Специфика нейропсихологического подхода к коррекции развития у детей с особыми потребностями здоровья
статья

Деревянченко Оксана Владимировна

Статья освещает тему нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем обучении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика нейропсихологического подхода

 к коррекции развития у детей с особыми потребностями здоровья

педагог-психолог МБОУ «СОШ №2» г.Губкинского

высшей категории Деревянченко Оксана Владимировна

Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост младших школьников, страдающих задержкой психического развития.

Современное состояние проблемы говорит о необходимости создания особых условий для развития личности обучающегося с целью преодоления трудностей в освоении образовательной программы (С.В. Алехина, Н.Н. Малофеев, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов). На данный момент разработана нормативно-правовая база, регламентирующая создание таких условий, где одним из условий является проведение коррекционно-развивающей работы с данной категорией учеников (ст. 42 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»).

Существующие (4 подхода: педагогический, психологический, комплексный, нейропсихологический) подходы к проведению коррекции развития у детей с ОВЗ учитывают лишь отдельные аспекты каждого направления:

В педагогическом подходе уделяется большое внимание вопросу «как

преподавать», для того, чтобы обучающиеся успешно освоили необходимые знания, умения, навыки. При этом данный подход не обеспечивает устранение первопричины появления этих ошибок.

Психологический подход дает нам понимание проблемных зон возникновения трудностей с позиции психологического развития и воспитания ребенка, не учитывая его психофизиологическую зрелость. При данном подходе эффективность работы будет также зависеть и от правильного медикаментозного лечения, дополнительного сопровождения с целью физиологического развития ребенка (например: занятия по лечебной физкультуре, занятия по развитию общей и мелкой моторике).

Комплексный подход включает в себя обе вышеизложенные стороны обучения и развития детей в школе.

В то время как нейропсихологический подход учитывает различные характеристики обучающегося, степень его зрелости относительно возрастных норм. Только нейропсихологический подход  наиболее углублённо решает вопрос дифференцированной психодиагностики и позволяет выявить психологические и психофизиологические механизмы, определяющие неуспех учащегося в усвоении школьной программы. Коррекционно-развивающая работа в нейропсихологии предполагает формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями.

        В соответствии с  ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, АООП НОО для обучающихся с ОВЗ должны разрабатываться с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивать  коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Но, в большинстве случаев, традиционные психолого-педагогические методы коррекции, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом—мишень», во многих случаях не приносят ощутимых результатов и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. И,  именно отсутствие результата свидетельствует о специфике нарушения, требующем особого, нейропсихологического  подхода.

        Уже  на консультации обращает на себя внимание специфика нарушений ребенка в жалобах родителей: быстро устает, едва может уснуть; реагирует отсрочено  и не понимает адресованную ему речь; пишет неразборчиво и мало учится; «глотает» конец слова, «угадывает слова»; плохая память, задержка моторного развития; не может описать картинку и скопировать рисунок; пропускает буквы, часто пишет их зеркально; ребенок «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму; с трудом овладевает чтением, письмом, счетом; двигает ногами и языком, когда пишет или рисует; тело находится в постоянном движении; невнимательный, рассеянный, отсутствует самоконтроль; конфликтует со сверстниками; домашнюю работу самостоятельно не выполняет и т. д.

Работа начинается с нейропсихологической диагностики ребенка и состоит из ряда специальных тестовых заданий, выявляющих причины его трудностей, которая занимает примерно 1,5 – 2,5 часа.

Результаты диагностики являются основой профиля особенностей развития ребенка, на основе чего специалист разрабатывает программу коррекции, что, по сути, позволяет преодолеть все перечисленные выше трудности.

Отличительной особенностью коррекционной программы является то, что она разрабатывается индивидуально под ученика с учетом степени его нарушений, а в условиях общеобразовательной школы, где интегрированы в образовательный процесс иногда десятки детей с ОВЗ, это может составлять немалую трудность в плане распределении времени на индивидуальные занятия в графике узкого специалиста. Но подтвержденная эффективность нейропсихологического подхода к коррекции трудностей развития компенсирует все временные и кадровые затраты образовательной организации.

Нейропсихологический курс коррекции развития конкретного ребенка имеет особую специфику: идет от простых упражнений к сложным, при том что «простые» и «сложные» упражнения у каждого ребенка свои, в зависимости степени повреждения или развития мозговых структур.

Основной принцип нейропсихологического подхода к коррекции – обратный онтогенез, когда специалист-нейропсихолог   как бы «возвращает» ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой». С этой целью используется целый комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни.

Программа состоит из трех этапов:

  • Восполнение энергетического потенциала. На этом этапе коррегируются такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.
  • Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.
  • На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следовать правилам, соблюдать границы, действовать по определенному алгоритму.

Длительность каждого этапа составляет не менее 20-25 занятий, и в него, для более качественного и стойкого   эффекта, обязательно должна включиться вся семья.

Здесь важно, чтобы родители понимали, что в начале коррекционных занятий может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка. Так проявляется нормальная реакция мозга на начинающиеся в нем изменения. Но скоро все придет в норму, ребенок научится действовать и думать правильно, а мозг постепенно адаптируется к изменениям. Родителю нужно быть готовым к тому, что ситуация может потребовать и коррекции детско-родительских отношений.

Нейропсихолгическая коррекция развития ребенка предполагает наличие упражнений, влияющих на костно-мышечную и центральную нервную системы. Поэтому родителям перед началом занятий целесообразно получить консультацию невролога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Нейропсихологические занятия максимально продуктивны для детей в возрасте от 5 до 12 лет. Именно в этот период мозг уже достаточно сформирован, чтобы ребенок осваивал и развивал навыки, и в тоже время еще пластичен чтобы перестроиться.

Вместе с тем, наряду с обращением внимания на трудности ребенка, главная задача родителя - вовремя признать существующую проблему, и, получая специализированную помощь, совместно работать над ней, оставаясь на позитивной волне, помогать дальнейшему, полноценному развитию своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по психомоторике как средство развития, коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с особыми потребностями

Занятие по психомоторикекак средство развития,коррекции и компенсациинарушенных функций у детей с особыми потребностями...

Психологические факторы риска у детей с особыми потребностями развития и методические рекомендации по их предупреждению в условиях инклюзивного образования

Данная статья описывает психологические факторы риска у детей с ограниченными возможностями в условиях обучения в общеобразовательной школе и способы их предотвращения...

Применение инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потребностями здоровья

Данная авторская статья раскрывает механизмы применения инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потре...

Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших кла...

Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

описаны приемы межполушарного взаимодействия на уроках письма и русского языка...