Знакомство с лечебными растениями
занимательные факты (5 класс) на тему

Спирина Алла Федоровна
В беседе с ребятами появляется возможность дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lechebnye_rasteniya.docx131.66 КБ

Предварительный просмотр:

МКСОУ Починковская СКО школа-интернат VIII вида

C:\Users\spirina.ty\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\issliedovatielskaiarabotaliekarstviennyierastieniiavsovriemiennommirie_1.jpeg

Воспитатель:

Спирина А.Ф.

2017 год

Цели:

- проверить знания детей по теме “Лечебные травы”;

- расширить познание детей по окружающему миру;

- интересно провести досуг.

Задачи:

  1. дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.
  2. развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления.
  3. воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты.

Ход мероприятия

Ученики читают стихотворение:

Я не степью хожу,
Я хожу по аптеке.
Разбираюсь в её
Травяной картотеки.
Беспредельная степь,
Бесконечная степь, 
Ты неписанный странный рецепт.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.

Учитель:

- О чём стихотворение?

- А что это за аптека, по которой ходит автор стихотворения? Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров – “золота”, - что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: “Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать – мы живем в мире лекарств!” Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием и применением. Для этого нам с вами необходимо отгадать загадки.

Ученики читают загадки: Лекарственное растение, входящее в состав всех жевательных резинок. (Мята). Какое растение содержит большое количество йода? (Водоросли).

Растение, обладающее лечебными свойствами, в народе зовется “кошачьим зельем”, т.к. очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана).

Воспитатель: Одна из легенд рассказывает, что Цветок влюбился в Весну, а когда она ушла, он так горько плакал, что кровь выступила из его сердца и окрасила слезы. Это красные плоды, которые появляются на стебле после цветения. (Ландыш). Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Кроме того получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности, используют для временного хранения пищевых продуктов. (Крапива). Воспитатель зачитывает важную информацию: Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы. 

Назовите лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник). Из этого витаминного растения варят зеленый борщ. Что это? (Щавель). В наше время угольные таблетки, изготовленные из этого дерева, применяются при отравлениях, т.к. очищает весь организм, но самая приятная польза заключается в том, чтобы попариться в бане с веником из веток этого дерева. (Береза) 

Одуванчик – тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые – “одуванчик лекарственный”. Народные лекари называли одуванчик “жизненным эликсиром”, т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно, если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот. 

Рассказывают, будто в глубокой древности Русалка влюбилась в молодого пахаря, единственного сына своей матери. Издали, под прикрытием камышей, с раннего утра неотрывно следила Русалка за красавцем юношей, а когда однажды, окончив свою работу, он подошел к реке умыться, она не выдержала и предстала перед ним во всей своей красе. Они полюбили друг друга. И стала Русалка звать юношу в свою родную стихию, а он уговорил ее остаться на земле. Во всем у них было согласие, только не смогли они договориться о том, где им жить вместе. И когда поняла Русалка, что не оставит пахарь свою землю, в отчаянии превратила она его в скромный цветок, растущий на полях, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесет его к ней в речку, но он крепко держится корнями за родную землю. (Василек). Растение обладает мочегонным, противовоспалительным, потогонным, жаропонижающим, бактерицидным действиями. 

В одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью их лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашелся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднес он юноше кубок вина с ядом. Тот выпил и когда почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали его ноготками. (Календула)

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
(Р. Рождественский)

Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров — «золота», — что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать — мы живем в мире лекарств!»

Воспитатель: Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием, с некоторыми правилами сбора, сушки, хранения и применения.

Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книги — «травники» («цветники», «зельники»). В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором лечебных трав, так как лечение больных людей в то же время внушало и надежду на выздоровление, и веру в сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарство, знахарь обычно бормотал заклинания и совсем непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора.

Выпускает он листы 
Широченной широты. 
Держатся на ветке крепкой 
Сто плодов шершавых, цепких. 
(Лопух) 

Действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха - репея! Не только плоды этого растения липнут к человеку, но и сам лопух растет ближе к его жилью. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Они съедобны на первом году жизни растения. Поэтому в Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Корни можно есть сырыми, вареными, печеными, жареными. Если измельчить корень и варить его в течение 2 часов с щавелем, уксусом, то получится приятное на вкус повидло. Если смешать свежий сок растения с маслом, то получится хорошее средство для лечения ран. Отваром из корней лопуха рекомендуется мыть голову для укрепления волос.

Около наших домов очень много лекарственных растений. Но настоящая кладовая даров для аптеки — это наше природное окружение: леса, поля, луга. Здесь столько лекарственных растений, что ими можно предупредить и вылечить многие заболевания: сердца, желудка, нервов, простудные и многие другие.

Итак, отправляемся в лес!

Название следующего растения вы легко отгадаете:

И матушка родная,
И мачеха злая 
Бок о бок живут – 
Через стеночку. 
(Мать-и-мачеха)

Ещё лютуют морозы и только появились проталинки, а мать-и-мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные тёплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогодь, немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи. В народе по цветам мать-и-мачехи определяют погоду.

         Мать – и – мачеха – это многолетнее травянистое растение. Растение обладает большой живучестью и подвижностью. Корневище расползается далеко от основной части. Листья округлые, зелёные сверху, с обратной стороны беловойлочные, пушистые. Люди давно прознали о лечебных свойствах мать-и-мачехи. Лечит ли это растение тоску, как утверждает легенда, судить нельзя. А вот при кашле помогает замечательно. Не даром древние называли мать-и-мачеху “туссиляго” - от латинского слова “туссус”, что означает “кашель”. Вытяжки из листьев и цветов успокаивают кашель, ослабляют и прекращают воспалительные процессы, возбуждают аппетит, заживляют раны. При насморке втягивают в нос сок, выжатый из свежих листьев.

Есть в лесу и сладкая аптека. Так, черемуху используют при лечении расстройств желудка, малину — при ангинах и простудах, землянику — для улучшения состава крови, бруснику — при авитаминозах (ягоды) и при заболеваниях почек (листья).

 Как видите прямо в лесу можно найти нужные лекарства и использовать их по надобности. В моем архиве есть еще одна интересная история, которая рассказывает о находчивости одного врача. Было это в 1919 году, на севере, в госпитале. Раненых красноармейцев было много, а в передвижном госпитале не было ни бинтов, ни ваты, ни йода. Особенно нужна была вата. Врачу было невыносимо тяжело смотреть на страдания раненых, и он в самом мрачном настроении вышел из избы. За деревней начиналось болото, покрытое снегом. Врач пнул ногой кочку и замер: под ногой был белый мох – сфагнум. Врач знал, что сухой мох используют на скотных дворах, так как он хорошо впитывает навозную жижу. Значит его можно использовать вместо ваты. На другой день весь медицинский персонал вышел на сбор мха. Собранный мох разложили по простыням для просушки. Просохший мох заменил не только вату, но и йод. Сфагнум содержит вещество сфагнум, убивающее микробов.

Лечебные растения в природе разбросаны повсюду. Животные охотно поедают их, спасая себя от кишечных или других заболеваний. Поедая полынь, степные копытные животные избавляются от глистов и других паразитов. Медведь не ляжет в берлогу до тех пор, пока не выведет глистов. Иначе ему не перезимовать. Конечно, животные лечатся совершенно бессознательно, ими руководит инстинкт, который передается из поколения в поколение. Немало лекарственных трав в поле и на лугу: пустырник (успокоительное средство, применяется также при болезнях сердца); василек синий (используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря, в виде примочек при заболеваниях глаз).

Травниками” называли людей, собирателей лекарственных растений. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений. Воспитатель: Итак, наше путешествие по Стране лечебных трав сегодня заканчивается. Ребята, а как вы сможете применить знания, полученные сегодня, использовать в жизни?

В заключение нашего путешествия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для проведения практических занятий посредством дистанционного курса «Общее знакомство с цветковыми растениями"

Актуальность курса обусловлена тем, что в начале изучения  биологии школьникам сложно освоить приемы и методы работы на практических занятиях, а также научиться оформлять результаты лабораторных ...

Интерактивный кроссворд "Общее знакомство с цветковыми растениями"

Интерактивный кроссворд с клавиатурой позволяет учащемуся самостоятельно работать с ресурсом....

Классный час "Путешествие в страну лечебных растений"

дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.развивать память, мышление, воображение, нравст...

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

Занятие в ГПД "знакомство с комнатными растениями"

Веснянка знакомит с новыми растениями...

Лабораторная работа « Знакомство с клетками растений»

Технологическая карта урока биологии. Публикация будет полезна учителям биологии работающим в 5 классе....