Применение инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потребностями здоровья
статья

Иванова Наталья Васильевна

Данная авторская статья раскрывает механизмы применения инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потребностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потребностями здоровья

Иванова Наталья Васильевна 

(учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары)

  В современных условиях особую значимость приобретает расширение образовательных возможностей для всех категорий обучающихся. В рамках программы «Равенство образовательных возможностей» в 2017-м году проводился Всероссийский грантовый конкурс «Территория образовательных проектов – ТОП-школа» (учредитель – Институт экономического развития «Рыбаков Фонд»), победителем которого стал проект МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары «Школьная медиастудия «Новый взгляд». Основной задачей данного проекта является повышение информационной грамотности обучающихся посредством применения методов медиаобразования, в том числе через применение инклюзивных практик.

В МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары наряду со здоровыми учениками обучаются и учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. В школе накоплен многолетний опыт применения в образовательном процессе инклюзивных практик с целью социализации и адаптации детей с особыми потребностями здоровья  к школьной жизни. Одним из наиболее эффективных методов развития инклюзии детей с ОВЗ наряду со здоровыми учащимися в условиях общеобразовательной школы является активное вовлечение обучающихся с особыми потребностями здоровья в продуктивную творческую деятельность. Созданная на базе МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары школьная медиастудия «Новый взгляд» стала важной площадкой для внедрение инклюзивных практик в рамках инновационных медиаобразовательных технологий.

В школьной медиастудии «Новый взгляд» участвуют 12 детей с ограниченными возможностями здоровья, среди них учащиеся с нарушениями ОДА, ментальными нарушениями, которые наряду со здоровыми обучающимися выполняют в медиастудии функции журналистов, специалистов по видеомонтажу и аудиомонтажу, сценаристов. Наставниками детей с ограниченными возможностями выступают не только педагоги, но и опытные участники школьной медиастудии среди учащихся.

 Наряду со здоровыми детьми дети с ограниченными возможностями здоровья участвуют в создании теле – и радиоматериалов, обсуждении сюжетов будущих передач и документальных фильмов, мастер-классах привлеченных специалистов. За период реализации проекта было привлечено 10 учащихся с ограниченными возможностями здоровья с 5 по 11 классы. Произошли заметные прогрессивные перемены в расширении инклюзивного творческого пространства школы: здоровые участники школьной медиастудии проявляют к детям с ограниченными возможностями толерантность и уважение, в случае необходимости оказывают им помощь и поддержку, дают полезные советы, обмениваются с детьми-инвалидами своим опытом. В свою очередь, дети с ограниченными возможностями здоровья за период реализации проекта почувствовали себя увереннее, стали ощущать себя полноправными и активными членами школьного коллектива, повысили свои медиакомпетенции. Несколько детей с ограниченными возможностями здоровья старших классов проявили желание поступать на факультет журналистики после окончания школы. Таким образом, первый период реализации проекта способствовал не только расширению инклюзивного творческого пространства в школьной медиасреде, повышению информационной культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья, но и развитию профориентации такой категории учащихся.

  Высокую оценку деятельности школьной медиастудии «Новый взгляд» дали представители родительской общественности, особенно родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители здоровых учащихся МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары изъявили желание оказывать активную помощь при реализации проекта. Родители учащихся с ограниченными возможностями здоровья указали на то, что проект позитивно повлиял на их детей, на фоне участия обучающихся с ОВЗ в школьной медиастудии «Новый взгляд» произошло повышение их мотивации к учебной, творческой и исследовательской деятельности, проявление большого интереса к медиатворчеству, накопление положительных эмоций от общения со сверстниками, развитие коммуникативных навыков у таких учащихся. Все это свидетельствует о расширении возможностей для детей-инвалидов в рамках реализации проекта «Школьная медиастудия «Новый взгляд».

     Школьная медиастудия «Новый взгляд» МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары стала фундаментом для нового направления волонтерской деятельности учащихся школы – медиа-волонтерства, основой которого является создание теле- и радиосюжетов о наиболее актуальных социальных вопросах. Дети с ограниченными возможностями стали медиа-волонтерами, занимаются съемкой и монтажом социальных роликов и репортажей о событиях, которые мало известны широкой общественности. Это способствует формированию активной жизненной и гражданской позиции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, правового и гражданского сознания у данной категории обучающихся.

   В рамках реализации проекта «Школьная медиастудия «Новый взгляд» применялись различные инклюзивные практики, в том числе использовались методы кинопедагогики с целью формирования у здоровых обучающихся толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для учащихся, среди которых были участники школьной медиастудии «Новый взгляд», проводился цикл уроков кинопедагогики с демонстрацией и обсуждением злободневных документальных фильмов о правах людей с ограниченными возможностями и их месте в современном обществе. Среди данных картин были документальные фильмы «Клеймо», «В ауте», «Не забывай меня», «Форпост». С учащимися проводились не только глубокие кинодискуссии по данным картинам, но и творческая рефлексия по фильмам, в ходе которой обучающиеся осуществляли перемонтирование документальных лент, выделяя для себя самые главные эпизоды, делали творческие афиши к фильмам, создавали социальные ролики по темам, затронутым в данных документальных лентах. Использование методов кинопедагогики стало важным фактором применения инклюзивных практик в ходе реализации проекта «Школьная медиастудия «Новый взгляд».

   В рамках реализации проекта «Школьная медиастудия «Новый взгляд» у детей с ограниченными возможностями здоровья выявлено проявление большого интереса к медиатворчеству в школе, развитие коммуникативных навыков и медиакомпетенций, накопление положительных эмоций от общения со сверстниками. Выявлено, что те дети с ограниченными возможностями здоровья, которые до начала реализации проекта «Школьная медиастудия «Новый взгляд» были замкнуты, боялись участвовать в школьных мероприятиях наряду со здоровыми сверстниками, после включения в состав школьной медиастудии стали проявлять большой интерес и высокую активность в работе школьной медиастудии, тесно общаться со здоровыми сверстниками в творческом медиапространстве.

  Таким образом, были заложены основы для успешной самореализации детей с ограниченными возможностями в школьной жизни. Многие учащиеся с ограниченными возможностями здоровья отметили, что хотели бы во взрослой жизни заниматься журналистикой, звукорежиссурой видеомонтажом и другими профессиями, связанными с медиамиром. Тем самым, были заложены основы профориентации у детей с ограниченными возможностями здоровья. Все это свидетельствует о расширении возможностей для детей-инвалидов благодаря проекту «Школьная медиастудия «Новый взгляд». Замкнутое пространство детей с ограниченными возможностями здоровья разомкнулось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность

В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Психологические факторы риска у детей с особыми потребностями развития и методические рекомендации по их предупреждению в условиях инклюзивного образования

Данная статья описывает психологические факторы риска у детей с ограниченными возможностями в условиях обучения в общеобразовательной школе и способы их предотвращения...

Основы исследовательской и консультационно-просветительской деятельности педагогов по организации обучения, воспитания и развития общей культуры детей с особыми образовательными потребностями

В методических рекомендациях представлены инновационные разработкиМОУ «Кизильская школа № 1» по организации обучения, воспитания и развитияобщей культуры детей с особыми образовательными п...

Специфика нейропсихологического подхода к коррекции развития у детей с особыми потребностями здоровья

Статья освещает тему нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем обучении...