Доклад на тему "Приемы и формы работы над словарным словом".
статья по русскому языку на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

   В школьной программе по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orf.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ленинская СОШ»

Приемы и формы работы

над словарным словом.

Учитель: Гриненкова Е.М.

2017 г.

   В школьной программе по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

   При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

   Попробую раскрыть систему работы над словарным словом на уроках русского языка.

   В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников я организовываю так, чтобы в определенной взаимосвязи проводить работу по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривать в единстве.  У учащихся развивается разносторонний  подход к слову.

   В результате этого я  проклассифицировала виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

   Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

   В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так как слышится.

   Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Упражнения для формирования фонетических понятий.

  1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог.
  2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.
  3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т.д.)
  4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот. .
  5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
  6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
  7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»  Д.р.вн., м.л.т.к, к.ньк., п.ртр.т, с.л.м., т.л.ф.н.
  8. Игра «Собери слово»: пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
  9. Игра «Догадайся, что за слово».

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

(ворона, корова, сорока, молоко, солома)

  1.  Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова: го (город, горох,  горизонт). И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили,

Из книжки в норку утащили.

..суда, ..рёза, ..сква.

  1. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
  2. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
  3. Чайнворд.

В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

  1. Игра «Волшебные домики».

Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами:

Лаг.рь       т.традь

К.стер       с.рень

Р.бята       св.бода

Ул.ца        уч.ник

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.

  1. Игра «Кто больше придумает слов».

Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.(с и г о т р я а е ь л)

  1. Игра «Расшифруй слово».

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

2 10 13 6 20 (билет); 26 16 22 7 18 (шофёр)

  1. Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

Берег

Сорока и т.д.

  1. Выборочный диктант.

Учитель читает предложения, а дети записывают только слова с непроверяемыми безударными гласными.

  Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют письмо с «окошками».

   Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление нашей классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путём разнообразных упражнений. Вот примеры таких упражнений.

  1. От слов берёза, праздник, яблоко, солома образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
  2. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к- .
  3. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки. Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
  4. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания. Ребята радостн… .Берёза кудряв… . Улица многолюдн… . Календарь перекидн… .
  5. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом КРАСИВЫЙ. Приставка в нём такая же, как в слове ПРЕВРАЩАТЬСЯ, суффикс, как в слове ЦВЕТНОЙ, окончание, как в слове МОРКОВНЫЙ. А в целом слово является прилагательным.
  6. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

подарил

дружил            девочка

говорил

люблю

думаю        собака

горжусь

  1. Работа над деформированным предложением. Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?

Мой папа дал объявление в (газета). Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным. На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

  1. Найдите в тексте однокоренные слова. Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: вареньем малиновым пахнет.

  Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

   При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

  1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
  2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
  3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

Воробей (какой?)… .

Газета (какая?)… .

Молоко (какое?)… .

  1. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
  2. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?

…на ухо наступил.

Слово – не …, вылетит – не поймаешь.

  1. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

Машина остановилась…(дом).

Дети читали книги…(космонавт).

Заяц быстро нёсся…(лес).

  1. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Адрес (адресный, адресок, адресовать). Ветер (ветерок, ветреный, обветрить).
  2. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных: интересный случай, аккуратный ученик, берёзовая аллея.
  3. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

Кто живет в лесу?

В чем хранятся ручки и карандаши?

Какой овощ растет на огороде?

   Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются  и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

  1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

Берёза…    …   …    в небе

Огурец…   …   …   в доме

Воробей…   …   …   в школе

Комната…   …   …   в лесу

Ученик…   …   …   в огороде

  1. Составьте предложение с данными словами (ветер, капуста, осина, товарищ).
  2. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; различные по интонации: восклицательные и невосклицательные.
  3. Составьте предложения с данными словосочетаниями. (Веселый праздник, красивая одежда, рисунок, узкая лестница).
  4. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.

Край земли у водной поверхности.

Комната для занятий в школе.

  1. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге - … .(Картинка)

Килограмм – это тысяча…(грамм).

Мать родимая - …любимая(Родина)

  1. Из слов составьте предложение (огород, растет, в, картофель).
  2. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок. Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

  1. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к моему другу петуху. Встретил ё. лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!

   В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

   На практике можно использовать следующие виды упражнений:

  1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
  2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет;

Капуста, помидор, солома, морковь;

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

  1. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

На берегу возвышается старинный … .       стоИт

Квартира была закрыта на … .                     стОит

Билет в театр … десять рублей.                  замОк

Телефон … на тумбочке.                              зАмок

  1. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

  1. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы» и т.д.
  2. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
  3. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
  4. Назовите одним словом.

Сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.

Понедельник, вторник, среда и т.д.

Крупное промышленное предприятие (завод).

Руководитель школы (директор).

  1. Игра «Кто как голос подаёт?»

Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

П…тух         чирикает.

С…рока       лает.

С…бака       кукарекает.

К….рова     стрекочет.

В…рона     мычит.

В…робей     каркает.

  1. Выбери те наиболее подходящее слово. Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж…леза мы сделали ведро.

М…дведи очень испугались и  (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

  1. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.

Волны тихо… у берега.

Молоко…из ведра.

Рабочий продолжает…сталь.

  1. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:

Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо;

Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например: чистая, неисписанная тетрадь; чистые, вымытые руки; чистое, безоблачное небо и т.д.

  1. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.

У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.

Ребята идут в парк. – Часы правильно идут.

Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.

  1. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, нужное в данный момент речи, предлагаю такое упражнение.

Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.

Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.

   Осенью дует…ветер.  …ветер гуляет на просторе. …ветер гонит стаи туч на край земли.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для работы со словарными словами повышенной трудности для учащихся 10-11 классов

Данная словарная работа проводится на уроках при повторении тем "Лексика", "Орфография" Слова с непроверяемыми гласными в корне слова, задания на подбор однокоренных слов и синонимов к таким трудным с...

Виды работы со словарными словами (5 класс, по УМК В.В.Бабайцевой)

 Прочитайте слова по слогам, поставь ударения, выдели корни.Здоровье, здоровяк, здравия желаю, подобру-поздорову, здравствовать, здравствуй, здравствуйте, выздоравливай, выздоровлю.Обозначьте, что общ...

"Ассоциативный орфографический словарь". Из опыта работы со словарными словами.

        Работа со словарными словами является одной из самых сложных в школе. Данный учебный материал - это  словарная статья  "Ассоциативного орфографического сло...

Виды работы над словарными словами.

В программе по русскому языку для коррекционных школ большое место отводится для работы со словарными словами. Каждый год обучения учащиеся должны запомнить значение и правописание около шести десятко...

Работа со словарными словами и словами-исключениями из правил

В методической разработке представлены  некоторые активные формы работы на уроке русского языка со словарными словами и словами- исключениями из правил....

Выступление на метод. совете на тему: ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Выступление на метод. совете на тему: ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ  НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ...

Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка

Данный материал может стать подспорьем в работе со словарными словами...