Использование ИКТ-технологий во внеурочной деятельности с детьми с интеллектуальными нарушениями.
учебно-методическое пособие

Алехина Алина Петровна

Выступление на педсовете. Публикация .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алехина Алина Петровна,

воспитатель,

ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа – интернат»,

г. Козьмодемьянск

Использование ИКТ технологий во внеурочной деятельности с детьми с интеллектуальными нарушениями.

  Наше время предъявляет к работе педагогов новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Компьютерные технологии набирают силу, и нужно идти в ногу со временем. В основе стандартов, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно - деятельностный подход. Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению любого материала вне специальных условий обучения. У детей с интеллектуальными нарушениями низкая мотивация, они не могут организовать свою деятельность, многие из них, в силу своих индивидуальных особенностей, не могут самостоятельно выполнять задания, внимание у таких детей неустойчивое, непроизвольное. Необходимо постоянное повторение материала. Существует ряд трудностей на занятиях по внеурочной деятельности. Работая с такими детьми, целесообразно использовать приёмы, которые способствуют повышению активности. Учащимся следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать деятельность, поощряя даже незначительные успехи.  Наши воспитанники не всегда чувствуют своё единство с остальными людьми, что затрудняет их социализацию. И здесь очень органично вписывается во внеурочный процесс ипользование ИКТ.

Использование компьютерных технологий — это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Включение в педагогический процесс компьютерных технологий способствует достижению одной из поставленных целей образования — формированию творческого мышления учащихся. Для меня, как педагога и воспитателя детей с ограниченными возможностями  достоинства использования ИКТ во внеурочной деятельности неоспоримы.

Технические достоинства ИКТ: быстрота, манёвренность, оперативность, возможность просмотра и прочитывания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Дидактические достоинства: создание эффекта присутствия «Я это видел!». У учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Внедрение ИКТ в свою деятельность я осуществляю по направлениям:

Методическая работа:

- разработка собственных программ;

-  подбор ПО для учебных целей;

- справочники, словари;

- работа  с web – сайтами;

- мониторинг развития учащихся.

Воспитательная работа:

- использование готовых электронных продуктов;

- создание презентаций, слайд – шоу, клипов;

- дидактические игры;

- участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах;

- виртуальные  музеи и путешествия .

Основные цели, которые я ставлю при использовании ИКТ:

 сделать мероприятие, занятие современным (с точки зрения использования технических средств);

 приблизить данное занятие, деятельность к мировоззрению современного ребёнка.

Цели, с которыми я использую ИКТ на внеклассных мероприятиях, занятиях:

 - демонстрация и объяснение;

 - привлечение внимания;

 - создание проблемной ситуации;

 - усиление мотивации к познанию нового;

 - расширение словарного запаса;

 - проверка уровня запоминания.

ПРЕЗЕНТАЦИИ.

 У детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образное мышление, а ИКТ облачают в современную и увлекательную форму любой материал. Применение презентации позволяет мне отказаться от всех остальных видов наглядности.

Презентация позволяет мне не просто рассказывать, а вести беседу с учащимися, опираясь на слайды, выведенные на большой экран, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Это способствует развитию мышления учащихся, развивает их память и речь.

Стараюсь выбрать оптимальное количество слайдов, изображений и прочих материалов, которые не будут утомлять и отвлекать учеников, а дадут сосредоточиться на главном. Младшим школьникам нравятся задания, где нужно вставить пропущенные буквы, выбрать правильный рисунок, рассмотреть устройство инструмента, игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.).

Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

- придаёт занятию эмоциональную окрашенность;

- психологически облегчает процесс усвоения;

 - возбуждает живой интерес к предмету познания;

 - расширяет общий кругозор;

 - повышает производительность труда педагога.

При комплексном использовании возможностей компьютерной сети можно добиться действительно превосходных результатов. Систематическое использование ресурсов Интернет создаёт условия для развития у детей с ОВЗ познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

C:\Users\alina\OneDrive\Рабочий стол\Фото детей 2 кл 2021-22 гг\IMG_20211206_132907.jpg

E:\Сохранение\Фото мероприятия\IMG_7368.JPG

E:\Сохранение\Фото мероприятия\Зачет по РМЭ ноябрь 2019\DSC02416.JPG

                   

ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

В младших классах дети с интеллектуальными нарушениями во время занятий быстро утомляются.

 Поэтому неотъемлемой частью любого мероприятия или занятия являются физкультминутки, гимнастика для глаз. Периодически использую на уроках электронные музыкальные физкультминутки, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и снимают усталость и нервное напряжение, помогают предупреждению и снятию умственного утомления, способствуют восстановлению физических и духовных сил, совершенствованию общей моторики.

Маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, которые приносят эти электронные зарядки. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.-

Конечно, подготовка мероприятий с использованием ИКТ требует много времени для систематизации и оформления информации, но вложенный труд надолго остаётся в виде целых циклов и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство педагога. Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения детей с ОВЗ на всех его этапах. Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а также продуктивность самоподготовки учащихся, благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой деятельности.

Учитывая психологические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием информационно-коммуникационных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.

Использование ИКТ — это требование времени, позволяющее вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Применение информационно коммуникационных технологий в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями  предоставило мне возможность сделать следующие выводы:

-компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с интеллектуальными нарушениями;

- использование ИКТ побуждает детей с к занятиям, содействует познавательной активности;

- способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций;

- повышается самооценка ребенка.

C:\Users\alina\OneDrive\Рабочий стол\Фото детей 2 кл 2021-22 гг\IMG_20220126_133157.jpgделать слC:\Users\alina\OneDrive\Рабочий стол\Фото детей 2 кл 2021-22 гг\IMG_20211206_133038.jpgедую

E:\Сохранение\Фото мероприятия\неделя правоведения\IMG_20210201_165554.jpg

ды                            Методическая работа Воспитательная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Статья. "РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ"

В статье мы рассмотрим  принципы,  способы  организации рекреационной деятельности, с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Остановим своё внимание на видах, направлениях р...

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – ...

Мультипликация, как один из видов ручных работ, применяемых во внеурочной деятельности с детьми с интеллектуальными нарушениями

Один из видов ручных работ во внеурочной деятельности в школе – мультипликация, главная ценность которой, является возможность комплексного развивающего обучения детей....

ПРОГРАММА школьного семинара учителей-предметников «Использование информационных технологий и наглядности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

17 апреля 2020 года прошел семинар учителей предметников по теме «Использование информационных технологий и наглядности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями". В прграм...

Презентация "Использование проектной технологии во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ"

Мастерская в форме презентации "Использование проектной технологии во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ"...

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...