План групповой работы
календарно-тематическое планирование на тему

Постольник Татьяна Викторовна

Перспективный план

групповой работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов

 в 1-4 классах на 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_gruppovoy_raboty.docx70.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза М.П. Константинова

СОГЛАСОВАНО                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора                                                                Директор ОУ                                                                                                    

                                                                     ____________

по УВР                                                                                            Г.А. Прибыткова

__________________                                                                     Приказ № ______

Н.А. Сиротина                                                                                от «__» __________ 2017г.

«___» __________ 2017 г.

Перспективный план

групповой работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов

 в 1-4 классах на 2017-2018 учебный год

Учитель начальных классов:                                                                                                                       Постольник Т.В.

г. Усмань, 2017

1 класс – 34 часов в год, 1 часа в неделю

Кол-во ч.

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся

1-3

1,5

Тест Керна-Йерасека на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

4

0,5

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый)

Знакомство с цветом.

Узнавание цвета,

сочетания цветов, оттенков цвета.

Дидакт. игра

Работа в группах

5

0,5

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов.

Закрепление и применение полученных знаний.

Узнавание цвета,

оттенков цвета.

Практич. занятие

Игровые упражнеия

Анализ цвета, сравнение

6

0,5

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки подходящие по цвету»)

Закрепление и применение полученных знаний

Практич. занятие

Сравнительный анализ контрастных цветов

7

0,5

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов.

Закрепление и применение полученных знаний

Практич. занятие

Группировка цветов по заданному признаку

8

0,5

Дидактическая игра «Назови цвет»

Закрепление и применение полученных знаний

Дидакт. игра

Работа в группах

9

0,5

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).

Формирование сенсорных эталонов цвета. Узнавание цвета,

сочетания цветов, оттенков цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету

Дидакт. игра

Сравнение, соотнесение предметов по цвету. Работа в группах и индивидуально

10-11

1

Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые.

Восприятие: величины: большой -маленький; высоты: высокий – низкий;

длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий;толщины: толстый – тонкий.

Практич. занятие

Ролевое проигрывание

Сравнительный анализ по заданному признаку

12

0,5

Сравнение 2 предметов по высоте и длине.

Закрепление знаний по параметрам:

высота и длина

Практич. занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

13

0,5

Сравнение 2 предметов по ширине и толщине.

Закрепление знаний по параметрам:

ширина и толщина

Практич. занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

14

0,5

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Дидакт. игра «Подбери двум куклам одежду»

Группировка предметов парных по величине и цвету (работа в группе)

15

0,5

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Практич. занятие

Группировка предметов по величине и цвету (контрастные формы)

16

0,5

Группировка по форме предметов двух контрастных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Практич. занятие

Работа в группах

17

0,5  

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины

Практич. занятие

Группировка плоскостных предметов контрастных по величине и цвету

18-19

1

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета

Дидакт. игра

Анализ предмета, используя тактильный анализатор

20

0,5  

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?»

Узнавание предметов и изображений.

Дидакт. игра

Анализ по заданному признаку

21

0,5  

Составление целого  из (2-3 детали) на разрезном материале

Конструирование предметов и изображений.

Практич. занятие

Развитие целостности восприятия

23

0,5  

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Узнавание предметов и изображений.

Дидакт. игра

Работа в группах

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

24

0,5  

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

Развитие крупной моторики

Практич. занятие

Работа в группах

25

0,5  

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Развитие крупной моторики

Практич. занятие

Индивидуальная работа

27

1

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа

28

0,5  

Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в группах

30

1

Конструирование из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практич. занятия

Работа в группах

32

1

Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практич. занятие

Работа в группах

33

0,5  

Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр.

Развитие графомоторных навыков

Практич. занятие

Работа в группах

35

1

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

Развитие мелкой моторики пальцев руки и   графомоторных навыков

Практич. занятие

Индивидуальная работа

36

0,5  

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

Развитие координации движений

Практич. занятие

Индивидуальная работа

38

1

Работа в технике «рваной» аппликации.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практич. занятие

Работа в группах

39

0,5  

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практич. занятие

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

40

0,5  

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидакт. игра «Море волнуется».

Работа в группах

41

0,5  

Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

Кинестетическое и кинетическое развитие

Практич. занятие

Изображение животных, игрушек, насекомых, техники.

Тактильно-двигательное восприятие

42

0,5  

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практич. занятие

Индивидуальная работа

44

1

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Дидактич. игра «Чудесный мешочек»

Работа в группах

45

0,5  

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практич. занятие

Работа в группах

46

0,5  

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практич. занятие

Работа в группах

48

1

Игры с крупной мозаикой.

Развитие тактильно- двигательного восприятия

Практич. занятия

Работа в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

49

0,5  

Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?»

Развитие слухового восприятия

Игра

Работа в группах

50

0,5  

Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

Работа в группах

52

1

Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?»

Развитие слухового восприятия учащихся

Практич. занятие Дидактич. игра «Громко- тихо»

Работа в группах, в парах

Развитие восприятия пространства

53

0,5  

Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад.

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие

Выполнение движений по инструкции, за учителем

54

0,5  

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Выполнение движений по инструкции

Практич. занятие

Работа в группе

55

0,5  

Ориентация на рабочем столе.

Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

Практич. занятие

Индивидуальная работа

56

0,5  

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)

Восприятие пространства

Практич. занятие

Индивидуальная работа

58

1

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Восприятие пространства

Практич. занятия

Индивидуальная работа

59

0,5  

Расположение предметов на листе бумаги.

Восприятие пространства

Дидакт. игра «Расположи верно»

Индивидуальная работа

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

60

0,5  

Нахождение отличительных и  общих признаков 2-х предметов.

Развитие зрительного восприятия

Игра «Сравни предметы»

Работа в группах

62

1

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета)

Развитие  зрительной памяти

Игра

Работа в группах

63

0,5  

Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?»

Развитие зрительного восприятия и памяти

Игра

Работа в группах

64

0,5

Упражнение для профилактики и коррекции зрения

Профилактика зрения

Гимнастика для глаз

Работа в группах

Восприятие времени

65

0,5  

Сутки. Последовательность событий.

Ориентация во времени суток

Практич. занятие

Работа в группах

66

0,5  

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

Ориентация во времени - неделя

Практич. занятие

Работа в группах

68

1

Дидактическая игра «Веселая неделя»

Закрепление и обобщение

Игра

Работа в группах

2 класс – 34 часов в год, 1 час в неделю

Кол-во ч.

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся

1-2

0,5

Тест Керна-Йерасека на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3

0,5

Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб)

Формирование сенсорных эталонов формы

Практич. занятие

Анализ предметов по параметрам

4

0,5

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидакт. игра «Угадай-ка»

Работа в группах

5

0,5

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Практич. занятие

Анализ предметов по оттенкам цвета

6

0,5

Различие цветов и оттенков.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидакт. игра «Что бывает такого цвета».

Работа в группах

7

0,5

Подбор оттенков к основным цветам.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидакт. игра «Подбери предмет такого же цвета».

Работа в группах

8

0,5

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

Формирование сенсорных эталонов формы

Практич. занятие

Беседа

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку

9

0,5

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

Формирование сенсорных эталонов формы

Практич. занятие

Беседа

Группировка предметов объемных и плоскостных форм.

10-11

1

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов

Практич. занятие

Беседа

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку

12

0,5

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов

Практич. занятие

Беседа

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку

13-14

1

Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.

Конструирование предметов

Практич. занятие

Беседа

Решение ситуационных задач

15

0,5

Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практич. занятие

Беседа

Решение ситуационных задач

16-17

1

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине)

Закрепление полученных знаний

Игра

Работа в группах

18-19

1

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкиепазлы)

Конструирование предметов

Практич. занятие, игра

Работа в группах

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

20-21

1

Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением

Развитие крупной моторики

«Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос».

Работа в группах (парах)

22

0,5

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

Развитие мелкой моторики

Практич. занятие

Индивидуальная работа

23-24

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики

Игра

Работа в группах

25

0,5

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

Развитие крупной и мелкой моторики

Практич. занятие

Беседа

Работа в группах

26-27

1

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

Развитие графомоторных навыков.

Практич. занятие

Беседа

Индивидуальная работа

28-29

1

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

Развитие графомоторных навыков.

Практич. занятие

Беседа

Индивидуальная работа

30-31

1

Графический диктант (по показу).

Выявить отклонения в развитии

Тест, диагностика

Индивидуальная работа

32-34

1,5

Работа в технике «объёмной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики

Практич. занятие

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

35

0,5

Движения и позы всего тела.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидакт. игра «Зеркало»

Работа в группах

36-37

1

Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидакт. игра «Угадай-ка»

Работа в группах

Тактильно-двигательное восприятие

38-39

1

Определение на ощупь предметов сложной формы.

Развитие тактильного восприятия

Дидакт. игра «Волшебный мешочек».

Работа в группах

40

0,5

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

Развитие тактильного восприятия

Практич. занятие

Индивидуальная работа

41-42

1

Игры со средней мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра

Работа в группах и индивидуально

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

43

0,5

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

Игра

Работа в группах и индивидуально

44-45

1

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

Игра

Работа в группах

46

0,5

Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

Игра

Работа в группах

Развитие восприятия пространства

47

0,5

Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко.

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие

Индивидуальная и групповая работа

48

0,5

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части .

Развитие восприятия пространства

Дидакт. игра «Обставим комнату».

Работа в группах

49

0,5

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».

Закрепление навыков

Практич. работа

Игра

Работа в группах

50-51

1

Дидактическая игра «Определи положение предмета»

Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Практич. работа

Игра

Работа в группах

52-53

1

Выполнение элементарных работ по замыслу.составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

Составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

Практич. работа по замыслу

Работа в группах

54

0,5

Расположение предметов на листе бумаги.

Развитие восприятия пространства

Дидактическая игра «Расположи верно».

Работа в группах

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

55-56

1

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Практич. занятия

Игра

Сравнительный анализ 2-х картинок

57

0,5

Упражнение для профилактики и коррекции зрения.

Профилактика зрения

Игра

Работа в группах и индивидуально

58-59

1

Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Практич. занятия

Игра

Работа в группах

60

0,5

Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Практич. занятия

Игра

Сравнительный анализ 2-х картинок

61

0,5

Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.

Развитие зрительного восприятия

Практич. занятия

Игра

Сравнительный анализ 2-х картинок

62

0,5

Таблицы Шульте.

Выявление уровня развития

Тест

Индивидуальная работа

63

0,5

Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

Развитие зрительной памяти.

Дидакт. игра

Работа в группах

64

0,5

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Дидакт. игра

Работа в группах

Восприятие времени

65-66

1

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

Восприятие времени (месяц, времена года)

Дидакт. игра «Что сначала, что потом?».

Работа в группах

68

1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Определение времени по часам.

Восприятие времени

Игры с моделью часов.

Работа в группах

3 класс – 34 часов в год, 1 час в неделю

Кол-во ч.

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся

1-2

1

Тест Керна-Йерасека на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Выполнение тестовых задач

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3

0,5

Cоотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Практич. занятие

Групповая и индивидуальная работа

4

0,5

Использование цвета для обозначения предметов: дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.

Развитие предпосылок символической деятельности мышления

Практич. занятие

Групповая и индивидуальная работа

5

0,5

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»).

Формирование сенсорных эталонов цвета

Дидакт. игра «Подбери кукле однотонную одежду»

Работа в группах

6

0,5

Выбор и группировка предметов на скорость.

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

Практич. занятие

Работа в группах

7-8

1

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практич. занятие

Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенному признаку

9

0,5

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. Д.).

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

Практич. занятие

Сравнительный анализ предметов по двум параметрам

10

0,5

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

Конструирование предметов

Практич. занятие

Работа в группах

11

0,5

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

Развитие сенсорных эталонов величины

Практич. занятие

Работа в группах

12

0,5

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Дидакт. игра

Работа в группах

13-14

1

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практич. занятие

Индивидуальная работа

15

0,5

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Дидакт. игра

Работа в группах

16-18

1,5

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

Конструирование предметов

Практич. занятие

Настольный «Лего»

Индивидуальная работа

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

19

0,5

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

Развитие крупной моторики

Практич. занятие

Индивидуальная работа

20-21

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики

Практич. занятие

Игра

Индивидуальная работа

22-23

1

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Практич. занятие

Игра

Индивидуальная работа

24

0,5

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

Развитие  мелкой моторики

Практич. занятие

Игра

Индивидуальная работа

25

0,5

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;  «Угадай, кто я?» (по пантомиме).

Развитие крупной и мелкой моторики

Игровые упражнения

Работа в группах

26

0,5

Рисование бордюров по образцу.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Дидакт. игра «Расставь значки в фигурах».

Индивидуальная работа

27-29

1,5

Графический диктант (зрительный и на слух).

Выявление отклонений в развитии  

Тест

Индивидуальная работа

30-31

1

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

32-33

1

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практич. занятие

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

34-35

1

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Игровые упражнения

Работа в группах

Тактильно-двигательное восприятие

36-37

1

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Работа в группах

38

0,5

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

39

0,5

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Дидакт. игра

Индивидуальная работа и в группах

40-41

1

Игры с сюжетной мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

42

0,5

Развитие чувства ритма.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дидакт. игра «Мы барабанщики

Работа в группах

43

0,5

Различение мелодий по темпу.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

Игровые упражнения

Работа в группах

Развитие восприятия пространства

44

0,5

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам).

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

45

0,5

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

46-47

1

Дидактическая игра «Лабиринт».

Развитие восприятия пространства

Дидакт. игра

Работа в группах

48

0,5

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие

Индивидуальная работа и в группах

Восприятие времени

49

0,5

Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

Развитие восприятия времени

Дидакт. игра

Работа в группах

50

0,5

Лото «Времена года».

Развитие восприятия времени

Дидакт. игра

Работа в группах

51-52

1

Определение времени по часам.

Развитие восприятия времени

Практич. занятие

Индивидуальная работа

Развитие мыслительных операций

53

0,5

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Развитие мыслительных операций

Дидакт. игра

Работа в группах

54-55

1

«Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета.

Развитие мыслительных операций

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

56-57

1

Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

Развитие мыслительных операций

Дидакт. игра

Работа в группах

58-59

1

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»).

Коррекция интеллектуального развития

Практич. занятие

Игровые упражнения

Работа в группах

60-61

1

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Развитие мыслительных операций

Дидакт. игра

Работа в группах

62

0,5

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.).

Формирование понимания последовательности событий,

Практич. занятие

Игровые упражнения

Решение ситуационных задач

63-64

1

Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Буквенная эстафета»)

Развитие мыслительных операций

Практич. занятие

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

65

0,5

Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями: «Как мальчику достать мячик?», «Как Саше накормить кролика?».

Формирование и развитие умения анализировать ситуацию

Практич. занятие

Решение ситуационных задач

66

0,5

Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.).

Формирование и развитие умения анализировать

Практич. занятие

Решение ситуационных задач

67

0,5

«Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок.

Развитие мыслительных операций

Практич. занятие

Решение ситуационных задач, загадок

68

0,5

Дидактическая игра «Найди различие и сходство».

Диагностика развития психомоторных и сенсорных процессов

Дидакт. игра

Работа в группах и индивидуально

4 класс – 34 часов в год, 1 час в неделю

Кол-во ч.

Тема урока

Цели урока

Форма урока

Деятельность учащихся

1-2

1

Обследование вновь прибывших детей.

Формирование групп для коррекционных занятий.

Диагностика

Индивидуальная работа

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3-4

1

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практич. занятие с элементами игры

Сравнительный анализ предметов

5

0,5

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практич. занятие с элементами игры

Работа в группах и индивидуально

6

0,5

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.

Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Практич. занятие с элементами игры

Сравнительный анализ предметов

7-8

1

Группировка предметов сходных цветов различных оттенков

Развитие сенсорных эталонов цвета

Практич. занятие

Беседа  

Сравнительный анализ предметов (индивидуально)

9

0,5

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

Развитие сенсорных эталонов цвета

Практич. занятие

Беседа  

Работа в группах и индивидуально

10

0,5

Определение постоянных цветов.

Развитие и закрепление сенсорных эталонов цвета

Дидакт. игра «Назови цвет».

Работа в группах

11-12

1

Построение по росту,  сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

Развитие  сенсорных эталонов величины

Практич. занятие с элементами игры

Работа в группах

13

0,5

Узнавание предмета по одному элементу.

Развитие  сенсорных эталонов величины

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Работа в группах

14

0,5

Узнавание предмета по словесному описанию.

Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Работа в группах

15-16

1

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкиепазлы).

Конструирование предметов

Практич. занятие

Работа в группах

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

17-18

1

Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.

Развитие крупной моторики

Практич. занятие с элементами игры

Работа в группах

19

0,5

Дорисовывание симметричной половины изображения.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Практич. занятие

Индивидуальная работа

20-21

1

Вычерчивание геометрических фигур.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Дидакт.игра «Почини коврик».

Работа в группах

22

0,5

Упражнения «Речь – ритм – движение».

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Практич. занятие

Индивидуальная работа

23-24

1

Графический диктант с усложненными заданиями.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Тестирование

Индивидуальная работа

25-27

1,5

Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений)

Развитие графомоторных навыков

Практич. занятие с элементами игры

Работа в группах

28

0,5

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции.

Развитие графомоторных навыков

Практич. занятие с элементами игры

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

29-30

1

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация.

Научить расслаблению

Релаксация.

Работа в группах

31

0,5

Воображаемые действия.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидакт. игра «Угадай-ка».

Работа в группах

Тактильно-двигательное восприятие

32-33

1

Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра  «Волшебный мешочек»

Работа в группах

34

0,5

Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Практич. занятие

Беседа

Работа в группах и индивидуально

35-36

1

Игры с мелкой мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Игра

Работа в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

37-38

1

Профилактика и коррекция зрения.

Профилактика и коррекция зрения

Гимнастика для глаз.

Работа в группах

39-40

1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Практич. занятие

Беседа

Работа в группах и индивидуально

41

0,5

Тренировка зрительной памяти.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дидактическая игра « Нарисуй по памяти».

Работа в группах

42

0,5

Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами»

Развитие слухового восприятия

Дидакт. игра

Работа в группах

Развитие восприятия пространства

43-44

1

Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие

Беседа

Индивидуальная работа

45

0,5

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве

Вербализация пространственных отношений

Практич. занятие

Беседа

Работа в группах

46

0,5

Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка.

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие  

Работа в группах

47-48

1

Дидактическая игра «Лабиринт»

Вербализация пространственных отношений

Практич. занятие с элементами игры

Работа в группах

49

0,5

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие с элементами игры

Решение ситуационных задач

50

0,5

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

Развитие восприятия пространства

Практич. занятие  

Работа в группах и индивидуально

Восприятие времени

51

0,5

Определение времени по часам.

Развитие восприятия времени

Практич. занятие с элементами игры

Работа в группах

52-53

1

«Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток)

Развитие восприятия времени

Дидакт. игра

Работа в группах

54

0,5

Последовательность основных жизненных событий.

Развитие восприятия времени

Игра «Чего не хватает?».

Работа в группах

55

0,5

Работа с календарем и моделью календарного года.

Развитие восприятия времени

Практич. занятие

Работа в группах

56

0,5

Длительность временных интервалов.

Развитие восприятия времени

Игра «Береги минутку».

Работа в группах

Развитие мыслительных операций

57

0,5

Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».

Развитие мыслительных операций (систематизация)

Дидакт. игра

Работа в группах,

решение ситуационных задач

58

0,5

Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).

Развитие мыслительных операций

Дидакт. игра

Работа в группах

59

0,5

Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».

Развитие мыслительных операций (систематизация)

Практич. занятие с элементами игры

Работа в группах,

решение ситуационных задач

60

0,5

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Практич. занятие

Решение ситуационных задач

61

0,5

Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.

Развитие мыслительных операций

Практич. занятие

Решение ситуационных задач

62

0,5

Таблицы Шульте (с буквами, с числами).

Определение уровня развития мыслительных операций

Тестирование

Выполнение тестов (индивидуально)

63

0,5

Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов).

Развитие мыслительных операций

Практич. занятие

Решение ситуационных задач

64

0,5

Формирование понимания скрытого смысла  

Развитие  адекватных реакций на юмор.

Практич. занятие

Решение ситуационных задач

65-66

1

Дидактические игры «Летает – не летает»,«Съедобное – несъедобное».

Развитие мыслительных операций

Дидакт. игра

«Живое – неживое»

Работа в группах

67

0,5

Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).

Развитие мыслительных операций

Дидакт. игра

Работа в группах

68

0,5

Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок.

Развитие мыслительных операций

Практич. занятие

Работа в группах и индивидуально


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План групповых мероприятий с родителями детей

План групповых мероприятий с родителями детей, посещающих структурное подразделение "Служба ранней помощи" ...

План индивидуально — групповой работы «Путешествие по англоязычным странам»

Программа «Путешествие по англоязычным странам» основана на формировании социокультурной компетенции учащихся.Программа предполагает занятия с учащимися 11-15 лет.Количество учебных часов - 35....

Тематический план групповых консультаций

Тематический план групповых консультаций ...

Тематический план групповых консультаций 9 класс

Тематический план групповых консультаций ...

План групповой работы с классом по улусному проекту «Самый читающий класс» педагога-библиотекаря по развитию интереса к чтению МБОУ «Тумульская СОШ»

Цель:создание условий для развития у учащихся интереса к чтению, обеспечивающих формирование духовно зрелой, образованной и социально ценной личности.Задачи:·...

План групповой работы учителя-дефектолога с детьми ЗПР

План групповой работы разработан по темам на два года на базе реализации программы АДОП "Умники и умницы"...