Психологические факторы риска у детей с особыми потребностями развития и методические рекомендации по их предупреждению в условиях инклюзивного образования
статья

Иванова Наталья Васильевна

Данная статья описывает психологические факторы риска у детей с ограниченными возможностями в условиях обучения в общеобразовательной школе и способы их предотвращения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические факторы риска

у детей с особыми потребностями развития

и методические рекомендации по их предупреждению

 в условиях инклюзивного образования

Иванова Наталья Васильевна

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары

     В настоящее время наибольшие трудности в приспособлении у требованиям современной экономической, политической и духовной жизни испытывают дети с различными нарушениями в развитии. В связи с этим, одной из наиболее актуальных задач педагогики и психологии является изучение факторов риска для психологического здоровья у детей с ограниченными возможностями в целях их предупреждения и профилактики.

     Как правило, дети с ограниченными возможностями затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды, отличаются проблемами эмоционально-личностного развития. Все это приводит к дисгармонии детей с ограниченными возможностями с социальной средой. Кро метого, дети с особыми потребностями, обучающиеся в общеобразовательных школах, зачастую испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка может усиливаться и превратиться в травмирующий фактор. Таким детям нужна специализированная психолого-педагогическая помощь для нормальной адаптации в среде сверстников.

     К основным психологическим факторам риска у детей с ограниченными возможностями относятся:

  1. длительная психическая депривация;
  2. соматическая ослабленность ребенка;
  3. нарушение темпов и качества формирования отдельных психических функций;
  4. трудности, испытываемые при формировании учебных действий, двигательные нарушения;
  5. эмоциональные расстройства.

     Все названные психологические факторы риска представляют угрозу для личностного благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, несостоятельность в учебной деятельности может привести к нарушениям школьной дисциплины, повышенной конфликтности с окружающими людьми. Усиление факторов риска для психологического здоровья учащихся с особыми потребностями может привести к формированию асоциального поведения, что может способствовать возникновению нервно-психических и психологических расстройств.

      Психологические факторы риска у детей с ограниченными возможностями отрицательно влияют на развитие познавательной сферы и межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

     Профилактика психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает:

  1. систематическое наблюдение за учащимися;
  2. изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся;
  3. вовлечение учащихся с особыми потребностями в культурно-массовую и оздоровительную среду;
  4. интеграция детей с ограниченными возможностями в школьную жизнь наряду со здоровыми сверстниками;
  5. создание ситуаций самореализации, самовыражения и раскрытия личностного потенциала у детей с ОВЗ;
  6. формирование жизненных устремлений у детей с ОВЗ, связанных с  

     Одной из ведущих форм профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов. Сотрудничество школы и семьи является решающим фактором профилактики психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    У детей с ограниченными возможностями важно развивать полезные интересы и высшие духовные ценности. Профилактика психологических факторов риска у таких учащихся осуществляется и непосредственным включением в деятельность школы и класса наряду со здоровыми сверстниками. Она подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями должен иметь достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности педагогов является формирование будущих жизненных устремлений подростков с ограниченными возможностями, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии.

   Профилактика психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть направлена на передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. социализацию ребенка с ограниченными вомзожностями здоровья. Необходимо создание условий для интеграции таких учащихся в нормально развивающуюся социальную среду, формирование самооценки, нравственно-правового сознания и социального поведения.

   Существуют различные формы профилактической работы по предупреждению психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. организация социальной среды;
  2. информирование;
  3. активное социальное обучение социально-важным навыкам;
  4. активизация личностных ресурсов;
  5. организация здорового образа жизни.

    Я применяю данные форммы профилактической работы по предупреждению психологических факторов риска у учащихся с ограниченными возможностями как учитель-предметник (учитель истории и обществознания) в своей педагогической и проектной деятельности.

   С целью активного включения детей с ограниченными возможностями в школьную жизнь я разработала и реализовала программу «Интеграция детей с ограниченными возможностями в правовое пространство школы», основными задачами которой стали:

  1. интеграция учащихся с ограниченными возможностями в школьную жизнь в условиях инклюзивного образования;
  2.  подготовка учащихся с особыми потребностями к участию в общественной и политической жизни страны;
  3. развитие у детей с ограниченными возможностями философии независимой жизни;
  4. воспитание у здоровых учащихся толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

     Реализация программы «Интеграция детей с ограниченными возможностями в правовое пространство школы» осуществляется с помощью интерактивных технологий (ролевые игры, игры-тренинги, групповая работа), которые позволяют снимать уровень внутренней тревожности у детей с ограниченными возможностями и повышают их самооценку.

     В рамках проекта осуществляется и эффективная работа по развитию научно-исследовательской деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Они пишут научно-исследовательские проекты, посвященные проблемам обеспечения прав ребенка в школе, и участвуют наряду со здоровыми сверстниками в научно-практических конференциях городского, республиканского и межрегионального уровней. Данный метод способствует внутренней самореализации и эффективному личностному росту детей с ограниченными возможностями.

  В рамках программы «Интеграция детей с ограниченными возможностями в правовое пространство школы» проводится и продуктивная работа по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями, которая позволяет глубже проникнуть в их интересы, склонности и способности.

   В школе ежегодно проводится акция «Достойную жизнь – каждому!», в рамках которой проводятся семинары, лекции, конференции по правам людей-инвалидов.

В 2016 году школы № 59 г. Чебоксары стала победителем международного конкурса малых грантов «Православная инициатива». На приобретенные средства гранта был реализован проект «Инклюзивная киностудия «Новый взгляд», целевыми группами которого были как здоровые учащиеся, так и дети с ограниченными возможностями, которые наряду со своими сверстниками снимали документальные фильмы о православных храмах нашего города. Следствием данного проекта стало укрепление образовательного и социального взаимодействия здоровых учащихся и детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие гражданственности и патриотизма у школьников, чувства гордости за глубокую  духовную историю родного города. В рамках проекта «Инклюзивная киностудия «Новый взгляд» были проведены кинодискуссии по фильмам духовно-нравственной тематики, направленным на формирование у здоровых учащихся толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Основным итогом проекта стал и выпуск и распространение среди широкой общественности трех документальных фильмов о трех православных храмах г. Чебоксары.

  Исходя из выше сказанного можно дать следующие методические рекомендации по профилактике психологических факторов риска детей с ограниченными возможностями здоровья с целью расширения инклюзивного пространства школы:

  1. Создание в условиях инклюзивной школы эффективных условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в школьную жизнь наряду со здоровыми сверстниками
  2. Разработка и реализация социально значимых проектов с участием детей с ограниченными возможностями
  3. Создание ситуаций для самовыражения и самореализации детей с ограниченными возможностями.

   Самое главное в процессе профилактики и предупреждения психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями – эмоционально поддерживать каждого такого ребенка, интересоваться его проблемами (особенно психологическими), дарить ему любовь, относиться к нему как к равноправному члену школьного коллектива.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность

В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Применение инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потребностями здоровья

Данная авторская статья раскрывает механизмы применения инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потре...

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Обучить функциональной грамотности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит ко...

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

В современном быстро меняющемся мире наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы максимально подготовить воспитанников к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэ...

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольном образовательном учреждении  в условиях инклюзивног...