слишком прозрачный намек на очень грубое выражение "полный п....ц", чтобы его можно было счесть эвфемизмом (см. ниже). Думается, что перед нами непристойность.

Понятие неприличности родственно понятию непристойности, но все же отличается от него. Детальный рассказ о своих сексуальных проблемах или анекдот на сексуальную тему может не содержать ни одного табуированного слова; тогда он может рассматриваться слушателем как неприличный, но вряд ли будет непристойным. Можно, вероятно, сказать, что непристойное - всегда неприличное, но не всегда неприличное - это непристойное.

Разберем теперь понятие оскорбительности. Стоит различать два американские понятия, offensiveness и offendedness. (см. многочисленные ссылки в Offensiveness можно перевести как "оскорбительность" в смысле содержания в слове отрицательного или вызывающего отвращение значения. Чем оскорбительнее слово, тем сильнее оно табуируется, запрещается к употреблению. Таким образом, "оскорбительность" есть свойство самого слова, изначально присущий ему оскорбительный смысл. Русский мат в компании воспитанных людей оскорбителен сам по себе, кто бы его ни произносил или слушал.

Offendedness же есть реакция слушающего на оскорбление в его адрес, ощущение обиды или оскорбленности. Как видим, разница тут значительная, потому что объективная оскорбительность слова еще не обязательно вызывает субъективную оскорбленность: за тот же самый мат кто-то оскорбится и подаст в суд, а кто-то презрительно или равнодушно отмахнется: "Собака лает, а ветер носит". Ср. презрительную реплику: "Ты меня оскорбить не можешь! "

В американской практике существует список наиболее грубых слов, подлежащих полному и абсолютному запрещению. Сообщая о выходе соответствующего постановления, газеты отказались процитировать эти слова, настолько резко они воспринимались.

Возможно, что такой список может сыграть и отрицательную роль, потому что заранее как бы извиняет слова, в него не включенные, но которые в определенной ситуации могут звучать исключительно грубо ("Козел!"). Ср. также цитату из статьи А. Новикова: "(Имя оппонента) - странный политический сперматозоид с головкой Наполеона, усиками Джугашвили и бегающим взглядом провинциального комсомольского работника".

Глава 2. Влияние сквернословия на человека.

2.1.Отрицательное воздействие бранных слов.

   Корни сквернословия уходят в языческую древность. Скверные слова были обращены к демонам зла. Культ плодородия обусловил их связь с половой сферой. Позднее ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

   Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в подсознании доставшиеся с генной памятью «психовирусы». Употребляя его в разговоре с друзьями и родными, современные люди, не подозревают, что совершают сокровенный ритуал, призывая зло на свою голову и на голову своих близких.

   Вспомните, когда вас самих обругали. Начинает сильно биться сердце, к лицу приливает кровь, настроение портится. Обида приводит к стрессам, нервным расстройствам и в итоге – к экземам, язве желудка, раку, инфаркту и инсульту. Длительный стресс, который могут спровоцировать постоянные унижения от «хама» или грубияна, приводит и к психическим расстройствам, к снижению иммунитета. Это тот опыт, который, не однажды поставлен на каждом из нас жизнью.

Учёные Российской академии медико – технических наук детально изучили механизм влияния положительных и отрицательных слов на ДНК.

   Исследователи изобрели аппарат, переводящий речь в электромагнитные колебания и обнаружили, что определённая лексика корёжит хромосомы, меняет местами гены, ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы, постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

   Приведённое тут слово формально не относится к нецензурной брани, но является негативно окрашенным, а чертыханье, как и сквернословие, считается церковью греховным.

   Вот что пишет Пётр Гаряев, академик Российской академии медико-технических наук: «Три раза в день несколько недель магнитофон «начитывал» грубые фразы семенам растения арабидопсис. В итоге большинство семян погибли из-за того, что хромосомы корёжились и рвались, выжившие стали генетическими уродами.

   Надо помнить, что любое произнесённое слово – волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм.»

   В течение ряда лет учёные вели наблюдение за двумя группами. Первая состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины, вторая -  принципиально не использующих в обиходе «крепких» словечек. Результаты оказались впечатляющими: у «матерщинников» быстрее появлялись возрастные изменения на клеточном уровне, хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.

   Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорождённых больны, здоров лишь каждый 10-й выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери, носители генофонда нации. Ежедневная смертность населения России более 2,5 тысяч человек в день. По показателю общей  продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин. Стремительно растёт количество алкоголиков, безумцев, самоубийц. И не последнюю роль во всём этом играет наша словесная распущенность – сквернословие!!! Около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения её никогда не употребляют.

2.2. Эмпирическое исследование на тему: «Проблема сквернословия среди молодых.»

В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

Семнадцатилетнее исследование Белявского, к которому постепенно присоединилась большая группа его коллег, увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на наши гены. Результатом этого влияния при упорном (положительном или отрицательном) воздействии через какое-то время становится не просто передача видоизмененных генов потомству, но и изменение собственного генетического кода человека, касающегося темпов старения и срока жизни!

Я провела анкетирование среди учащихся школы и взрослых.  Его результаты можно увидеть в презентации и они неутешительны.

   Впрочем, преобладающему большинству, 88%, не хочется, чтобы их дети употребляли подобные слова. Но, к сожалению, истинная опасность использования нецензурной лексики известна незначительному числу опрошенных.

   Мат, обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Часто люди мимоходом, по незнанию «сеют» вокруг себя зло, не только оскверняют свои уста, но и пачкают словесной грязью окружающих, даже сами того не осознавая.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Этими словами я могла бы завершить доклад – выводы вы можете увидеть на слайде.   Но мне очень хотелось бы, чтобы услышав моё выступление, каждый не только пОнял пагубность подобной привычки и избавился от неё, но и вступил в борьбу за чистоту речи.

   Напечатать листовку, создать социальную рекламу, распространить дальше полученную информацию – очистить мир вокруг себя, сделать его здоровее и чище.

Заключение

Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.

Л.Н.Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей,словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

Список использованной литературы:

1 http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm

2 http://trezvoeslovo.ru/rubrik.php?id_site=&id_page=83&id_article=322

3 Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

4 Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

5 Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

6 http://www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745

7 http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему " Сквернословие" 9 класс

1. Эстафета добрых слов. 2. Памятка " Почему нельзя сквернословить?" 3. Антиреклама мату. 4. Заключение....

классный час Грех сквернословия

классный час посвящен проблеме сквернословия ....

Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.

Урок географии  по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...

Устный журнал «Язык. Речь. Проблемы сквернословия»

Материал будет полезен учителям, преподающим курс стилистики и культуры речи, русской словесности. В работе поднимаются вопросы, связанные с проблемой сквернословия, негативной речи, разработаны...

Проблема сквернословия

Воспитатель обязан способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.Создавать ...