Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"
презентация к уроку по теме

Давыдова Наталья Игоревна

Давыдова Н.И. Тема выступления "Развитие зрительного образа предмета посредством использования техники нитяной графики в работе с детьми с СДВГ" в рамках семинара-практикума "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ" // март 2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon razvitie_zritelnogo_obraza.pdf574.09 КБ
Файл tekst_vystupleniya.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2                Тел./факс:+7(499)172-10-19        

http://gppc.mskobr.ru/                gppc@edu.mos.ru

Семинар-практикум «Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ»

27 марта 2018  

Тема выступления: «Развитие зрительного образа предмета посредством использования техники нитяной графики в работе с детьми с СДВГ»

Учитель-дефектолог Давыдова Наталья Игоревна

В процессе обучения дети активно получают новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения, что вызывает развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения, что в свою очередь стимулируют творческую деятельность школьника. Формирование зрительного восприятия является основой становления образных форм познания в школьном возрасте.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию.

В построении зрительного образа важную роль играет сенсорный опыт ребенка. От того, насколько задействованы различные его каналы, зависит полнота и яркость запечатленного образа.

Способность творить образы развивается прежде всего творчестве.

Предлагаю вашему вниманию интересную технику, способствующею развитию зрительного образа предметов, на примере троих детей с СДВГ, двое из которых занимается у меня и на коррекционно-развивающих занятиях (по дефектологии). Благодаря этому я имею возможность проследить в динамике их успехи.

Нитяная графика или изонить – «изображение нитью» – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. В нашем случае основой является цветной картон. Для того чтобы создавать работы в данной технике, не требуется каких-либо сложных приспособлений и дорогостоящих материалов. Помимо картона для творчества нужны цветные швейные нитки, шило, ножницы, гобеленовые иглы (тупые). В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а также декоративные панно.

Обучение основам нитяной графики строятся на изучения техники и включают обязательное выполнение специальных упражнений: тренировки по заполнению угла и окружности. При выполнении упражнений важно понять последовательность действий, построение и заполнение нитями угла и окружности. Смешение двух приемов дает возможность выполнить интересную композицию.

Изучив приемы заполнения простых геометрических фигур и элементов: окружности, треугольника, квадрата, ромба, а также углов – прямых, тупых и острых, можно переходить к различным их комбинациям – и в конце концов передать методами нитяной графики любой образ, будь то изображение конкретных предметов и существ или абстрактной композиции.

Каким же образом нитяная графика способствует развитию зрительного образа предметов?

  1. Рассматривание предмета или его реалистичный образ
  2.  Анализ изображения предмета (2-х мерное)
  3. Ориентировка в схеме
  4. Выполнение в технике нитяной графики

Зрительное восприятие формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого познаются свойства и отношения объектов. Произвольное оперирование образами особенно отчетливо наблюдается в школьном возрасте, когда происходит интенсивное психическое развитие.

Рассмотрим этапы формирования зрительного образа предметов на занятиях по нитяной графике.

Первый этап. Все начинается с рассматривания предмета или его реалистичного образа.

Второй этап. Анализ изображения этого предмета, который включает в себя вычленение из графических изображений пространственные свойства и отношения: величину, взаимное положение частей и форму.

Особое внимание уделяется форме предмета, которую необходимо разложить на части с выделением основных элементов нитяной графики: угла и окружности.

Третий этап. Зрительное восприятие схематического изображения в данной технике.

И последний момент – выполнение работы, с использованием основных приемов.

Рассмотрим наглядный пример из презентации.

Рассматривание предмета или его реалистичного образа, анализ изображения и схемы работы связано с развитием зрительного восприятия: от трехмерного изображения к двухмерному; от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно; от одной системы отсчета к другому.

Хочу рассказать об успехах детей с СДВГ, посещающих занятия по нитяной графике. Общее у всех этих детей высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания. Поведение таких детей отличается недостаточностью самоконтроля. Произвольная регуляция развита слабо. Имея хорошие интеллектуальные способности, во время коррекционных занятий им сложно справиться с заданиями не потому, что не способны их выполнить, а потому что они испытывают трудности в организации деятельности. У двоих детей отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность. Отвечают, не дождавшись своей очереди (правильно - неправильно), обижаются на всех и как результат плохой контакт с детьми в группе. Изначально очень хорошо прослеживалась цикличность деятельности, где продуктивная работа не превышала 6-8 минут по истечении которых дети теряли контроль над умственной активностью и далее, в течение примерно такого же периода мозг накапливал энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук.

У Григория наблюдается низкая самооценка («я никогда это не делал, я не умею, не справлюсь» ). У Дарьи отсутствие внутренней речи, бормотание, выкрики. Были большие трудности при выполнении заданий на зрительно-пространственное восприятие. «Кубики Кооса», «Сложение фигур», «Танграм». Данная работа выполнялась с помощью педагога. Графическое задание на восприятие зрительного образа «Волшебные очки», Григорий и Тимофей выполнили только с развернутой помощью педагога, т.к. большие трудности с анализом изображения и его преобразованием.

Нитяная графика заинтересовала, увлекла детей.  На занятиях  дети как будто преображались. Даже Григорий затихал и старался слушать внимательно. Эта удивительная техника оказалась им по силам, что позволило почувствовать успех и повысить самооценку.  Занятия проводятся малыми группами 3-4 человека, что является наиболее комфортной средой для гиперактивных детей.

Непринуждённая обстановка, тихая спокойная инструментальная музыка, доброжелательная атмосфера способствует успешной деятельности. На полюбившемся занятии дети удерживают внимание достаточно длительное время. Подобная «избирательность» внимания поддерживается мотивацией и удовольствием, которое ребенок получает от этой деятельности.  Удовлетворение своей работой являются важным фактором организации психической деятельности гиперактивного ребенка, оказывают на нее стимулирующее влияние.

Значительно улучшилась зрительно-двигательная координация, движения мелкой моторики стали более точные. Родители отмечают улучшение почерка детей.

Дети знают, что в процессе работы могут возникнуть ошибки.  «Не ошибается тот, кто ничего не делает».  Одергивания и негативные высказывания на наших занятиях недопустимы, т.к эти методы воспитания неэффективны у гиперактивных детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хорошей традицией наших занятий считается приветствие аплодисментами каждой выполненной работы. Насколько я знаю наши занятия являются поощрением за хорошее поведение и учебу за неделю.

На занятии перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются. Например, на наших занятиях поощрением для Георгия считается разрешение «сделать ещё одну ниточку».

         В конце занятия оценивается не только выполненная работа, но и поведение.

На своих коррекционных занятиях можно выделить изменение зрительного восприятия детей. Прекрасно пошли задания там, где задействованы зрительный анализ и синтез, оперирование образом. Мальчики стали самостоятельно выполнять задания: «Кубики Кооса», «Сложение фигур», «Танграм». А графическое задание на восприятие зрительного образа «Волшебные очки» теперь является одним из любимых.

И в заключение хочу представить творческие работы детей. Задание было следующее: нарисовать рисунок, сюжет которого мы обговорили. Самостоятельно увидеть в нарисованном геометрические формы. Из них вычленить угол и окружность. Выполнить данный сюжет в технике нитяной графике.

Возникает замысел – поиск композиции – выделение элементов и формы – перевод графического образа в схематический – выполнение задания с использований приемов нитяной графики.

Таким образом, при выполнении практических работ в технике нитяной графики происходит развитие зрительного образа, при поддержке творческого воображения через преобразование изображения и создание нового образа предмета.

Результаты проделанной работы указывают на то, что подобные приёмы, направленные на развитие зрительного образа, дают ожидаемый положительный результат и хорошую динамику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологические упражнение для детей с СДВГ

Как играть с гиперактивным ребенком....

Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ

Комплексы двигательной коррекции предназначены для детей с СДВГ....

Личностно-ориентированный и семейно-направленный подходы к коррекции заикания у детей

Современные требования и приоритеты в образовании и развитии ребёнка подчёркивают необходимость личностно-ориентированной направленности процессов воспитания и обучения ребёнка. Особое значение такой ...

Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»

Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно...

Семинар-практикум "Нейропсихологический подход к коррекции детей с СДВГ"

Максимова М.В. Тема выступления "Внедрение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающие занятия с детьми с СДВГ. Случай из практики" // 27 марта 2018 г....

Техники коррекции нарушений эмоционально- социального развития детей с СДВГ

Презентация. Особенности эмоционально-социального развития детей с СДВГ.Техники снятия двигательного и эмоционального напряжения....

Специфика нейропсихологического подхода к коррекции развития у детей с особыми потребностями здоровья

Статья освещает тему нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем обучении...