Семинар - практикум для педагогов " Развитие мелкой моторики у детей с использованием нестандартного оборудования "
консультация на тему

Хазикова Оксана Валерьевна

Материал раскрывает традиционные и нетрадиционные методы работы над мелкой моторикой руки у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika_seminar.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

                      Семинар – практикум для педагогов

                          « Развитие мелкой моторики у детей

                 с использованием нестандарного оборудования»

     На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Состояние мелкой моторики ребёнка имеет большое значение и может расцениваться как один из показателей физического и психического развития.

У детей с речевыми проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более  развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Существует множество способов развития мелкой моторики, их можно разделить на две группы:

- традиционные

- нетрадиционные

Результаты исследований Бернштейна Н.А., Денисовой М.П., Чистяковой М.Ю., что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его активного взаимодействия с окружающей средой. Своевременное выявление проблем моторного развития детей ориентируют педагогов на организацию поиска методов и приёмов коррекционной работы, адекватных уровню развития, возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приёмами используются и нетрадиционные.

К традиционным относят:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

- игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- графические упражнения : штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам.

- игры настольные: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок

- предметная деятельность, игры с пластилином, глиной, песком.

-  куклы на руку.

К нетрадиционным относят:  

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками, шариками су- джок, каучуковыми мячиками;

- игры с пальчиками с использованием разнообразного материала ( бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (прищепки, решётки для раковины, расчёски, резинки и зажимы для волос, зубные щётки, бигуди, верёвки, пуговицы и многое другое);

- игры и упражнения с использованием «сухого бассейна», наполненного песком, крупой, семенами растений, мелкими камешками.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме.

Кроме того, проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования формирует познавательную активность и творческое воображение детей, развивает зрительное и слуховое восприятие, психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, развивают просодическую сторону речи : чувство темпа, ритма, дикции, выразительности речи ( в упражнениях с речевым сопровождением).

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Игры с еловыми шишками

Раз, два, три, четыре, пять

Шишку будем мы катать

Шишку будем мы катать

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко.

( перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения).

Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочерёдно.

Игры с грецкими орехами

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Прокачу я свой орех

По ладошкам снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Игры с фасолью, горохом и  макаронами.

На картоне нарисовать изображение, после этого нанести клей и наклеивать фасоль, горох, макароны.

Я взяла горошку

Выложить дорожку

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка!

Пальчик-пальчик, мой хороший

Ты прижми к столу горошек

Покрути и покатай

И другому передай!

Игры с применением хозяйственно-бытового оборудования можно использовать не только в детском саду, но  и рекомендовать родителям для работы с детьми дома.

Игры с полиэтиленом

Ребёнок комкает пальцами платочек или кусочек пакета в ладонь. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнить это упражнение только одной рукой. Сопровождать эту игру можно таким стихотворением:

У меня живот проглот-

Весь платок от скушал вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

Игры с верёвкой

1.Завязывая на верёвке узелки и перебирая их пальцами, называть на каждый узел (по порядку) месяцы, времена года, членов своей семьи, домашних и диких животных.

2. Плетение косичек из верёвочек.

Игры с шнурками

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребёнку перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы ручейка.

Из цветных кусочков ткани вырезать разные фигурки и продевать туда шнурок.

Игры с пуговицами

Нанизывать на проволоку или нитки, выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с ушками, считать пуговицы на ощупь, разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный камешек.

Игры с бельевыми прищепками

Прищепками подхватывать и переносить лёгкие предметы ( листок бумаги, лоскуток), сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепку одну к другой, изготавливать игрушки ( ёжик, солнышко, осьминожка).

Игры с решёткой для раковины

Решётку можно использовать для пальчиковой гимнастики:

Шёл по лесу добрый гном

С разноцветным колпачком

Шёл и песню напевал

И вразвалочку шагал.

Дети кладут решётку на колени или на стол, «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая шаг на каждый ударный слог – двумя руками одновременно.

Также в решётку для раковины можно продевать ленточки, а потом завязывать бантики.

Игры с зубочисткой

Заранее на листе бумаги нужно нарисовать какой-то рисунок, букву или цифру. После этого лист бумаги положить на что-то мягкое и при помощи зубочистки прокалывать дырочки по контуру рисунка. Потом посмотреть рисунок на свет.

Игры с бусами

Бусинки можно нанизывать на леску или ленточку, перебирать бусины и называть овощи, фрукты, животных и т.д., можно катать бусины между ладошками :

Покатаю я в руках бусинки-горошки

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки!

Нанизывая бусины на леску, можно сопровождать стихотворением:

Я сижу и не скучаю

Бусы маме собираю

Нанизала бусы я

Рада мамочка моя

Игры с бумагой

Этот доступный и для ребёнка и универсальный материал, который можно применить для развития ручной умелости.

Существует множество видов работы с бумагой:

- плетение ковриков из бумажных полосок

- занятия в технике «оригами»

- складывание корабликов, самолетиков

- аппликация из рваной бумаги, из кружочков от дырокола

- объемная аппликация из мятой бумаги

Трубочки от коктейля

Разрезать на кусочки, нанизывать на ниточку.

Цветной песок

Пусть ребёнок нарисует простой контурный рисунок и смазать его клеем. После этого захватывая песок пальчиками сыпать по контуру из клея.

Ещё один из нетрадиционных средств развития моторики и речи – это су-джок терапия. Су-джок массажёры применяют в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами; шариком можно стимулировать зоны на ладошках, а массажные колечки надевают на пальчики.

Достоинствами су-джок терапии является высокая эффективность, безопасность, простота применения и универсальность.

Массаж су-джок шариками можно выполнять в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках су-джок) .

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают су- джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь.

(дети катают су- джок между ладоней) .

Массаж пальчиков эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Это можно повторять несколько раз в день.

Игры с каучуковыми мячиками

Используют для массажа детских ручек. Ещё с ним можно поиграть в «футбол» - левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это «ворота». Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Регулярные занятия с детьми по развитию мелкой моторики обеспечат им в будущем правильное и красивое письмо в школе, принося удовольствие от выполняемой учебной деятельности. Кроме того, пока движения пальцев у ребенка не станут свободными, не удастся добиться

полноценного развития речи. Таким образом, развитие мелкой моторики рук – это необходимое условие для развития речи детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Вместе с мамой. Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет с использованием различных предметов и материалов.

Для нормального развития ребенка вторым по значимости после активных движений тела являются упражнения, помогающие развивать, их мелкую моторику, или, иначе говоря, формировать манипулятивные навыки.У...

Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудоваия

Презентация "Игры для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)"

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)...

Семинар-практикум для родителей Развитие мелкой моторики.

Материал, представленный в данной работе, поможет родителям в развитии мелкой моторики рук детей....