Сценарий вечера памяти "Гудят колокола Хатыни"
материал на тему

Кочетова Ольга Николаевна

Приближается  70 - летие Победы в Великой Отечественной войне. праздника со слезами на глазах.  Вечер памяти "Гудят колокола Хатыни" напоминает о зверской  расправе гитлеровских фашистов с жителями белорусской деревни Хатынь. Рекомендуя сценарий к постановке на школьной сцене, советую подойти к нему творчески, самим поискать дополнительные исторические и поэтические материалы, подумать о формах подачи тех или иных сцен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vechera_pamyati_gudyat_kolokola_khatyni.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий вечера памяти

«Гудят колокола памяти»

(музыка «Воспоминание» М.Таривердиева из  к/ф «Семнадцать мгновений весны»)

На сцене 4 ведущих

1-ый:  Слышали вы в Хатыни

Траурный перезвон?

Кровь от ужаса стынет,

Только раздастся он.

Кажется ты в пустыне,

Выжжено все дотла –

В той, военной Хатыни

Плачут колокола.

2-ой:  Скорбная тишина. Она годами хранит и гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и захлеб автоматов, и стоны умирающих от пуль.

3-ий:  Как суровое напоминание потомкам, хранит Хатынь печаль и тоску погибших. «Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч,  голубое  небо от гари страшных пожарищ, и никогда больше не допустите такого!» (Приглушенный удар колокола, ему вторит второй, третий).

(На фоне музыки П.И.Чайковского «Первый концерт для фортепьяно с оркестром» - 1 часть)

4-ый:  Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни.

Новая группа ведущих

5-ый:  Хатынь – это суровая народная память. Хатынь – это бронза, камень, безмерная людская скорбь…

6-ой:  Название этой белорусской деревни значилось когда-то только на картах-десятиверстках и, кроме жителей соседних сел.  Мало кому было известно.

7-ой: Но само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердца миллионов людей. Хатынь стала в ряд главных обвинителей  фашизма и войны.

(На фоне песни А.В.Александрова и В.И.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная»)

8-ой:  Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22июня 1941 года. В первые же минуты война прямой наводкой ударила по белорусским городам и селам, пороховым дымом и копотью пожарищ окутала голубизну озер и нежный изумруд рощ.

5-ый: Три года длились черные дни оккупации Белоруссии.  440 тысяч народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом.

6-ой: Идут ребята, мужики,

Детишки, бабы, старики.

Идут подростки и девчата,

Горят их хаты,

Горит земля,

Леса с травой,

Огонь гуляет круговой,

Поля пылают.

Боже мой!

Огонь , как мост, встает до звезд!

 Звонят, звонят колокола.)

Тревога землю обняла…

И от села и до села

Встает народ. (Музыка смолкает)

7-ой: Все человечество слышит колокольный звон Хатыни.

(Звучит музыка И.-С. Баха «Прелюдия ми минор» -на музыкальном фоне ведущий продолжает)

Трагедия произошла 22марта 1943года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора. (Музыка смолкает)

8-ой: Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин, они еще ничего не знали. Но им уже был вынесен смертный приговор.

5-ый: За то, что они белорусы – советские люди, за то, что хотели жить в своем родном Отечестве без фашистского «нового порядка».

6-ой:  Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор.

7-ой: Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах.

8-ой: А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминучую беду, потому так прижался к ее груди, притаился под платком.

5-ый: Ах, горюшко, горе, сыночек родной!-

Сухими губами шептала, -

А может, не станут они над тобой

Глумиться? Ты прожил так мало!

Не видел, как вишня весенней порой,

Как груша в саду расцветали;

Не слышал, как трубно кричат журавли,

Как годы пророчит кукушка,

Не знаешь ты запахов талой земли

И теплой коры на опушке;

Ни разу еще не промчался верхом

За ветром вдогонку в ночное,

Не ел, согреваясь под осень костром,

Печеной картошки с золою.

Ну хоть бы одни истоптал сапоги,

Прочел бы хоть первую книжку…

Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!

Спаси не меня – так сынишку. (пауза)

6-ой: Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он.

7-ой: В тот же день в эту жуткую братскую могилу легло еще 149 человек.

(Выходят новые 4 чтеца) 

1-ый: Две девочки из семей Климовичей и Федоровичей спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их подобрали жители деревни Хворостени. Однако и здесь повторилась трагедия Хатыни.

2-ой: Головорезы фашистского палача Дирлевангера, свирепствовавшие в Белоруссии, сожгли и эту деревню вместе с людьми, а детей побросали в колодец.

1-ый: Из всех хатынских детей только Саша Желобкович, Антон Барановский и Володя Яскевич остались живыми. Обойдя цепь карателей, они нашли спасение в партизанском лесу.

4-ый: И теперь, много лет спустя, Александр Петрович Желобкович вместе с женой, сыном и дочкой  часто приходят на место былой своей хаты…

2-ой: (На фоне музыки И.С.Баха «Прелюдия соль минор»): В душе не надеясь уже на ответ,

Спросил у нахмуренных сосен:

-Где мать и отец  мои? Живы иль нет?

Что стало с сестричкою Зосей?

Провыл, потревожил  вечернюю стынь

В урочище волк одинокий.

И тихо в лесу.

Так молчала  Хатынь…

Свети ему, месяц высокий,

Средь бора дорогу ему укажи,

Которой он хаживал прежде,

Мальчишка шагает,

Мальчишка бежит

Навстречу последней надежде. (Музыка смолкает)

3-ий: Восьмилетняя Лена Яскевич, заметив карателей на улице, через окно выскочила во двор. Она бежала в лес, чтобы предупредить отца. Вот уже и лес рядом. Тут-то ее и заметили фашисты. Они стали стрелять в девочку. А она, проворная, то за кустиком скроется, то в борозду упадет – никак в нее не попасть.

4-ый: Тогда один долговязый фашист бросился вдогонку. Догнал, выстрелил.

3-ий: И произошло это на глазах отца. Сперва он стоял, онемев, потом бросился к своей дочурке.

1-ый: «Ленка, Лена, родименькая, не умирай!» склонился, взял ее на руки, прижал, окровавленную, к груди. Она уже не дышала, а он все твердил: «Лена, доченька, не умирай!..»

3-ий: Умерла  Лена у него  на руках. Он положил ее возле куста ракиты, а сам с топором ринулся на фашистов.

4-ый: Они, тренированные профессиональные убийцы, скрутили Ивана Яскевича и поволокли к овину. А в овине – полно людей: мужчин, женщин, стариков, грудных детей и подростков. (  Проецируется фотография И.И.Каминского)

Новая группа ведущих

1-ый: А из взрослых жителей Хатыни остался один. Из мертвых воскрес он в тот жуткий день.  Иосиф Иосифович Каминский чудом выкарабкался в то мартовское утро из-под обломков пылающего сарая к умирающему, прошитому пулями суну. Потеряв сознание, он уже не видел и не мог увидеть , как догорал овин, как догорали  в том овине дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки. Догорала жизнь Хатыни…  

2-ой:  Вот какой след оставили после себя фашистские каратели. (Проецируется фотография сожженной Хатыни)

3-ий: Боль  ее, боль  ее

Через наши сердца

Долетит до грядущих веков:

- Я, Ядвига,

Учительница села,

Хлебороба хатынского дочь,

Здесь подпольно с детьми я уроки вела

Каждый раз, как спускалася ночь,

Чтоб предатель и враг-чужеземец не знал,

Не глумился кроваво над нами.

Первоклассник в тот год в моей школе читал:

«Никогда мы не будем рабами…»

4-ый: Люди погибали, но не покорились… деревушка Хатынь…В чем же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?

 (На экране – хатынская улица. Звучит музыка И.С.Баха «Прелюдия ми минор»

1-ый: Хатынская улица… Никогда ее не огласит смех детворы, никогда там не зацветут подсолнухи и мальвы.

2-ой: На этих двориках никто не посадит, никто не вырастит сада.

3-ий: На этой лавочке никто не присядет на вечерней зорьке, не прижмет к груди любимую, не погладит по головке сына или дочку.

4-ый: В этой деревне никогда не будет ни свадеб, ни родин, не будут играть гармошки, скрипки, не послышатся песни.

1-ый: В этом колодце никто и никогда не зачерпнет воды, не утолит жажду в знойный день… (Музыка стихает)

2-ой: Хатынь – памятник всем 296 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. В каждом бетонном дворе – колокол. (Проецируются колокола Хатыни)

Примолкнет звон у бывшей хаты крайней,

Но над другой плитой откликнется печально.

И вдруг призывом этот звук

Пройдет до дрожи в теле:

«Не забывайте наших мук,

Мы жить, мы жить хотели!»

Так день и ночь печаль и гнев

Блуждают по долине над скорбным звоном в вышине

 Лишь отзвук журавлиный.

3-ий: Колокола звонят, звонят… (Перезвон колоколов) Хатыни звон – не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон! (Фотография «Кладбище деревень») Об этом говорит, об этом кричит «Кладбище деревень» Хатыни. (Музыка стихает) . Там горит Вечный огонь – символ неугасимости жизни, символ нашей любви к Родине.

4-ий: А те три березки? Почему их именно три глядят на Вечный огонь?  Да потому, что каждый четвертый житель Белоруссии  погиб, сгорел в адском пламени войны.

1- ый: Три березки – тоже символ. Три березки – глубокий след, жгучее напоминание о войне.

У Хатыни, где камни поседели от горя,

Срубы хат домовинами братскими стали.

Где смерч огненный выпил всю воду в колодцах,

Где из аистников аисты безвозвратно

В теплый край улетели, -

Три березки шумят под ветрами, дождями,

Три березки четвертую вспоминают.

Какой стройной  была она,

Неугомонной щебетуньей весной,

Веселухой, певуньей,

Как она партизан прикрывала и грела,

Как поила их соком, провожала в походы,

Как порой заслоняла их от пуль беспощадных…

2-ой: Три березы шумят над годами, над жизнью,

Три березы  четвертую вспоминают.

Если встать бы могла она из пепелища,

Поглядеть на  родные земные просторы

И порадоваться снова мирному небу,

Услыхать, как звенят жаворонки над житом,

И обмыть свои листья росою обильной!..

Три березы шумят под зарею румяной,

Три березы  четвертую вспоминают.

3-ий: Погибла Хатынь! Но на том месте, где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс – память о людях, которые здесь жили, которые приняли смерть от немецко – фашистских захватчиков.  (Фотографии мемориального комплекса)

4-ый: Как символ непокоренного человека в центре мемориала поднялась фигура мужчины в расстегнутой обгоревшей рубашке с мертвым ребенком на руках. Он смотрит вдаль. И его разметанные ветром на руках. Он смотрит вдаль. И его разметанные ветром волосы похожи на серый клок дыма.

1-ый: Бывало. Что и он, Иосиф Каминский, остановится позже этой бронзовой фигуры, постоит, покачает седой головой и тихо скажет: « Люди… Дорогие мои… Это я. А это – мой сын, мой Адасик…» покажет рукой на черную бронзу и умолкает: душат его слезы, спазмы сжимает горло.

(Звучит музыка Э.Грига «Смерть Озе»)

2-ой: Хатынь – это бронза и камень.

3-ий: Хатынь – это безмерная людская скорбь!

4-ый: Хатынь – это памятник всем пепелищам нашей земли!

1-ый: Запомните золотые слова, высеченные на белом мраморе «Стены памяти!»

2-ой: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу. И вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

3 – ий: И есть еще слова на «Стене памяти» - наш ответ хатынцам: «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в черные дни фашистского нашествия, вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас навсегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею!»

(Музыка смолкает)

4-ый:  Отступает с годами горе… но мы не можем, не имеем права забыть про деяния фашистов.

1-ый: Это они оставили кровавые незаживающие следы.

2-ой: В Польше – Майданек и Освенцим, во Франции – Орадур.

3-ий: в Чехословакии – Лидице, в России – Красуха.

4-ый: На Украине – Бабий Яр, в Литве – Пирчупис, в Белоруссии – Хатынь!

(Музыка звучит громче. Перезвон колоколов)

Музыкальное сопровождение: 

1)музыка «Воспоминание» М.Таривердиева из  к/ф «Семнадцать мгновений весны») – 2-3мин.

2) (Приглушенный удар колокола, ему вторит второй, третий).

(На фоне музыки П.И.Чайковского «Первый концерт для фортепьяно с оркестром» - 1 часть) – 2-3 мин.

3)На фоне песни А.В.Александрова и В.И.Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная») – 1куплет

4) (Звучит музыка И.-С. Баха «Прелюдия ми минор» -на музыкальном фоне ведущий продолжает)  - 5 мин.

5) Звучит музыка Э.Грига «Смерть Озе») -5мин.

Видеосопровождение: Презентация «Хатынь»

Сценарий разработан на основе материалов Р.Черненькой и Г.Федух, педагогов Волковинецкой школы – интерната Хмельницкой области. Они собрали большой фактический материал, напечатанный в  ж. «Юность» (1978г.), что и помогло создать впечатляющую картину трагических дней Хатыни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По ком звонят колокола Хатыни

          Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Вели...

По ком звонят колокола Хатыни

Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х шко...

Классный час "Колокола Хатыни"

Материал классного часа рассказывает о трагедии белорусской деревни Хатынь,сожжённой вместе сжителями во время Великой Отечественной войны....

Мероприятие "По ком звонят колокола Хатыни"

Мероприятие приурочено к 10 летию Победы над фашистской Германией и посвящено погибшим мирным жителям на территории Смолеской области....

Воспитательное мероприятие "Колокола Хатыни"

Материал для 6-9 классов.Содержит эмоциональный патриотический материал по истории Великой Отечественной войны о зверствах фашистов....

Информационный час "Колокола Хатыни"

Данный информационный час рассчитан на детей среднего школьного возраста.Цель: формирование системы взглядов, поведения, ценностных ориентаций, гражданских приоритетов воспитанников, развитие пат...

Колокола Хатыни (анализ «Хатынской повести» Алеся Адамовича).

Задачи урока:Образовательная: выявить нравственные и философские проблемы произведенияРазвивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; ...


 

Комментарии

Дьяченкова Надежда Анатольевна

Спасибо за интересный материал!