Виды работы над словарными словами.
статья по русскому языку на тему
В программе по русскому языку для коррекционных школ большое место отводится для работы со словарными словами. Каждый год обучения учащиеся должны запомнить значение и правописание около шести десятков словарных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работы над словарными словами.
В программе по русскому языку для коррекционных школ большое место отводится для работы со словарными словами. Каждый год обучения учащиеся должны запомнить значение и правописание около шести десятков словарных слов. Это нелегко.
Работа над словарными словами состоит из нескольких этапов.
Первоначальное знакомство. Включение слова в пассивный словарный запас. На этом этапе дети учатся правильно произносить слово, делить его на слоги, определять место ударения в слове, узнают и осознают лексическое значение слова.
Знакомство с морфологическими признаками слова, включения его в предложения.
Перевод слова из пассивного словарного запаса в активный. Склонение, спряжение словарного слова. Придумывание с ним предложений, подбор однокоренных слов.
Включение слова в долговременную память. Встречая пройденное слово в упражнении, в текстах по чтению, в учебниках по другим предметам, ученик должен узнавать слово. Употребление слова в своей речи.
Конечно, все эти этапы работы над словом задача не одного урока, а системная, кропотливая, ежедневная работа.
Для того, чтобы у учащихся не исчез интерес к изучению новых слов, я стараюсь разнообразить виды работы.
Изучение слов по темам. Все слова легко объединить в группы, тогда их легче запомнить. Так словарные слова для учащихся 6 класса я делю по группам «Город», «Труд», «География», «Еда», «Политика», «Профессии».
По буквам алфавита группирую слова: телеграф, территория, типография и т.д.
По столбикам (в учебнике).
Карточки с самопроверкой. На одной стороне карточки слово с пропущенной орфограммой, на другой без пропуска.
банд . роль бандероль . Ученик списывает слова в тетрадь, затем переворачивает карточку и проверяет себя.
Устное повторение слов по таким же (только большего размера) карточкам (хором, по-одному, по цепочке). Если допущена ошибка, молча переворачиваю карточку и ученик исправляет.
Диктант-молчанка (по этим же карточкам). На первом этапе демонстрирую слово без пропуска букв, на втором – с пропуском.
Обратный диктант. Называю значение слова, а дети должны его записать. Например: больничный лист (бюллетень), место для взлета и стоянки самолетов (аэродром), магазин, где можно купить торт (кулинария).
Диктант-загадка.
День и ночь стою на крыше
Всех труб выше. (антенна)
Заверчу, закружу
В небеса улечу. (вертолет)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета)
Игра «Узнай слово».
а . о . е … т (абонемент)
аэ ….. м (аэродром) или ш . сс . (шоссе).
Работа с перфокартами.
Все словарные слова, объединенные по темам, написаны на перфокартах, с прорезью для букв. Каждый ученик несколько раз работает с каждой перфокартой, сам себя проверяет по словарику (I и II группы, а III группа – учитель), отмечает карандашом на обратной стороне карточек количество ошибок. Например:
Перфокарта «Дерево» Саша – 4 ошибки
Оля – 2 ошибки
Коля - 0 ошибок
Саша – 0 ошибок.
Когда ошибок «0» ученик с этой перфокартой больше не работает. Таким образом слова запоминаются прочно.
«Зажги фонарик». В тексте на доске дети находят слова и ставят под ними красный магнитный кружок (можно заменить красным мелом).
Кокография. Это уже на этапе повторения, когда группа слов хорошо усвоена, пишу их на доске с ошибками. Дети с большим удовольствием исправляют.
Игра «Кто больше расскажет о слове» (с использование «Толкового словаря»). Например: операция – это сложное слово состоит из 8 букв – 5 гласных, 3 согласных, пяти слогов, третий слог ударный. Операция – это лечебная помощь, выражающая в непосредственном механическом воздействии на ткани, органы. Операция – это и координированные военные действия. Однокоренные слова: операционный, оперировать, оперативные. Операция – это имя существительное, женского рода, 1 склонение, единственное число, в Именительном падеже. «Спрятались» в нем слова «рация», «опер».
Самодиктант. У доски 4-5 учащихся пишут в столбик словарные слова, запомнили.
Составление рассказов со словами, тематически не связанными друг с другом. Например даю слова на «к» (8 класс) – кафе, квалификация, квитанция, клиент.
«Клиент занял очередь к парикмахеру, а сам пока пошел в кафе, где работал повар высшей квалификации. Под столом валялась какая-то квитанция».
Это упражнение будит мысль детей. И если на первых парах они с трудом справляются с таким заданием, то после нескольких раз придумывают быстро и интересно.
«Угадай, какое слово я задумал?». Ученик дает описание словарного слова, отгадавший записывает его на доске, загадывает свое и т.д.
«Буквы перепутались».
а т е ф н о к (конфета)
с з р в е и (сервиз)
«Будь внимателен». Читаю один столбик слов, одно пропускаю. Какое?
Найди и подчеркни слова.
жбдапельсинврдпмандаринъьы
Слово в пословице.
Прошу найти дома пословицу, в которой встречаются словарные слова.
«Третий лишний».
Абонемент
Аэродром
Бандероль ( на «б», женского рода, 3 слога)
«Что изменилось?». В начале урока на магнитной доске выставляю 8-10 карточек со словарными словами. Когда дети работают в тетрадях, меняю местами 2-3 слова, или убираю одно, или заменяю другими.
«Назови по порядку». Демонстрирую карточки со словарными словами. Нужно повторить слова в порядке предъявления.
Сколько запомнили. На доске словарные слова. Одну – две минуты учащиеся читают их. Стираю. Запишите в тетрадь.
Какое слово встречается чаще других. Такое задание полезно, когда большинство детей делают ошибки в одном и том же слове. Его и берем.
Зубр кафе лист рысь кафе рота кафе флаг.
Что между ними общего?
Гражданин – искусство – это словарные слова, имена существительные в Именительном падеже, по 3 слога.
Экспедиция – операция – это словарные слова, имена существительные в Именительном падеже, 1 склонение, единственное число, оканчиваются на –ция.
Анаграмма. Из отдельных букв составить словарное слово.
о о а к с м н в т – космонавт
д р к тр и е – директор
Придумывание синонимов и антонимов (когда возможно).
Отечество – Родина – чужбина
Середина – центр – край
«Украсим слово», т.е. подберем к нему как можно больше прилагательных.
Телеграмма – срочная, радостная, поздравительная, печальная, трогательная.
Продолжи предложение (с «Толковым словарем»)
Абонемент – это …
Рассели слова в три домика по склонениям.
Запиши как можно больше слов по теме «Город», «Политика» и т.д.
Все эти упражнения позволяют поддерживать у детей постоянный интерес к словарным словам; выработать достаточно прочный навык правописания. Словарные диктанты почти всегда мы пишем без «2». Конечно, если применять в системе эти упражнения, то это требует тщательного планирования каждого отдельного урока и уроков по неделям, месяцам. Но результат стоит усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-21190-1425138881.jpg)
Карточки для работы со словарными словами повышенной трудности для учащихся 10-11 классов
Данная словарная работа проводится на уроках при повторении тем "Лексика", "Орфография" Слова с непроверяемыми гласными в корне слова, задания на подбор однокоренных слов и синонимов к таким трудным с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/03/picture-34531-1633256252.jpg)
Виды работы со словарными словами (5 класс, по УМК В.В.Бабайцевой)
Прочитайте слова по слогам, поставь ударения, выдели корни.Здоровье, здоровяк, здравия желаю, подобру-поздорову, здравствовать, здравствуй, здравствуйте, выздоравливай, выздоровлю.Обозначьте, что общ...
"Ассоциативный орфографический словарь". Из опыта работы со словарными словами.
Работа со словарными словами является одной из самых сложных в школе. Данный учебный материал - это словарная статья "Ассоциативного орфографического сло...
Инновационные методы работы над словарными словами в классах «Особый ребенок»
Словарная работа это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, цель которой - сделать процесс усвоения словарных слов боле эффективным. Предложенная работа поможет к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/18/picture-274684-1374145893.jpg)
Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-597194-1424597762.jpg)
Работа со словарными словами и словами-исключениями из правил
В методической разработке представлены некоторые активные формы работы на уроке русского языка со словарными словами и словами- исключениями из правил....
Виды работы со словарными словами на уроках чтения
Словарная работа на уроках чтения...