Виды работы над словарными словами.
статья по русскому языку на тему

Крайко Ирина Алексеевна

В программе по русскому языку для коррекционных школ большое место отводится для работы со словарными словами. Каждый год обучения учащиеся должны запомнить значение и правописание около шести десятков словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_raboty_nad_slovarnymi_slovami.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Виды работы над словарными словами.

В программе по русскому языку для коррекционных школ большое место отводится для работы со словарными словами. Каждый год обучения учащиеся должны запомнить значение и правописание около шести десятков словарных слов. Это нелегко.

Работа над словарными словами состоит из нескольких этапов.

Первоначальное знакомство. Включение слова в пассивный словарный запас. На этом этапе дети учатся правильно произносить слово, делить его на слоги, определять место ударения в слове, узнают и осознают лексическое значение слова.

Знакомство с морфологическими признаками слова, включения его в предложения.

Перевод слова из пассивного словарного запаса в активный. Склонение, спряжение словарного слова. Придумывание с ним предложений, подбор однокоренных слов.

Включение слова в долговременную память. Встречая пройденное слово в упражнении, в текстах по чтению, в учебниках по другим предметам, ученик должен узнавать слово. Употребление слова в своей речи.

Конечно, все эти этапы работы над словом задача не одного урока, а системная, кропотливая, ежедневная работа.

Для того, чтобы у учащихся не исчез интерес к изучению новых слов, я стараюсь разнообразить виды работы.

Изучение слов по темам. Все слова легко объединить в группы, тогда их легче запомнить. Так словарные слова для учащихся 6 класса я делю по группам «Город», «Труд», «География», «Еда», «Политика», «Профессии».

По буквам алфавита группирую слова: телеграф, территория, типография и т.д.

По столбикам (в учебнике).

Карточки с самопроверкой. На одной стороне карточки слово с пропущенной орфограммой, на другой без пропуска.

банд . роль           бандероль     . Ученик списывает слова в тетрадь, затем переворачивает карточку и проверяет себя.

Устное повторение слов по таким же (только большего размера) карточкам (хором, по-одному, по цепочке). Если допущена ошибка, молча переворачиваю карточку и ученик исправляет.

Диктант-молчанка (по этим же карточкам). На первом этапе демонстрирую слово без пропуска букв, на втором – с пропуском.

Обратный диктант. Называю значение слова, а дети должны его записать. Например: больничный лист (бюллетень), место для взлета и стоянки самолетов (аэродром), магазин, где можно купить торт (кулинария).

Диктант-загадка.

День и ночь стою на крыше

Всех труб выше. (антенна)

     Заверчу, закружу

     В небеса улечу. (вертолет)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам

На одном таком листе

Много разных новостей. (газета)

Игра «Узнай слово».

а . о . е т  (абонемент)

аэ ….. м  (аэродром) или ш . сс . (шоссе).

Работа с перфокартами.

Все словарные слова, объединенные по темам, написаны на перфокартах, с прорезью для букв. Каждый ученик несколько раз работает с каждой перфокартой, сам себя проверяет по словарику (I и II группы, а III группа – учитель), отмечает карандашом на обратной стороне карточек количество ошибок. Например:

Перфокарта «Дерево»   Саша – 4 ошибки

                                         Оля – 2 ошибки

                                         Коля  - 0 ошибок

                                         Саша – 0 ошибок.

Когда ошибок «0» ученик с этой перфокартой больше не работает. Таким образом слова запоминаются прочно.

«Зажги фонарик». В тексте на доске дети находят слова и ставят под ними красный магнитный кружок (можно заменить красным мелом).

Кокография. Это уже на этапе повторения, когда группа слов хорошо усвоена, пишу их на доске с ошибками. Дети с большим удовольствием исправляют.

Игра «Кто больше расскажет о слове» (с использование «Толкового словаря»). Например: операция – это сложное слово состоит из 8 букв – 5 гласных, 3 согласных, пяти слогов, третий слог ударный. Операция – это лечебная помощь, выражающая в непосредственном механическом воздействии на ткани, органы. Операция – это и координированные военные действия. Однокоренные слова: операционный, оперировать, оперативные. Операция – это имя существительное, женского рода, 1 склонение, единственное число, в Именительном падеже. «Спрятались» в нем слова «рация», «опер».

Самодиктант. У доски 4-5 учащихся пишут в столбик словарные слова, запомнили.

Составление рассказов со словами, тематически не связанными друг с другом. Например даю слова на «к» (8 класс) – кафе, квалификация, квитанция, клиент.

«Клиент занял очередь к парикмахеру, а сам пока пошел в кафе, где работал повар высшей квалификации. Под столом валялась какая-то квитанция».

Это упражнение будит мысль детей. И если на первых парах они с трудом справляются с таким заданием, то после нескольких раз придумывают быстро и интересно.

«Угадай, какое слово я задумал?». Ученик дает описание словарного слова, отгадавший записывает его на доске, загадывает свое и т.д.

«Буквы перепутались».

а т е ф н о к    (конфета)

с з р в е и        (сервиз)

«Будь внимателен». Читаю один столбик слов, одно пропускаю. Какое?

Найди и подчеркни слова.

жбдапельсинврдпмандаринъьы

Слово в пословице.

Прошу найти дома пословицу, в которой встречаются словарные слова.

«Третий лишний».

Абонемент

Аэродром

Бандероль ( на «б», женского рода, 3 слога)

«Что изменилось?». В начале урока на магнитной доске выставляю 8-10 карточек со словарными словами. Когда дети работают в тетрадях, меняю местами 2-3 слова, или убираю одно, или заменяю другими.

«Назови по порядку». Демонстрирую карточки со словарными словами. Нужно повторить слова в порядке предъявления.

Сколько запомнили. На доске словарные слова. Одну – две минуты учащиеся читают их. Стираю. Запишите в тетрадь.

Какое слово встречается чаще других. Такое задание полезно, когда большинство детей делают ошибки в одном и том же слове. Его и берем.

Зубр кафе лист рысь кафе рота кафе флаг.

Что между ними общего?

Гражданин – искусство – это словарные слова, имена существительные в Именительном падеже, по 3 слога.

Экспедиция – операция – это словарные слова, имена существительные в Именительном падеже, 1 склонение, единственное число, оканчиваются на –ция.

Анаграмма. Из отдельных букв составить словарное слово.

о о а к с м н в т – космонавт

д р к тр и е – директор

Придумывание синонимов и антонимов (когда возможно).

Отечество – Родина – чужбина

Середина – центр – край

«Украсим слово», т.е. подберем к нему как можно больше прилагательных.

Телеграмма – срочная, радостная, поздравительная, печальная, трогательная.

Продолжи предложение (с «Толковым словарем»)

Абонемент – это …

Рассели слова в три домика по склонениям.

Запиши как можно больше слов по теме «Город», «Политика» и т.д.

Все эти упражнения позволяют поддерживать у детей постоянный интерес к словарным словам; выработать достаточно прочный навык правописания. Словарные диктанты почти всегда мы пишем без «2». Конечно, если применять в системе эти упражнения, то это требует тщательного планирования каждого отдельного урока и уроков по неделям, месяцам. Но результат стоит усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для работы со словарными словами повышенной трудности для учащихся 10-11 классов

Данная словарная работа проводится на уроках при повторении тем "Лексика", "Орфография" Слова с непроверяемыми гласными в корне слова, задания на подбор однокоренных слов и синонимов к таким трудным с...

Виды работы со словарными словами (5 класс, по УМК В.В.Бабайцевой)

 Прочитайте слова по слогам, поставь ударения, выдели корни.Здоровье, здоровяк, здравия желаю, подобру-поздорову, здравствовать, здравствуй, здравствуйте, выздоравливай, выздоровлю.Обозначьте, что общ...

"Ассоциативный орфографический словарь". Из опыта работы со словарными словами.

        Работа со словарными словами является одной из самых сложных в школе. Данный учебный материал - это  словарная статья  "Ассоциативного орфографического сло...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Работа со словарными словами и словами-исключениями из правил

В методической разработке представлены  некоторые активные формы работы на уроке русского языка со словарными словами и словами- исключениями из правил....

Виды работы со словарными словами на уроках чтения

Словарная работа на уроках чтения...

Виды работы со словарными словами на уроках русского языка

Упражнения и тексты со словарными словами...