Информационный час "Колокола Хатыни"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Тимофеева Елена Мутигулловна

Данный информационный час рассчитан на детей среднего школьного возраста.

Цель: формирование системы взглядов, поведения, ценностных ориентаций, гражданских приоритетов воспитанников, развитие патриотических чувств.

Задачи:

познакомить воспитанников со страшными страницами  Великой Отечественной войны;

рассказать об отваге советских воинов.

От рук оккупантов в Белоруссии пало 2 230 000 советских граждан. В Хатыни фашисты заживо сожгли 149 человек, из них 76 детей.Страшная трагедия Хатыни свершилась мартовским утром 1943 года.

До Хатыни доходили вести, что оккупанты много уже сожгли деревень и сел. Словом, никогда еще не было так тоскливо и маятно жителям Хатыни, как в то утро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_kolokola_hatyni.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Болгарская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Информационный час

Дата проведения: 17.02.2017 г.

                                                                        Место проведения: игровая

                                                                            Выполнила: воспитатель 2 гр.

Тимофеева Е. М.

Цель: формирование системы взглядов, поведения, ценностных ориентаций, гражданских приоритетов воспитанников, развитие патриотических чувств.

Задачи:

познакомить воспитанников со страшными страницами  Великой Отечественной войны;

рассказать об отваге советских воинов.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, репродукция памятника  И. Каминского, свечи, звёздочки.

Ход занятия:

     - Здравствуйте,  ребята и уважаемые гости. Давайте, вспомним,  какое сегодня число, месяц, день и год.

 (Ответы детей)

 - А сейчас, внимание! В самом начале нашего занятия я хочу вам предложить звёздочки, за каждый ответ и активное участие  на нашем занятии. Они очень пригодятся, когда мы будем подводить итоги нашего занятия.

-Скоро вся наша страна будет отмечать большой праздник! А кто знает, какой?

 (Ответы детей)

-Праздник 23 февраля! 23 февраля – это день защитника Отечества! Скажите, пожалуйста, кто такие защитники Отечества?

 (Ответы детей).

-Вот об этих защитниках мы и будем сегодня говорить.

(1 слайд) Наш  информационный час посвящается  Великой Отечественной Войне и отважным воинам, которые самоотверженно защищали нашу Родину. Тема  нашего занятия ( Дети читают со слайда)  – «Колокола Хатыни».

- А сейчас, внимание на экран.

Просмотр видеоролика «Открытие мемориального комплекса «Ханынь».

- Ребята, как вы думаете, куда идут эти люди?

 (Ответы детей)

 -  Это печально – известное место называется «Мемориально – скульптурный комплекс «Хатынь»» Ну обо всём по – порядку.

    Своё путешествие мы начнём со столицы Республики Беларусь – города - героя Минска. Священная белорусская земля хранит память о зверских преступлениях фашизма.

На этом слайде – площадь Победы. ( слайд 2)

-  Как вы думаете, почему  именно эту площадь я захотела вам показать?

(Ответы детей)

 - Из  города-героя Минска мы отправляемся на север республики по международной трассе М3 Минск- Витебск.(слайд 3)

   В65 км от Минска мы сворачиваем на лесную дорогу. Ещё 5км – и мы на месте. (слайд 4)

     - «Хатынь» читаем мы название деревни на указателе, высеченном из камня. ( слайд 5) Почему тут нет  привычной  нам  таблички с названием населённого пункта?

 (Ответы детей)

- А потому что деревня эта умерла.

(Объяснение детей)

-Название деревни «Хатынь»  произошло от белорусского слова «хата»  -- «изба», «дом», «жилище».   Хатынь была обычной лесной деревней.  В её 26 дворах просто жили, сажали картошку, пасли коров, растили детей. И мечтали о будущем.

       Этого будущего не наступило. Страшная участь Хатыни была решена 22 марта 1943 года.

       ( слайд 6) Все началось утром 22 марта 1943 года, когда партизанский отряд напал на немецкую колонну и убил офицера, олимпийского чемпиона 1936 года. В отместку за это была проведена карательная акция силами 118 батальона охранной полиции.

    - Все население Хатыни, а это примерно 149 жителей – стариков, женщин, детей – выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Под дулами автоматов поднимали с постели стариков, не щадили даже женщин с маленькими и грудными детьми. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Когда все население деревни было в сарае, каратели заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся.
    -Люди хотели жить, страх за свою судьбу  гнал людей наружу, и двери сарая под давлением десятков человек не выдержали. Охваченные огнем люди стали выбегать наружу. Тех, кто вырывался из пламени, эти нелюди хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне погибли 149 жителей деревни, из которых было 75 детей. После этого каратели приступили к разграблению деревни, после чего полностью сожгли её.

   (слайд 7) Ребята, на этом фото Ванда Яскевич, - одна из жертв этой трагедии. Посмотрите, какая она молодая.


  - Троим жителям удалось выжить в огненном аду. Виктор Желобкович  (слайд 8) смог выжить благодаря свой матери, которая прикрыла сына собой. Он находился под трупом матери до тех пор, пока фашисты  не покинули деревню. Антон Барановский (слайд 9) был ранен в ногу, рана была настолько ужасна, что каратели приняли его за мертвого.

- Единственным взрослым, пережившим этот ужас, был 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский (слайд 10). Его трагедия была еще горше, так как у него на руках скончался сын, он был смертельно ранен в живот и получил сильные ожоги.

- Именно это и легло в основу скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» – Непокоренный человек
. (слайд 11) (Демонстрация репродукции памятника  И. Каминского)

- Ребята, почему к памятникам возлагают венки и зажигают свечи?

- Ответы детей

Сейчас, ребята, я предлагаю нам вместе зажечь свечу нашей с вами памяти бессмертного подвига героев Хатыни, подвига непокорённых людей…

- Но перед тем, как мы это сделаем,  давайте вспомним технику безопасности при обращении со свечами и спичками.  

(Зачитывается техника безопасности)

- А теперь, возьмите в руки свои свечи, а я подойду к каждому и помогу вам их зажечь.

Зажигание свечи памяти.

- Давайте поставим наши свечи к репродукции памятника «Непокорённый человек».

(Дети с педагогом ставят свечи.

После того, как дети вернулись на свои места…)

- Объявляется минута молчания.

 МИНУТА МОЛЧАНИЯ (Метроном)

- Спасибо. Внимание на экран.

( слайд 12)  На этом слайде Мемориальный  архитектурно - скульптурный комплекс «Хатынь», который мы наблюдали  в самом начале  нашего занятия.

(слайд 13) Кладбище деревень. Сюда привезли землю ещё из 185 белорусских деревень, сожжённых и разрушенных в годы войны. Мирное  население (стариков, женщин,  детей) убивали, сжигали заживо, угоняли на каторжные работы в Германию, в лагеря смерти. Тысячи людей были уничтожены в разных   областях России.

 ( слайд 14) Братская могила.

- На братской могиле жителей деревни Венок памяти из белого мрамора со словами наказа мертвых к живым:

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие.

Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда вихре пожаров жизнь не умирала!»

( слайд 15) В довоенной Хатыни было 4 колодца.

( слайд 16)  Сейчас люди оставляют в колодце пожертвования.

( слайд 17)  Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами.

- Идут и идут по ней люди, чтобы поклониться памяти тех, кто не покорился, не стал перед врагом на колени.

( слайд 18)  В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём, и столько же символических срубов из бетона. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил.

( слайд 19)  А сверху — печально звенящие колокола.

Хатынь                                 

Иду безмолвно                  
По Хатыни.
От жесткой правды
Сердце стынет.
Горячий ветер
Сушит губы.
Здесь вместо хат -
Печные трубы.
И в трубах
по угасшей жизни
Колокола

Справляют тризну...
От пепла стал седым
Закат.

Здесь дети спят.
Здесь вдовы спят.
Здесь все в былом,
Здесь жизнь была.
Колокола...
Колокола.

ЗВОН КОЛОКОЛА

( слайд 20) Звон тех давних времён
в сердце нашем звучит и поныне…

- Ребята, я знаю, что вы приготовили стихи. Прочитайте их.

( слайд 21)
 -
Время быстротечно. В стремительном потоке жизни проходят годы, десятилетия. Но непреходяща память людская. Трагедия Хатыни, трагедии других деревень и городов никогда не будут забыты.

     Звучит песня «Колокола Хатыни», исп. Кирилл Сивец.

- Ребята! Сегодня вы познакомились с историческим, трагическим местом, как Хатынь. Вы сегодня хорошо работали, у вас в руках заработанные вами звездочки. Все что мы можем сейчас подарить жертвам Хатыни – это наши звездочки  и память.  И у нас есть символичный памятник – «Непокоренный  человек», здесь горят свечи памяти.  Жители деревни, которой больше нет,   не покорились карателям, не встали перед ними на колени. В нашей памяти они навсегда останутся героями. Ребята, а что, принято вручать героям?

(Ответы детей)

- И сейчас я предлагаю тем, кто действительно считает жителей деревни «Хатынь» настоящими героями, возложить к нашему символичному памятнику, свои звёзды.

Спасибо за внимание, на этом наш информационный час  окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хатынь - наша боль и наш гнев

Разработка внеклассного мероприятия. посвященного страницам истории Великой Отечественной войны...

По ком звонят колокола Хатыни

          Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Вели...

По ком звонят колокола Хатыни

Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х шко...

Презентация Prezi.com "Русская Хатынь"

"Русская Хатынь" - деревня  Большая Заречье Ленинградской области. http://prezi.com/6ambg0betcpy/presentation/...

Конкурсная работа классный час "Пепел Хатыни"

Методическая разработка представляет собой сценарий классного часа, посвященного одной из скорбных дат  в истории Великой Отечественной войны – трагедии Хатыни.    24 сентября 1969...

презентация "Хатынь"

В материале рассказано о белорусской деревне, сожженой фашистами в годы Великой Отечественной войны....

классный час "Хатыни звон"

классный час "Хатыни звон" для 8- 9 классов...