По ком звонят колокола Хатыни
методическая разработка по теме

 

          Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х школьников для рассказа о войне. Сценарий для детей среднего школьного возраста. Я сама, еще школьницей, побывала в мемориальном комплексе «Хатынь». Хатынь произвела на меня глубокие чувства: горечь, сострадание, ненависть к фашистам. С тех пор прошло много лет, но о том, что видела своими глазами, нельзя забыть. В своей работе решила показать детям то, что творили немецкие фашисты в годы войны, не жалея ни детей, ни матерей, ни стариков, ни женщин, которые ждали детей. Их просто уничтожали.
           Разработка содержит презентацию с подробным комментированием изображенного на слайдах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_kom_zvonyat_kolokola_hatyni.doc71.5 КБ
Office presentation icon po_kom_zvonyat_kolokola_hatyni.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Селоядринская общеобразовательная школа»

Ядринского района

На конкурс сценариев внеклассных мероприятий,

 классных часов ко дню воинской славы России

«Вечной памятью живы»

Сценарий устного журнала

«По ком звонят колокола Хатыни…»

                                                         Автор работы: учитель чувашского                            

                        языка и литературы

                                                                         Токарева  Марина Васильевна.

                                                             

                                                                        Адрес ОУ: 429070

                                                                                 Чувашская Республика,

                                                                                 Ядринский район,

                                                                                 с.Ядрино,

                                                                                           ул.Шоссейная, д.5

                                                                                           тел. 60-6-42

                                                                 Адрес автора: 429070

                                                                                 Чувашская Республика,

                                                                                 Ядринский район,

                                                                                 с.Пошнары,

                                                                                           ул.Мичурина, д.36

                                                                                           тел. 60-7-18

                                                                                               

                                               

2012 год

Цель и задачи:

1.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за наш народ, страну;

2.Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к защитникам;

3.Воспитывать чувство личного переживания тем, кто отстоял Родину;

4.Развивать любознательность, расширять кругозор, стремление узнать больше нового; 5.Активизировать словарный запас детей путем уточнения понятий.

6. Воспитание доброжелательного отношения к людям разной национальности и к окружающим людям.

Аннотация:

Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х школьников для рассказа о войне. Сценарий для детей среднего школьного возраста. Я сама, еще школьницей, побывала в мемориальном комплексе «Хатынь». Хатынь произвела на меня глубокие чувства: горечь, сострадание, ненависть к фашистам. С тех пор прошло много лет, но о том, что видела своими глазами, нельзя забыть. В своей работе решила показать детям то, что творили немецкие фашисты в годы войны, не жалея ни детей, ни матерей, ни стариков, ни женщин, которые ждали детей. Их просто уничтожали.
          Разработка содержит презентацию с подробным комментированием изображенного на слайдах.

По ком звонят колокола Хатыни.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

1 чтец

…Хатыни звон – не прощальный звон,

не смиренный звон, а набатный звон.

Микола Нагнибеда.

2 чтец

Вновь иней на деревьях стынет

По синеве, по тишине

Звонят колокола Хатыни…

И этот звон болит во мне.

Перед симфонией печали

Молчу и плачу в этот миг.

Как дети в пламени кричали!

И до сих пор не смолк их крик.

1 чтец. Хатынь - символ трагедии белорусского народа, скорбная страница истории времен Великой Отечественной войны.

2 чтец. Скорбная тишина. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и захлеб автоматов, и стоны умирающих от пуль.

3 чтец. Как суровое напоминание потомкам, хранит Хатынь печаль и тоску погибших. «Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ, и никогда больше не допустите такого!»

1 чтец. Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни. Хатынь – это суровая народная память. Хатынь – это бронза, камень, безмерная людская скорбь…

2  чтец. Название этой белорусской деревни значилось когда-то на картах – десятиверстках и, кроме жителей соседних селений, мало кому было известно.

3 чтец. Но само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердца миллионов людей. Хатынь встала в ряд главных обвинителей фашизма и войны.

4 чтец. Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941года. В первые же минуты война прямой наводкой ударила по белорусским деревням и городам.

1 чтец. Три года длились черные дни оккупации Белоруссии. 440 тысяч народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом.

2 чтец. Идут ребята, мужики,

Детишки, бабы, старики,

Идут подростки и девчата,

Горят их хаты,

Горит земля,

Леса с травой,

Огонь гуляет круговой,

Поля пылают.

Боже мой!

Огонь, как мост, встает до звезд!

Звонят, звонят колокола.

Тревога землю обняла…

И от села и до села

Встает народ.

Слайд 4

1 чтец. Все человечество слышит колокольный звон Хатыни! Трагедия произошла 22 марта 1943 года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора.

2 чтец.

Слышали вы в Хатыни

Траурный перезвон?

Кровь от ужаса стынет,

Только раздастся он.

Кажется, ты в пустыне,

Выжжено все дотла –

В той, военной Хатыни

Плачут колокола.

Слайд 5

3 чтец. Мемориальный комплекс Хатынь — это та малость, которую мы можем дать погибшим в ужасах Великой отечественной войны. Хатынь — страшное напоминание о тех годах и тех событиях.

4 чтец. Хатынь — это своего рода память о трех миллионах белорусов, которые трагически погибли в годы второй мировой. Данный комплекс располагается примерно в 54-х километрах по северо-восточному направлению от столичного Минска в Минской области, Логойском районе.

Слайд 6

1 чтец. На  54  километре  шоссе  Минск — Витебск (М 3) установлен  указатель  «Хатынь».  Проехав  5 километров,  вы окажетесь  на  территории Государственного  мемориального  комплекса «Хатынь».

2 чтец. Над Хатынью – колокольный звон,

               Словно стон и крик в дыму чадящем;

               Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон

               Чёрным трубам из земли торчащим.

Слайд 7

3 чтец. Хатынь - символ трагедии белорусского народа, скорбная страница истории времен Великой Отечественной войны.

4 чтец. 22 марта 1943 деревня Хатынь Минской области была дотла сожжена немецко-фашистскими захватчиками. Никого не пощадили – 149 жителей деревни были заживо сожжены в деревянном сарае. И женщин, и стариков, и малышей постигла одна страшная участь.

2 чтец. Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин. Они ещё ничего не знали.   Но им  уже был вынесен смертный приговор.

3 чтец. За то, что они белорусы, за то, что хотели жить в своем родном Отечестве без фашистского «нового порядка».

4 чтец. Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор.

1 чтец. Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в её глазах.

2 чтец. А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминучую беду, потому так прижался к её груди, притаился под платком.

Слайд 8

3 чтец. Изверги согнали стариков,

               Малых деток, женщин не щадили.

               Нёсся жуткий плач со всех сторон,

               То сжигали тех людей живыми.

 

4 чтец.Едкий дым всё горло им сжимал.

             Дети, женщины в огне метались,

             И повсюду, крик и стон стоял.

             Это люди в пепел превращались.

Слайд 9

1 чтец. В образе непокоренного жителя Хатыни, несущего на руках зверски убитого фашистами сына, но не склонившего голову перед захватчиками, увековечен подвиг всего народа. В борьбе с немецко-фашистскими оккупантами погиб каждый четвертый житель республики.

2 чтец. Сколько жизней унесла война?!

Кровью, потом почва пропиталась.

И звонят, звонят колокола!

Нет войны! А боль в сердцах осталась.

Слайд 10

 3 чтец. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

4 чтец. Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — также удалось скрыться от нацистов.

Слайд 11

1 чтец. В тот же день в эту жуткую братскую могилу легло ещё 149 человек.

2 чтец. Две девочки из семей Климовичей и Федоровичей спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их подобрали жители деревни Хворстени.  Однако  и здесь повторилась трагедия Хатыни.

3 чтец. Головорезы фашистского палача Дирлевангера, свирепствовавшего в Белоруссии, сожгли и эту деревню вместе с людьми, а детей побросали в колодец.

4 чтец.

 В душе не надеясь уже на ответ,

Спросил у нахмуренных сосен:

Где мать и отец мои? Живы иль нет?

Что стало с сестричкою Зосей?

Слайд 12

1 чтец. Хатынь… В чем же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?

2 чтец. Хатынская улица… Никогда её не огласит смех детворы, никогда там не зацветут подсолнухи и мальвы.

3 чтец. На этих двориках никто не посадит, никто не вырастит сада.

4 чтец. На этой лавочке никто не присядет на вечерней зорьке, не погладит по головке сына или дочку.

1 чтец. В этой деревне никогда не будет  свадьбы, не будут играть гармошки, не послышатся песни.

2 чтец. В этом колодце никто и никогда не зачерпнет воды, не утолит жажду в знойный день…

Слайд 13

3 чтец. Хатынь – это памятник всем 296 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. 

4чтец. В каждом бетонном дворе – колокол.

Слайд 14

1 чтец. Колокола звонят, звонят… Хатыни звон – не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон! Об это  говорит, об этом кричит «Кладбище деревень» Хатыни. Там  горит Вечный огонь – символ неугасимости жизни, символ нашей любви к Родине.

2 чтец. А те три березки? Почему их именно три глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб, сгорел в адском пламени войны.

3 чтец. Три березки – тоже символ. Три березки  - глубокий след, жгучее напоминание о войне.

Слайд 15

4 чтец. Бывало, что и он, Иосиф Каминский, остановится возле этой бронзовой фигуры, постоит, покачает головой и тихо скажет: «Люди…Дорогие мои… Это я.  А это – мой сын». Покажет рукой на черную бронзу и умолкнет: душат его слезы, спазмы сжимают горло…

1 чтец. Погибла Хатынь! Но на месте, где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс – память о людях, которые здесь жили, которые приняли смерть от фашистских варваров.

Слайд 16

1 чтец. Теперь Хатынь — вся из гранита —

               Печально трубы подняла…

               Скрипят деревья, как калитка,—

               Когда ещё здесь жизнь была.

2 чтец. Хатынь – это бронза и камень.

3 чтец. Хатынь – это безмерная людская скорбь!

4 чтец. Хатынь – это памятник всем пепелищам нашей земли!

Слайд 17

1 чтец. Люди добрые, помните:
              любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие.
              Мы сгорели живыми в огне.
              Наша просьба ко всем:
              пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,
              чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.
              Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!

2 чтец. Родные вы наши.
              Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.

               Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья.

               Вы приняли смерть, но пламя любви  вашей к Родине

               нашей Советской вовек не погаснет.

               Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над          

        нею!

Слайд 18

3 чтец. Сколько жизней унесла война?!

               Кровью, потом почва пропиталась.

               И звонят, звонят колокола!

               Нет войны! А боль в сердцах осталась.

 

4 чтец. Над полями ветер разнесёт

              Пепел зверски заживо сожжённых.

              Колокольный звон нам пропоёт

              Стоном, криком, воплем обречённых.

 

3 чтец. Вновь цветут и радуют поля,

              Радует нас колосом пшеница.

              С колен встала Родина моя,

              Что бы варварам не покориться.

Слайд 19

1 чтец. Люди, будьте бдительны!!!»

2чтец. Над Хатынью – колокольный звон.

               Вторят ему рощи и поля.

               Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон.

               Скорбь земли!

                                 Скорбь наша!

                                                 Скорбь моя!

Слайд 20

3 чтец. Отступает с годами горе… Но мы не можем, не имеем права забыть, что где- то до сих пор ходят по земле убийцы, вешатели, разбойники и насильники из фашистских армий.

4 чтец. Это они оставили кровавые незаживающие следы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила учитель чувашского языка и литературы МБОУ «Селоядринская СОШ» Токарева Марина Васильевна. Адрес ОУ: 429070 Чувашская Республика, Ядринский район, с.Ядрино, ул.Шоссейная, дом 5 телефон (60-6-42)

Слайд 2

… Хатыни звон – не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон. Микола Нагнибеда.

Слайд 3

Слышали вы в Хатыни Траурный перезвон? Кровь от ужаса стынет, Только раздастся он. Кажется, ты в пустыне, Выжжено все дотла – В той, военной Хатыни Плачут колокола.

Слайд 6

22 марта 1943 деревня Хатынь Минской области была дотла сожжена немецко-фашистскими захватчиками. Никого не пощадили – 149 жителей деревни были заживо сожжены в деревянном сарае. И женщин, и стариков, и малышей постигла одна страшная участь.

Слайд 7

Спастись бегством удалось лишь двум детям –Виктору Желобковичу и Антону Барановскому и одному взрослому – Иосифу Каминскому. Виктор Желобкович Антон Барановский Иосиф Каменский

Слайд 8

В образе непокоренного жителя Хатыни, несущего на руках зверски убитого фашистами сына, но не склонившего голову перед захватчиками, увековечен подвиг всего народа. В борьбе с немецко-фашистскими оккупантами погиб каждый четвертый житель республики.

Слайд 9

Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.

Слайд 10

В тот же день в эту жуткую братскую могилу легло ещё 149 человек. Среди них – 75 детей. Люди погибли, но не покорились…

Слайд 11

Хатынь… В чем же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми? Хатынская улица… её не огласит смех детворы, никогда там не зацветут подсолнухи и мальвы. На этих двориках никто не посадит, никто не вырастит сада. На этой лавочке никто не присядет на вечерней зорьке, не погладит по головке сына или дочку. В этой деревне никогда не будет свадьбы, не будут играть гармошки, не послышатся песни. В этом колодце никто и никогда не зачерпнет воды, не утолит жажду в знойный день…

Слайд 12

– это памятник всем 296 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. В каждом бетонном дворе – колокол.

Слайд 13

Об это говорит, об этом кричит «Кладбище деревень» Хатыни. Там горит Вечный огонь – символ неугасимости жизни, символ нашей любви к Родине. А те три березки? Почему их именно три глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб, сгорел в адском пламени войны. Три березки – тоже символ. Три березки - глубокий след, жгучее напоминание о войне.

Слайд 14

Погибла Хатынь! Но на месте, где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс – память о людях, которые здесь жили, которые приняли смерть от фашистских варваров. Как символ непокоренного человека в центре мемориала поднялась фигура мужчины в расстегнутой обгоревшей рубашке с мертвым ребенком не руках. Он смотрит вдаль, и его разметанные ветром волосы похожи на серый клок дыма. Бывало, что и он, Иосиф Каминский, остановится возле этой бронзовой фигуры, постоит, покачает головой и тихо скажет: «Люди…Дорогие мои… Это я. А это – мой сын». Покажет рукой на черную бронзу и умолкнет: душат его слезы, спазмы сжимают горло…

Слайд 15

Хатынь – это бронза и камень. Хатынь – это памятник всем пепелищам нашей земли! Хатынь – это безмерная людская скорбь! Теперь Хатынь — вся из гранита — Печально трубы подняла … Скрипят деревья, как калитка, — Когда ещё здесь жизнь была. Вновь иней на деревьях стынет. По синеве, по тишине Звонят колокола Хатыни. И этот звон болит во мне …

Слайд 16

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!» «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в черные дни фашистского нашествия, вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Советской Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас всегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею!»

Слайд 17

«Память о жертвах, героическое прошлое народов наших объединяют нас на вечные времена». Президент Российской Федерации В. Путин 1.07.2004г. «Сколько бы не прошло лет и веков, фашизму оправдания нет. Храните эту историю для потомков. Вечная память всем жертвам фашистских извергов». Г. Селезнев 2004г. «Скорбные колокола Хатыни созвучны биению сердца метронома Пискаревского кладбища. Пусть такое никогда не повторится в мире». Участники «Марша Мира» 1991г.

Слайд 18

Над Хатынью – колокольный звон. Вторят ему рощи и поля. Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон. Скорбь земли! Скорбь наша! Скорбь моя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По ком звонят колокола Хатыни

Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х шко...

Классный час "Колокола Хатыни"

Материал классного часа рассказывает о трагедии белорусской деревни Хатынь,сожжённой вместе сжителями во время Великой Отечественной войны....

Сценарий вечера памяти "Гудят колокола Хатыни"

Приближается  70 - летие Победы в Великой Отечественной войне. праздника со слезами на глазах.  Вечер памяти "Гудят колокола Хатыни" напоминает о зверской  расправе гитлеровских фашисто...

Мероприятие "По ком звонят колокола Хатыни"

Мероприятие приурочено к 10 летию Победы над фашистской Германией и посвящено погибшим мирным жителям на территории Смолеской области....

Воспитательное мероприятие "Колокола Хатыни"

Материал для 6-9 классов.Содержит эмоциональный патриотический материал по истории Великой Отечественной войны о зверствах фашистов....

Информационный час "Колокола Хатыни"

Данный информационный час рассчитан на детей среднего школьного возраста.Цель: формирование системы взглядов, поведения, ценностных ориентаций, гражданских приоритетов воспитанников, развитие пат...

Колокола Хатыни (анализ «Хатынской повести» Алеся Адамовича).

Задачи урока:Образовательная: выявить нравственные и философские проблемы произведенияРазвивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; ...