Театрализованные игры в развитии звуковой культуры речи детей
консультация на тему

Воробьева Вера Владимировна

Консультация для тех, кто хочет помочь детям говорить чисто и правильно, подготовить их к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Дубок»

Консультация для педагогов

«Театрализованные игры в развитии звуковой культуры речи детей»

Подготовила: учитель-логопед

Воробьева В.В.

2017

Театрализованные игры в развитии звуковой культуры речи детей

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей трудовой деятельности. Но чтобы говорить правильно, нужно овладеть всеми звуками родного языка. И поэтому обучение правильному звукопроизношению – ведущее направление в развитии речи детей младшего и старшего дошкольного возраста, так как в этом периоде все функции ЦНС лучше всего поддаются тренировке, а также к данному возрасту заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга.

Что бы помочь детям говорить чисто и правильно, подготовить их к обучению грамоте, целесообразно использовать в работе театрализованные игры. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки. в процессе работе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, вызывают его сочувствие, сопереживание героям, персонажам. В игре ребенок вступает в контакт с другими детьми, расширяет свой круг общения, что способствует его самореализации. Благодаря театрализованным играм мы можем решать следующие задачи:

- вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении гласных и согласных звуков;

- развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат, связную речь, ее выразительность, обогащать словарь;

- вырабатывать интонационную выразительность, готовить детей к рассказыванию;

- приобщать к драматизации отрывков сказок и других произведений;

- учить понимать художественное произведение;

- читать наизусть потешки и стихи не спеша, четко проговаривая каждое слово;

- воспитывать внимание, выдержку, пробуждать добрые чувства, любовь к родной речи;

- знакомить с русским фольклором (песенки, потешки, поговорки, пословицы, загадки);

- способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине на основе ознакомления с культурными традициями русского народа.

Необходимое условие для развития речевой активности – создание развивающей среды. В группе необходимо иметь различные виды театра: театр кукол на столе, картинок на ковролине, театр Петрушки (перчаточный), пальчиковый. Для игр в театр можно использовать ширмы (настольные, напольные), сундучок с ряженьем (сарафаны, рубашки. Юбки, платки), маски животных, насекомых, птиц, разнообразные музыкальные инструменты для музыкально-шумового оформления игры.

Так же необходима картотека с подборкой потешек, колыбельных песенок, чистоговорок, стихов, игр со звуками, словесных игр. Разнообразные пособия на развитие речевого дыхания типа подуй на «свечу», на «шторки в окнах», на «светофор». Интерес для детей представляет игра «Волшебная ромашка», где каждый лепесток изображен в виде картинки на определенный звук. Нужно отобрать лепестки с теми картинками, где звучит песенка водички [c] или комара [з], или шипения змеи [ш], или жужжание пчелы [ж]. Книжный уголок наполнен сериями книг с русскими сказками.

В младшей группе стоит придавать значение развитию пластичности и подвижности языка. Следует сформировать у ребят образно-выразительные умения: взяли куклу, покачали ее, спели колыбельную (звук [а]). Полетели, позвенели комариком (звук [з]). Играли в паровоз, который гудел (звук [у]). Превратились в сердитого гуся, который вытягивал шею и шипел (звук [ш]) и т. д.

Детям эти игры-упражнения нравятся и выполняют они их с удовольствием. Дальше можно закреплять звук в речи. Этот процесс требует более длительной тренировки. (Заучивание чистоговорок, игры в речевые игры, где речь коллективная сочетается с индивидуальной). Кроме речевой задачи одновременно ставятся и решаются задачи элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимики, пантомимы) в таких играх, как «Осенние листья», «Синица», «Комары и жуки», «Шар лопнул», «Лягушки и цапля».

Следующий этап работы по развитию звуковой культуры речи – формирование фонематического восприятия. Это развитие правильного звукопроизношения по подражанию. Детям предлагаются короткие предложения со словами, которые различались одним звуком. Вместе с чтением используются элементы театра на фланелеграфе (ковролине). Например, «В лесу живет мышка (мишка)». Дети должны уловить разницу в звучании. «Подскажи словечко», где, прослушав знакомый отрывок, добавляли в конце текста нужное слово.

Во всех играх и упражнениях необходимо вводить детей в художественный образ, который создается средствами выразительности: речевое дыхание, дикция, голос и интонационная выразительность, что важно для театрализованных игр.

Для выработки правильного речевого дыхания необходимо научить детей прежде всего длительному выдоху, поскольку это важно для разборчивости речи впоследствии. Дыхание у детей неглубокое, поверхностное. Природные свойства голоса – сила, тембр, диапазон. Чтобы сделать речь звучной, плавной, легкой, необходима постановка голоса. Ее можно уже проводить со старшими дошкольниками. Можно использовать сонорные звуки [м], [н], [л], [р] в упражнениях «Самолеты», «Гудок», «Колокола» и т. д.

Еще одним из средств выразительности является дикция – четкое проговаривание слов. Упражнения на дикцию можно проводить в форме хорового и индивидуального произношения. Можно играть в «Снежки», жонглировать, произнося следующие слоги: ба-бо-бу, пи-пэ-по, и проговаривать чистоговорки.

На занятиях по речи, голосу активное участие должна принимать и рука, т.к. многие театрализованные игры связаны с рукой – пальчиковый, перчаточный театры. Детям очень нравится надевать игрушку-перчатку на руку и манипулировать ее, сочетая действие-движение с речью.

Кроме движения рук, пальцев, способствующих развитию речи, есть возможность развивать и двигательную активность, ловкость, гибкость, пластичность, развивать воображение. Можно взять на вооружение упражнение «Цветок», в котором работа пальцев сочетается с речью. Можно двигаться как животные, подражая им: мишка неуклюжий, медлительный, волк быстрый, с резкими движениями, заяц передвигается прыжками и т.д.

Все эти игры и упражнения способствуют тому, что дети начинают образно передавать характер своих героев, которых они показывают и озвучивают в сказках «Колобок», «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц».

В самостоятельной деятельности дети закрепляют отработанный материал, что способствует дальнейшему благоприятному развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи детей 3-4 лет.

Вашему  вниманию предлагается материал для воспитателей ДОУ. Рассматриваются теоретические основы и предлагаются практические приёмы работы ....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....

Тренинг «Современные технологии как средство развития звуковой культуры речи»

Для достижения высоких результатов по формированию звуковой культуры речи и повышения эффективности образовательной деятельности, необходимо, использовать материал, который доступен и интересен детям....

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Формирование звуковой культуры речи детей от двух до трех лет.

В возрасте от 2 до 3 лет, малыши обладают огромными возможностями усвоения  звуковой стороны речи....

Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ...