Выступление на метод. совете на тему: ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
методическая разработка на тему
Выступление на метод. совете на тему: ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metod._sovete_slovarnaya_rabota.docx | 175.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ «НУРЛАТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ».
учитель начальных классов: Г.Г. Абдрахманова
соответствие занимаемой должности
Нурлат, 2018 г.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная
со всеми разделами курса русского языка».
А. В. Текучев.
Выполнение программы по русскому языку в школе – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от развития орфографической грамотности. Постоянная задача начальной школы – формирование орфографических умений и навыков. Одно из них – умение правильно писать слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.
В настоящее время множество литературы предлагает различные методики формирования этого навыка. Однако интерес учителей к проблеме не ослабевает, так как учащиеся испытывают большие трудности при овладении этой орфограммой.
Следует помнить, что при изучении словарных слов с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует опираться на четыре вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение) и моторную. Память умственно отсталых детей развита слабо. Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.
Словарная работа проводится на всех уроках русского языка. Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу. Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Требования к проведению словарной работы в школе – интернат для детей с ОВЗ. При организации словарной работы на уроках русского языка в школе – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдать требования к ее проведению:
1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь так же, как в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи материала. Практические исследования показали, что для учащихся начальных классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа - 2-3 слова.
2. Необходимо стремиться к контекстному объяснению новых слов. По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.
3. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух; далее при активном участии учащихся разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств; затем слово еще раз прочитывается учениками, включается в предложение и записывается, если это происходит на уроке грамматики или в некоторых случаях на уроках развития устной речи.
4. Объяснение значения слова - это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность работы:
1. активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
2. обучающий характер учебной деятельности;
3. регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Условия, способствующие запоминанию:
• Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
• Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
• Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
• Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминается.
Ход работы над словами с непроверяемыми безударными гласными может быть следующим:
I. Введение нового слова (необходимо использовать иллюстрации или натуральные объекты);
II. Выяснение лексического значения слова (учитель предлагает детям самостоятельно назвать части, признаки предмета или явления);
III. Чтение напечатанного на табличке слова (напечатанное на табличке слово, в котором выделены буквы для запоминания и поставлено ударение. Затем учащиеся находят это слово в учебнике или в орфографическом словаре, читают слово и еще раз уточняют его написание. Кроме того, можно предложить прочитать слово по слогам, орфографически);
IV. Проведение фонетического разбора слова (количество букв, звуков, сколько гласных, сколько согласных определяют количество слогов в слове. Какой слог ударный и как можно переносить это слово);
V. Запись слова в тетрадь (выделяют при этом орфограммы и ставят ударение; можно записать слово еще раз, поделив его на слоги);
VI. Подбор и запись родственных слов. В родственных словах выделяются орфограммы;
VII. Составление словосочетаний и предложений с данным словом. Работа, направленная на закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами (слова с непроверяемыми орфограммами должны закрепляться в течение всего урока путем включения их в упражнения различного характера). При подведении итогов урока обращается внимание на то, какие слова с непроверяемыми написаниями были изучены на этом уроке.
Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием. Как можно строить словарную работу?
Первый этап – проверка домашнего задания. Некоторые ученики работают у доски. В заданиях есть изученные ранее словарные слова. Дети первой группы работают с карточками и перфокартами. В перфокартах необходимо вставить буквы, слова, подобрать родственные слова. Ребята 2 группы - на карточках изображены предметные картинки. Дети записывают их названия (это заранее изученные словарные слова) в тетрадь. Ориентирует детей, что в случае сомнения они могут найти слово в словаре. Задания, которые выполнялись учениками за партами, проверяет учитель. Задания у работающих у доски проверяют ученики.
Второй этап – чистописание – проводится ежеурочно (кроме контрольных работ). Ученики прописывают предложенные учителем буквы, элементы букв и их соединения. Затем дается задание: записать словарные слова с сочетанием –оро- (сорока, ворона, воробей, скоро, горох, город); записать словарные слова, в которых есть две буквы «т» ( трактор, театр, считать….)
Третий этап – словарная работа. Для заучивания даются слова по алфавитному списку, данные в учебнике. На первом уроке дети выписывают себе в тетрадь, а учитель на доску из словаря группу слов (например, на буквы «а» и « б», ставят ударение, выделяют буквы для запоминания). Слова делятся так, чтобы их хватило для заучивания на три четверти, в четвертой идет закрепление всех изученных слов. Каждая группа слов заучивается на протяжении двух недель.
Четвертый этап - работа с текстом. Нахождение и выделение в тексте словарных слов. Подчеркивание слабого места в слове, постановка ударения.
Виды заданий для закрепления написания слов с непроверяемыми орфограммами:
1. Выделение слов с непроверяемыми орфограммами и запоминание их правописания (это задание развивает орфографическую зоркость);
2. Выписывание слов с различными орфограммами: а) Выписывание слов в алфавитном порядке; б) Выписывание слов с двойными согласными;
3. Подбор слов с непроверяемыми орфограммами. Подобрать к каждому существительному прилагательное, а к каждому прилагательному существительное, подчеркнуть непроверяемые безударные гласные корня;
4. Подбор однокоренных членов к данным обобщающим словам;
5. Запись слов, в которых нужно вставить пропущенную букву;
6. Словарные диктанты. а) Выборочные диктанты. Учитель читает текст, из которого учащиеся должны выбрать и выписать слова с непроверяемыми орфограммами. б) Словарно-орфографический диктант. Словарно-орфографический диктант можно проводить чаще других, т. к. он невелик по объему и требует меньше времени (8-19 мин), чем обычный обучающий или контрольный диктант. в) Словарный диктант с элементами занимательности;
7. Картинный диктант;
8. Диктант с комментированием;
9. Игра "Узнай и запиши". Здесь можно использовать загадки или учитель называет лексическое значение слов. Учащиеся отгадывают и записывают словарное слово в тетрадь.
10. Собрать слово из слогов. Например: шют, па, ра, тер, са; зал, вок, те, фон, ле.
Орфографическое проговаривание слов по слогам - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти.
Организация словарно-орфографической работы в школе – интернат для детей с ОВЗ имеет свои особенности. Учащимся с нарушенным интеллектом требуется более подробное изучение слова, разные виды работы (например, орфографическое проговаривание, мнемонические приёмы).
В "Орфографические пятиминутки" можно включить следующие задания:
1. Чтение стихов, нахождение в них словарных слов, с последующей записью их в тетрадь;
2. Игра в "Футбол". Класс делится на две команды, которые в порядке очереди выходят к доске и вставляют в слово пропущенную букву, затем команды проверяют друг друга;
3. Игры "Собери слово из слогов", "Расшифруй слово", "Вставь пропущенное слово", "Недописанные элементы букв словарного слова", "Лишнее слово";
4. Узнавание слова по описанию признаков предмета;
5. Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с "окном") – это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи;
6. Составление рассказа из группы словарных слов (станок, верстак, стамеска, металл, железо);
7. Составление деформированного предложения;
8. Отгадывание кроссвордов.
Путем многочисленных упражнений орфографические умения автоматизируются, превращаются в навык.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в СКОШ VIII вида;
2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы;
3. Федченко А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в 4классе вспомогательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему "Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся".
Данное выступление дает ответ на вопросы: "Что такое мотивация?", "Как развить мотивацию?", "Какие этапы волевого действия можно использовать?"...
Выступление на педагогическом совете по теме «Формы организации учебной деятельности школьников»
Выступление по теме "Формы организации учебной деятельности школьников"....
Приемы работы по изучению словарных слов с детьми начальной школы
В презентации обобщен опыт работы с детьми начальных классов по изучению словарных слов. Выделены эффективные способы работы в этом направлении....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему: «Методические приемы варьирования степени физической нагрузки в подвижной игре»
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Зд...
Доклад на тему "Приемы и формы работы над словарным словом".
В школьной программе по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является за...
Приемы работы при изучении словарных слов
Приемы работы со словарными словами...