Статья. "РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ"
статья на тему

Паньшина Мария Олеговна

В статье мы рассмотрим  принципы,  способы  организации рекреационной деятельности, с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Остановим своё внимание на видах, направлениях рекреационной деятельности, а также представим опыт использования  конкретных приёмов  и методов работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.panshina_mariya_olegovna._gbou_no_755.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Паньшина Мария Олеговна

Государственное  бюджетное образовательное учреждение № 755 «Региональный центр аутизма»  г. Санкт-Петербург ( ГБОУ № 755)

РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

В статье мы рассмотрим  принципы,  способы  организации рекреационной деятельности, с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Остановим своё внимание на видах, направлениях рекреационной деятельности, а также представим опыт использования  конкретных приёмов  и методов работы по данной теме.

Диагностика  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  во время учебной нагрузки, обнаруживает   недостаток двигательной активности, чрезмерную утомляемость, повышенную возбудимость. Нарушения развития коммуникативной сферы сводят к минимуму процесс общения учащихся между собой.

Работая с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, мы также  отмечаем повышенную утомляемость, отсутствие интереса к происходящему, или наоборот, мышечное напряжение,  чрезмерное возбуждение у обучающихся, особенно во время учебной деятельности, когда необходимо прикладывать усилие, чтобы добиться результата. Проанализировав увиденное, было принято решение во внеурочной деятельности, попытаться изменить привычный для детей режим пребывания, разнообразить его, предоставить возможность узнать что-то новое, интересное, необычное для них, дать возможность отдохнуть как физически, так и психически, используя при этом правильную организацию досуга учеников.

Процесс рекреации тесно переплетается с развлечением, обеспечивающим условия для снятия излишнего напряжения, поднятия настроения, получения удовольствия от веселья, общения, свободы и т.д.[2,226].

Современные исследователи рассматривают ее как одну из функций досуга, направленную на снятие физической, интеллектуальной, психической и эмоциональной усталости с целью восстановления жизненной энергии человека.[2, 224].

Рекреационная деятельность как одно из направлений организации внеурочной деятельности обладает информационной ценностью, непринужденностью, свободой выбора собственной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреационных потребностей человека, снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определенные психические качества, приобретаются новые знания и умения [3, 156].

Одна из задач  рекреационно-развлекательной деятельности – повышение общего психического тонуса личности, снятие мышечного напряжения, формирование хорошего, жизнерадостного настроения, потому что настроение – это общее эмоциональное состояние человека, которое составляет основу психофизиологической жизнедеятельности организма. Истощение психофизиологических ресурсов влечет за  собой и резкий спад в настроении: появляются нервозность, раздражительность, озабоченность, стрессовое состояние и др.[4, 106].

Отметим ряд видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют:

1. свободная товарищеская беседа

2. игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная и т.д.)

3. любительское художественное исполнительство (массовые танцы и песни, чтение стихов и т.д.) пользуются популярностью у людей самого разного возраста. Для многих этот вид художественно-исполнительской деятельности представляется наиболее доступной и привлекательной [1,12].

4. индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание музыки, просмотр телепрограмм, интернет, компьютер и т.д.)[1,25].

5. потребление духовных  ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, эстрада, музей, выставка, шоу-программы, ботанический сад, зоопарк. Восприятие разнообразных развлекательных зрелищ (художественных, игровых, спортивных и др.) занимает большое место в системе рекреационных занятий, т.к. быстро помогают снять напряжение, получить удовольствие, отключиться от повседневности.

6.  познавательный, развлекательный, экологический, спортивно-оздоровительный, экстремальный и иные виды туризма.[ 5,435].

7. активная рекреация: непрофессиональные занятия спортом, прогулки и другие формы общения с природой, спортивные игры.[4,102].

При организации рекреационной деятельности с учащимися с интеллектуальными нарушениями, можно использовать не все направления, а только те, которые,  на Ваш взгляд,  будут интересны и доступны, а также полезны.

Необходимо опираться на лексическую тему, предлагаемую образовательной программой, можно связать рекреационную деятельность с праздничными датами,  например, «День именинника  в классе», «8 марта», «Новый год». Большим плюсом станет организация индивидуального подхода, когда к планированию направлений рекреационной деятельности Вы подойдёте с индивидуальной позиции, то есть рассмотрите трудности или проблему конкретного ребёнка, или подгруппы, а может даже и всего класса.

Свой опыт ознакомления с  рекреационной деятельности я начала с метода проекта, который создали усилиями двух классов и педагогов. В своём проекте мы выбрали для реализации несколько видов рекреационной деятельности, а именно: беседу, музыкально-ритмические упражнения (танцы, зарядки), нейрогимнастику, зрительную гимнастику для глаз, просмотр обучающих видеоматериалов, ароматерапию (эфирные масла сосны, кедра, лаванды, апельсина). Обучающиеся нашей школы  совместно с воспитателями выполняли «Весёлую зарядку», разучивали танец на осеннюю тематику «Листик- листопад», смотрели  циклы обучающих видеофильмов «Природа России», выполняли нейрогимнастику на уроках и переменах, обсуждали совместно с педагогами важные моменты о сохранении своего здоровья, знакомились с запахами русских деревьев, (сосна, кедр, ель), учились их распознавать. Не обошлось и без продуктивной деятельности: ребята изготавливали сувениры для мам на праздник «День Матери», неоднократно являлись участниками школьной ярмарки.

В процессе организации рекреационной деятельности, педагогами были отмечено положительное влияние на психическое  состояние учеников: ребята становились более сосредоточенными, уменьшалось количество аффективных вспышек, агрессии. Вся деятельность происходила в непринуждённом обстановке, обучающиеся вправе были самостоятельно выбирать тот вид деятельности, которым они хотели бы заниматься в данный момент, поощрялась инициативность заинтересованность.

Таким образом, мы отмечаем, что организация внеурочной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями должна носить характер активной,  разносторонней деятельности. Ярким примером такой деятельности является рекреационная технология. Она, в первую  очередь, позволяет снимать мышечное, эмоциональное напряжение, полученное во время интенсивной учебной деятельности, способствовать формированию активного взаимодействия, социального сотрудничества между обучающимися,  а во вторую, приносит массу приятного и полезного опыта взаимодействия педагогов и детей.

Список литературы:

1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. – СпБ. – 2001. – С. 28.

2. Буров, Н.В. Педагогика культурно-образовательной среды / Н.В. Буров. – СПб.: Концерт, 2012. – С. 354-393.

3.Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности /А.Д. Жарков. – М.:  Издательский  Дом  МГУКИ, 2007. – 480с.

4. Жаркова, Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов ВУЗов культуры и искусств /Л.С. Жаркова.– М.: Издательский Дом МГУКИ, 2010. – С . 102-106.

5.Культурно-досуговая деятельность под науч. ред. А.Д. Жаркова и  В.М. Чижикова. – М. – 1998. – С. 430-453.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География,...

Мультипликация, как один из видов ручных работ, применяемых во внеурочной деятельности с детьми с интеллектуальными нарушениями

Один из видов ручных работ во внеурочной деятельности в школе – мультипликация, главная ценность которой, является возможность комплексного развивающего обучения детей....

«Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.»

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно - нравственному, социальному и физическому развитию воспитанников....

Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»

Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»...

Рабочая программа учебного курса "Изобразительная деятельность" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2)

1,2,3,4 КЛАССЫ1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы....

«Силовая тренировка с резиновыми амортизаторами для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения (5 – 9 классы)».

Все упражнения статического характера и наравлены на включение в работу глубоких мышц, вплоть до мельчайших волокон....